по
Historical informatics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Salomatina Sofya
History magazine - researches, 2019-6
Salomatina S. - Commercial Banks and Agriculture in the Second Half of the 19th Century: a Statistical Analysis of the Operations of the Oryol Commercial Bank Compared with the State Bank of the Russian Empire pp. 151-178

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.6.31310

Abstract: The article is focused on the little-studied problem of how Russian commercial banks, private and state-run, credited agricultural production enterprises and agricultural trade in the second half of the 19th century. The dominant economic theory during those years did not consider agriculture to be part of the commercial banks' responsibility, and this industry's clientele affiliation is poorly reflected in banking statistics. However, the actual contribution of banks in agricultural regions met the urgent needs of the economy. The author analyzes banking practices for servicing wholesalers and landlords using archived and published material of the Oryol Commercial Bank (1872-1908) and the branches of the State Bank of the Russian Empire operating in the governorates of Central Chernozem, South and West of European Russia. The article calculates the turnover of the two banks' operations related to providing services to agriculturers for 1866-1901. Based on this data, the author reveals a protracted economic crisis in the Oryol Governorate in the 1880s, linked to a fall in agricultural prices, unfavorable railway tariffs, and a series of low crop yields. As a result, in the 1890s, the Oryol Commercial Bank had expanded its network of branches outside the Oryol Governorate. Sharp fluctuations in the 1880s weighted down operations of exporting goods, while operations related to local consumption remained relatively stable, which disproves the so-called concept of “hungry exports”. The policy of the State Bank, which set out to expand banking services to agriculture in the 1890s, must be evaluated through the fact that similar operations undertaken by a private bank were significantly more developed in the territory under examination.
Historical informatics, 2019-4
Salomatina S., Garskova I.M., Valetov T.Y. - Interregional Payments of Oryol Commercial Bank in the Second Half of the 19th Century: Net Analysis pp. 122-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.4.31020

Abstract: The article studies commodity-money flows in the Central Black Earth Region in the second half of the 19th century. To do this Network and geoinformation analysis are applied to the statistics of interregional payments of the Oryol Commercial Bank in 1874–1901. These statistics characterize, firstly, bank clients’ payments related to commodity sales to other regions (goods secured loan payments and bill discounting payments) and, secondly, clients’ payments for goods from other regions (transfers with locations stated). The network structure and geography of these commodity-money flows were analyzed in detail at three time points: 1874, the initial period, economically favorable for the region; 1885, the economic crisis in the area; and 1901, the last year when such payment statistics were published. The article concludes that commodity-money flows of the Central Black Earth Region served by the Oryol Commercial Bank were directed towards westward commodity railway exports. Initially it was Riga and Koenigsberg and by 1901 - many other settlements in western regions and along the western border of the Russian Empire near the railway. Backward commodity-money flows related to the import of goods into the Central Black Earth Region came from all the principal commercial and industrial centers of the Russian Empire. Such a commodity exchange model correlates well with the agricultural specificity of the Central Black Earth Region.
History magazine - researches, 2018-4
Salomatina S., Kulenkova E. - The Securities Market in Moscow in the 1910s: a New Look Through the Ryabushinsky Bank Archives pp. 33-57

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.25404

Abstract: In this article, the author examines on a micro-level the securities market in Moscow in the 1910s. The author's focus is placed on the banking segment of this market, for which the main source is the complete set of bookkeeping records on demand loans guaranteed by securities (on-call credit) in the Moscow Bank (Ryabushinskiy Bank) for 1912. The research objects of this study are the clients (369 people), their accounts and the notes on the purchase and sale of securities on these accounts (12,406 transactions). Based on the results of the author's cluster analysis, the clients of the Ryabushinsky Bank differed in their behavioral patterns on the securities market: some clients bought securities only to open an account; others engaged in long-term investments; some sold their securities. In addition to this, the author identified a large and homogeneous in behavior group of stock speculators of different proportions. The stock speculation involved a special technique for buying shares with the subsequent quick sale. The author was able to identify a figurehead among the major clients, on behalf of whom the bank owners were speculating, as well as the group of securities market professionals who had direct access to the Moscow stock exchange and were more likely to serve their own clientele. Thus, the market of bank credit and the securities market were closely intertwined in Moscow in the 1910s, and the author's research was also able to demonstrate that the Moscow intermediaries had direct access to the St. Petersburg securities market, which broadens our understanding of how the regional securities markets worked in the 1910s Russia.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Саломатина Софья Александровна
Историческая информатика, 2021-1
Саломатина С.А., Гарскова И.М., Валетов Т.Я. - Вывоз товаров из аграрного района: сетевой и геоинформационный анализ банковских платежей в Орловской губернии во второй половине XIX в. c. 131-160

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35447

Аннотация: В статье анализируются денежные потоки, связанные с вывозом сельскохозяйственной продукции из Орловской губернии, по которым выявляется география получения доходов от межрегиональной торговли и делается вывод об изменениях в экономическом положении этого аграрного региона. Источником исследования является статистика межрегиональных банковских переводов, расчетов по кредитам под залог товаров, перевозимых по железным дорогам, и по векселям, по которым место платежа было за пределами Орловской губернии. Эти статистические данные относятся к Орловскому коммерческому банку и Орловскому и Елецкому отделениям Государственного банка Российской империи за 1868, 1878, 1888 и 1898 гг. К этим данным применены методы сетевого и геоинформационного анализа. Для интерпретации результатов использованы также нарративные источники об экономической ситуации в Орловской губернии. В статье делается вывод, что Рижско-Орловская магистраль, дававшая Орловской губернии межрегиональный статус в торговле, в 1890-е гг. утратила часть своего значения для вывоза из Центрального Черноземья, что привело к более диверсифицированной форме получения дохода от продажи сельскохозяйственной продукции. Крупные денежные потоки из Санкт-Петербурга и Москвы можно объяснить не только оплатой товаров, но и более широкими связями Орловской губернии со столицами, которые требуют дальнейшего изучения. Вывоз товаров в южные регионы Европейской России был менее важен для Орловской губернии, а в восточном направлении его фактически не было. В 1890-е гг. в связи c появлением многочисленных региональных железнодорожных веток резко усиливается обмен на близких расстояниях внутри Центрального Черноземья, однако это явление в региональной экономике тоже еще очень слабо изучено.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-6
Саломатина С.А. - Коммерческие банки и сельское хозяйство во второй половине XIX в.: статистический анализ операций Орловского коммерческого банка в сравнении с Государственным банком Российской империи c. 151-178

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.6.31310

Аннотация: Статья посвящена малоизученной проблеме, как российские коммерческие банки, частные и государственные, кредитовали сельскохозяйственное производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией во второй половине XIX в. Доминировавшая в те годы экономическая теория не считала сельское хозяйство зоной ответственности коммерческих банков, и отраслевая принадлежность клиентуры плохо отражена в банковской статистике. Однако реальная деятельность банков в аграрных регионах отвечала насущным потребностям экономики. В статье анализируются банковские практики по обслуживанию оптовых торговцев и помещиков на примере архивных и опубликованных материалов Орловского коммерческого банка (1872-1908) и отделений Государственного банка Российской империи, действовавших на той же территории в губерниях Центрального Черноземья, Юга и Запада Европейской России. В статье рассчитаны обороты операций двух банков, связанных с обслуживанием сельского хозяйства за 1866-1901 гг. По этим данным выявляется затяжной экономический кризис в Орловской губернии в 1880-е гг., связанный с падением аграрных цен, неблагоприятными железнодорожными тарифами, чередой неурожаев. В результате в 1890-е гг. Орловский коммерческий банк расширил сеть отделений за пределы Орловской губернии. Резкие колебания в 1880-е г. испытывали операции, обслуживавшие вывоз товара, тогда как операции, связанные с местным потреблением, оставалась относительно стабильными, что противоречит так называемой концепции «голодного экспорта». Политику Государственного банка, взявшего курс на расширение банковского обслуживания сельского хозяйства в 1890-е гг., необходимо оценивать с учетом того факта, что на исследуемой территории аналогичные операции частного банка были существенно более развитыми.
Историческая информатика, 2019-4
Саломатина С.А., Гарскова И.М., Валетов Т.Я. - Межрегиональные расчеты Орловского коммерческого банка во второй половине XIX в.: сетевой анализ c. 122-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.4.31020

Аннотация: Статья представляет собой опыт изучения товарно-денежных потоков Центрального Черноземья во второй половине XIX в., для этого методы сетевого и геоинформационного анализа применяются к статистике межрегиональных платежей Орловского коммерческого банка за 1874–1901 гг. Эти статистические данные характеризуют, во-первых, расчеты клиентов банка, связанные с продажами товаров в другие регионы (расчеты по кредитам под залог товаров и по учету векселей), и, во-вторых, расчеты клиентов банка по покупкам товаров из других регионов (переводы с указанием мест, на которые они выписаны). Сетевая структура и география товарно-денежных потоков детально проанализированы на трех временных срезах: 1874 г., начальный период, экономически благоприятный для Центрального Черноземья; 1885 г., в период экономического кризиса в этом районе; 1901 г. последний год публикации статистических данных такого типа. В статье делается вывод о том, что товарно-денежные потоки Центрального Черноземья, которые обслуживал Орловский коммерческий банк, были ориентированы на вывоз товаров в западном направлении по железным дорогам, сначала на Ригу и Кенигсберг, а к 1901 г. — в направлении большого числа населенных пунктов в западных регионах и по западной границе Российской империи, находившихся на железнодорожных путях. Товарно-денежные потоки в противоположном направлении, связанные с ввозом товаров в Центральное Черноземье, шли из всех основных торгово-промышленных центров Российской империи. Такая модель товарообмена хорошо соотносится с сельскохозяйственной специализацией Центрального Черноземья.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-4
Саломатина С.А., Куленкова Е.А. - Рынок ценных бумаг в Москве в 1910-е гг.: новый взгляд через архив Банка Рябушинских c. 33-57

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.25404

Аннотация: В данной статье изучается на микроуровне рынок ценных бумаг в Москве в 1910-е гг. В работе сделан акцент на банковский сегмент рынка: основным источником стал полный комплект бухгалтерских записей по ссудам до востребования под залог ценных бумаг (онкольным ссудам) в Московском банке (Банке Рябушинских) за 1912 г. Объектами исследования являются клиенты (369 чел.), их счета и записи о покупке и продаже ценных бумаг на этих счетах (12 406 сделок). По результатам кластерного анализа, клиенты Банка Рябушинских различались по модели поведения на рынке ценных бумаг: одни клиенты купили ценные бумаги только, чтобы открыть счет; другие занялись инвестициями на длительный срок; кто-то продал ценные бумаги. В дополнение к этому выявлена многочисленная и однородная по модели поведения группа фондовых спекулянтов разного размера. Спекуляция предполагала специальную технику покупки акций с последующей быстрой продажей. Среди крупных клиентов удалось выявить подставное лицо, от имени которого спекулировали владельцы банка, также группу профессионалов рынка ценных бумаг, которые имели прямой доступ на Московскую биржу и с большой вероятностью обслуживали собственную клиентуру. Таким образом, рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг были тесно переплетены в Москве в 1910-е гг., к тому же в статье удалось показать, что московские посредники имели прямой доступ на петербургский рынок ценных бумаг, что расширяет наши представления о функционировании регионального рынках ценных бумаг в России в 1910-е гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"