по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Зипунникова Наталья Николаевна
Genesis: исторические исследования, 2018-8
Зипунникова Н.Н., Калинина А.В., Елисова Н.С. - От юридического факультета Иркутского университета к Сибирскому институту советского права: иркутские корни вузовской истории (посвящение 100-летию Уральского государственного юридического университета) c. 11-28

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.26607

Аннотация: Авторами подробно рассмотрены проблемы становления юридического образования на востоке страны - в Иркутском государственном университете. Открытый осенью 1918 г. университетский юридический факультет явился организационной учебно-научной структурой, положившей начало истории Уральского государственного юридического университета. Будучи неоднократно трансформированным, в 1931 г., в русле большой реформы подготовки советских юридических кадров, университетский факультет был преобразован в Сибирский (Иркутский) институт советского права. В 1934 г. институт перевели на Урал, в Свердловск; в 1935 г. он стал называться Свердловским правовым, а с 1936 г. - Свердловским юридическим институтом. В статье используются и критически осмысливаются наработки так называемого юбилейного жанра и юбилейных стратегий познания истории юридического образования и науки. На основании использования широкого круга источников, включая архивные материалы, показаны развитие идеи сибирского университета, образование в сложнейших условиях смены властей и режимов, Гражданской войны факультета для подготовки юристов в Иркутске и, с точки зрения системного подхода, различные аспекты его функционирования. Особое внимание обращено на нормативно-правовые, политико-идеологические, организационно-управленческие основы работы факультета. Прослеживается эволюция содержания подготовки юристов высокой университетской квалификации; на примере непростых судеб профессорско-преподавательского состава показана "связь времен".
Genesis: исторические исследования, 2015-4
Зипунникова Н.Н., Зипунникова Ю.Н. - Юридическое образование как перекресток права, культуры, интересов личности, общества и государства (размышления в связи с новым изданием «Ящук Т.Ф. Юридическое образование в высшей школе: учебное пособие. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. – 312 с.») c. 508-534

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15659

Аннотация: В статье рецензируется новое учебное пособие Т. Ф. Ящук «Юридическое образование в высшей школе», в котором автор рассматривает исторические, теоретические, сравнительные и прикладные аспекты подготовки юридических кадров. Дается оценка осмысления феномена европейского университета с факультетом права, традиций российского юридического образования, а также трудностей реализации положений Болонского процесса. Отмечается перспективность изучения зарубежного опыта в области высшего юридического образования. Показано особое значение государственного регулирования подготовки юристов и общественно-государственного партнерства в данной сфере. Акцентировано внимание на важности теоретического анализа дидактических проблем в высшей юридической школе, а также на новых требованиях, предъявляемых к научно-педагогическим работникам. Обширность предложенного Т. Ф. Ящук спектра проблем способствует более объективному, панорамному видению состояния и перспектив развития высшего юридического образования. Такой подход активизирует размышления о тенденциях развития системы подготовки профессиональных юридических кадров в условиях глобализации, делая издание полезным не только магистрантам, аспирантам, преподавателям юридических дисциплин, но и специалистам в теории и истории юридического образования.
Genesis: исторические исследования, 2015-4
Зипунникова Н.Н. - Идеологемы в российском законодательстве об образовании и науке XVIII – XX веков (к проблеме координат политико-идеологической составляющей деятельности государства) c. 355-383

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15695

Аннотация: В статье рассматривается малоизученная историко-правовая проблема идеологем в образовательно-научной сфере России XVIII – XX вв. и их отражения в законодательстве. Насыщенность идеологемами разных пластов законодательства, регулировавшего образование и науку, характеризуется как одна из его сущностных черт. Идеологемы и идеологические формулы рассматриваются в качестве концептов, скрепляющих, формирующих политику и идеологию в сфере образования и науки, а также как каналы их реализации.Поставлена задача выявить идеологемы, идеологические формулы и клише в российском законодательстве об образовании и науке, систематизировать и творчески их осмыслить. Предложена классификация «образовательно-научных» идеологем. Особое внимание уделено формулированию законодателем задач подготовки профессиональных юридических кадров как в императорский период, так и в советские десятилетия. Отмечена обусловленность политико-идеологической составляющей деятельности Российского государства в сфере юридического образования распространением и доминированием соответствующих правовых доктрин, школ права. Показаны в комплексе как широко известные идеологемы типа уваровской триады или модели советского юриста, так и формулы, не получившие столь пристального внимания исследователей. Делается вывод о перспективности дальнейшего историко-правового познания политики и идеологии в сфере образования и науки, а также их опорных точек – идеологем.
Genesis: исторические исследования, 2015-3
Зипунникова Н.Н. - Развитие учения о законе и преподавание государственного права (сюжет к характеристике образовательно-научной системы России XVIII-XIX веков) c. 326-344

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15050

Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка соединения исследовательских сюжетов, связанных с осмыслением формировавшегося в Российской империи учения о законе и преподавания государственного права, преимущественно – в императорских университетах. Значительные усилия Российского государства по обустройству образовательно-научной системы в XVIII-XIX вв. – формированию инфраструктуры, приглашению и взращиванию научных кадров, финансированию и т. д. – сыграли положительную роль в развитии разных разделов научного правоведения и их проекции на подготовку юридических кадров. Тема закона долгое время оставалась центральной для ученых-юристов, вызревая под влиянием разных факторов, в числе которых господство соответствующей правовой доктрины или их плюрализм, политико-идеологический контекст, систематизация законодательства, др. Она изучалась не только в рамках истории, философии, энциклопедии, теории права, но и представителями отраслевых юридических наук и, прежде всего, науки государственного права, включенной в образовательные стандарты подготовки юристов. Перспективность исследовательского фокуса, стыкующего две заявленные историко-правовые проблемы, обусловлена необходимостью обновления подходов к изучению отечественной образовательно-научной традиции.
Genesis: исторические исследования, 2015-2
Зипунникова Н.Н. - История российской юридической науки как самостоятельная научная дисциплина (или несколько суждений в связи с монографией М. А. Кожевиной «Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII–XIX вв.». – Омск: Омская академия МВД России, 2013. – 198 с.) c. 205-222

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14155

Аннотация: В статье рецензируется монография М. А. Кожевиной «Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII – XIX вв.», в которой автором обозначена проблема обоснования истории научной юриспруденции в России как самостоятельной науки. М. А. Кожевина определяет объект, предмет и инструментарий истории юридической науки, предлагает ее периодизацию, а также характеризует комплекс факторов, способствовавших оформлению юридической науки как социального института – законотворчество, организационно-правовые основы научной деятельности и др. В числе прочих факторов автор монографии анализирует деятельность профессионального юридического сообщества, а к формам его организации относит Академию наук, юридическое образование и юридические общества. Таким образом, а также посредством характеристики преподавательской деятельности российских правоведов XVIII–XIX в., М. А. Кожевина показывает органическую связь российской научной юриспруденции и юридического образования. Как фактор институционализации в монографии рассматривается становление сети юридической периодики в России. Предлагаемый М. А. Кожевиной исследовательский ракурс обостряет ряд науковедческих проблем, связанных с изучением истории российского правоведения и воспроизводства юридического корпуса, а рецензируемая работа способствует размышлениям о перспективном самоописании отечественной научной юриспруденции. Монография М. А. Кожевиной предлагает один из вариантов подобного нарратива.
Genesis: исторические исследования, 2015-2
Зипунникова Н.Н. - «…Мы обратили деятельность Университетов Наших на существенную пользу наук и публичного воспитания»: к 180-летию Общего устава российских императорских университетов 1835 г. c. 170-204

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14305

Аннотация: Статья посвящена важнейшему узаконению, регулировавшему деятельность российских императорских университетов во второй трети XIX столетия. Университетский устав 1835 г. длительное время имел исключительно негативную оценку, как и вся эпоха царствования Николая I. Показана перспективность содержательного переосмысления значения закона 1835 г., предпринятого в последние годы.Охарактеризованы предпосылки университетской реформы, политико-идеологический контекст рождения устава, отмечено влияние на него идеологем «истинного просвещения» и триединой формулы графа С. С. Уварова, а также систематизации российского законодательства. Особое внимание в статье обращается на разработчиков университетского закона. Анализируются отдельные юридические конструкции устава, на основе сравнения с университетским законодательством начала XIX века делается вывод о значительном развитии юридической техники. Рассмотрено значение образовательного стандарта 1835 г. для юридического образования и научного правоведения. Систематизация российского законодательства под руководством М. М. Сперанского, распространение идей исторической школы права и новый стандарт подготовки юристов в императорских университетах охарактеризованы во взаимосвязи. Нравственно-политические отделения университетов были трансформированы в юридические факультеты, усилился государственный интерес к научному правоведению.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"