по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Першин Юрий Юрьевич
Психолог, 2021-2
Першин Ю.Ю., Черевкова Т.Н. - Архаическое сознание и постмодерн. Case study: Полк специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии. c. 20-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.33998

Аннотация: Объектом исследования является архаическое сознание как латентная составляющая коллективного и индивидуального сознания военнослужащих Полка специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии. Архаическое сознание исследуется на предмет выявления и уточнения сущностных характеристик, проявляющихся в процессе повседневного несения службы и выполнении боевых задач военнослужащими полка. Подобной экспликации архаических содержаний сознания способствуют определенные режимы тренировок и подготовки военнослужащих этого подразделения Сил специальных операций ВС Австралии, содержащий специфические «ключи активации» архаического сознания. Исследование построено на сравнительном анализе мировоззрений/мироотношений, способов и режимов конструирования реальности, психологии поведения в архаической и постмодернистской парадигмах специалистов/операторов Полка специальной авиадесантной службы (SASR). Авторы приходят к выводу о том, что любое армейское подразделение, одним из которых является Полк специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии, в своей основе и сущности является архаической структурой, с соответствующим коллективным сознанием, психологией поведения и способом конструирования реальности. Современная социальная динамика и преобразования в своей структуре иногда содержат постмодернистские аттракторы и катализаторы постмодернистского мышления, психологии поведения и конструирования реальности. Данные характеристики очевидно могут влиять на архаические военные структуры, но они не способны полностью изменить сущность этих организаций. При значительном (если такое вообще возможно), перерождении архаических социальных структур (включая сознание, мышление и психологию поведения) в постмодернистские, их сущность будет утрачена, и они перестанут выполнять присущие им функции.
Вопросы безопасности, 2020-2
Першин Ю.Ю. - Гибридная война: неуловимые армии и невидимые руки c. 48-71

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.2.32680

Аннотация: Объектом исследования является понятие «гибридных сил». Гибридная война - это война, в которой принимают участие гибридные силы, гибридность которых происходит из того, что они состоят из регулярного и иррегулярного компонента. Первоначально в качестве иррегулярного компоненты выступали партизаны, которые с течением времени были заменены подразделениями специального назначения, в том числе, и разведывательно-диверсионными, продолжающими выполнять роль иррегулярных подразделений. Гибридные силы, в соответствии с западными доктринами, являются наиболее эффективными. Исходя из этого представляется актуальным провести исторический обзор, анализ и уточнить методологические подходы к возникновению, роли, эффективности и перспективе использования гибридных сил по данным, представленным в иностранных источниках. Понятие исследуется на предмет его первоначального смысла, содержания и релевантности применения при описании ведения боевых/военных действий в современных условиях. Исследование строится на сравнительном анализе оригинального источника, одного из тех, в которых, как считается, впервые было рассмотрено понятие «гибридных сил», а также методологических ориентиров этого источника. Новизна исследования состоит в том, что автор представляет и делает анализ иностранного источника, который, по его мнению, помимо прочих лежит в основании концепции "гибридной войны". Историческая ретроспектива, представленная в источнике, поможет теоретикам гибридной войны более точно определить это понятие. Автор также делает вывод о том, что явление, которое в настоящее время получило название "гибридной войны" и "гибридных сил", не является новым, а имеет исторические аналоги в истории человечества.
Психолог, 2018-4
Першин Ю.Ю. - Архаическое сознание в пространстве военного метадействия: «ключи» активации. c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.26743

Аннотация: Объектом исследования является феномен архаического сознания, архаического видения, восприятия и понимания окружающего мира. Предметом исследования является проявление архаического сознания в современных условиях в пространстве военного метадействия, которому мы, помимо прочего, относим разведывательную и контрразведывательную деятельность в различных формах их проявления. В такой экстремальной ситуации у современного человека зачастую спонтанно актуализируется видение мира и ситуации, аналогичное видению мира архаическим человеком. Проблема исследования состоит в теоретической проработке некоторых психологических «ключей», которая на практике может способствовать системной активации архаического сознания в ситуации военного метадействия. В исследовании применялась общефилософская и общенаучная методология, в частности методы теоретического исследования, элементы системно-функционального, структурно-функционального и герменевтического подходов, сравнительно-исторического метода. В исследовании используется системно-коммуникационный подход, а также реконструкция понимания военного метадействия с точки зрения архаического сознания. Новизна исследования заключается в том, что психологические «ключи», необходимые для активации архаического сознания рассматриваются в пространстве военного метадействия, к которому автор относит разведывательную и контрразведывательную деятельность. Автором предлагается теоретизация архаического восприятия смерти, которое в виде психологической установки гарантированно способствует системному (не спонтанному) наведению актора-участника военного метадействия на хронотоп архаического сознания, а также корректирует его поведение в заданном хронотопе. Помимо этого, в работе приводится операциональное (авторское) определение информации, исходящее из анализа ее восприятия и работы с ней со стороны архаического сознания.
Вопросы безопасности, 2017-3
Першин Ю.Ю. - Психоэмоциональные расстройства операторов БПЛА (по материалам иностранных источников): презентация проблемы. c. 17-30

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.3.23194

Аннотация: Актуальность исследования задается ростом использования воздушных роботизированных (дистанционно управляемых безэкипажных) комплексов, в частности БПЛА. Возможность их использования в военных целях создает определенные проблемы, так как одним из элементов системы такого комплекса является человек-оператор. В тех странах, где подобные комплексы используются достаточно длительное время, накопился значительный опыт исследований человека-оператора БПЛА, и в частности, морально-этических и психологических проблем, с которыми тот сталкивается. Отсюда актуальным является рассмотрение подобного опыта применительно к возрастающей роли БПЛА и других дистанционно управляемых безэкипажных комплексов в отечественных условиях. Объектом настоящего исследования являются материалы открытых иностранных источников, а также специальных исследований, в которых описываются условия работы военнослужащих-операторов БПЛА ВС США. Предметом исследования являются факторы, негативно влияющие на работу операторов и затрудняющие выполнение ими боевых задач, а также возможность применения опыта военнослужащих и военных психологов ВС США в отечественных условиях для повешения безопасности работы операторов боевых роботизированных комплексов. Для рассмотрения проблемы использовалась общенаучная методология, в частности, методы теоретического исследования, элементы системно-функционального и структурно-функционального подходов, элементы сравнительно-исторического метода, а также общефилософская методология. После рассмотрения публицистических и научных материалов, поднимающих и исследующих данную проблему, становится очевидно, что с ростом использования БПЛА и дистанционно управляемых безэкипажных комплексов, а также увеличением количества операторов этой техники аналогичные проблемы могут проявить себя и в ВС РФ. Следовательно, учитывая иностранный опыт, необходимо быть готовым к решению подобных задач в отечественных условиях. Подготовка операторов должна быть направлена их адаптацию к неблагоприятным условиям работы, а также на максимальное устранение неблагоприятных факторов, приводящих к психоэмоциональным расстройствам операторов, и таким образом снижающих эффективность и безопасность их работы.
Вопросы безопасности, 2016-4
Першин Ю.Ю. - Записки о «гибридной войне» c. 63-85

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19510

Аннотация: В настоящем исследовании автор выбрал объектом исследования понятие «гибридная война/угроза», которое в настоящее время довольно часто используется различными авторами, зачастую вкладывающими в него различные смыслы. На наш взгляд, это понятие неустойчивое, не поддающееся детальной классификации, но оно теоретически притягательно именно в силу того, что может вместить в себя большое количество смыслов. При значительной регламентации военной сферы в США, подобное размытое понятие является неким «спасательным кругом» для авторов, желающих избежать классификационной работы. Таким образом, понятие исследуется на предмет его первоначального смысла и релевантности использования при описании ведения боевых действий в современных условиях. Исследование строится на сравнительном анализе оригинальных источников, с помощью которых можно проследить генезис, актуализацию и развитие понятия «гибридная война/угроза». Новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что автор сделал попытку собрать и проанализировать оригинальные источники, в которых зарубежные специалисты употребляли и употребляют понятие «гибридная война/угроза». В исследовании также подвергается сомнению актуальность понятия «гибридная война/угроза», так как оно не содержит (в отличие от конкретных терминов, таких, как, к примеру «химическая война, экономическая война и пр.) указание на область, силы, средства, стратегию и тактику противостояния. Автор исследования приходит к выводу о том, что понятие «гибридная война/угроза» в современной печати не является операциональным, однако несет налет идеологичности.
Психолог, 2015-1
Першин Ю.Ю. - Философия разведки в case study: "военное метадействие" c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13704

Аннотация: Объектом исследования является архаическое сознание, архаическое видение и понимание окружающего мира. Предметом исследования является проявление архаического сознания в современных условиях в пространстве военного метадействия. Разведывательная и контрразведывательная деятельность в различных формах ее проявления является военным метадействием, в пространстве которого ведутся непосредственные боевые действия. Именно в такой экстремальной ситуации у человека актуализируется видение мира и ситуации, несколько отличное от обыденного. Исследование посвящено рассмотрению такого видения ситуации. В исследовании используется системно-коммуникационный подход, а также реконструкция понимания военного метадействия с точки зрения архаического сознания. Научная новизна исследования состоит, с одной стороны, в исследовании проявлений архаического сознания, сознания первобытного человека, в экстремальной ситуации военного действия и метадействия. С другой стороны, сама боевая ситуация в пространстве военного метадействия рассматривается с точки зрения архаического сознания, попытка реконструкции сущности и принципов которого сделана в других работах автора.
Философская мысль, 2013-9
Першин Ю.Ю. - Архаическое сознание и архаическое время c. 64-85

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.811

Аннотация: Время всегда представляло собой объект исследования, получивший серьезную теоретическую разработку в различных подходах и аспектах от античности до нашего времени. Время также является одной из основных составляющих как языческой (архаической), так и современной картины мира. Рассматривая черты архаического сознания, нам необходимо помнить, что, с одной стороны, само архаическое сознание разворачивается и осуществляется во времени. С другой стороны, понятие времени имеет источником своего происхождения разум человека. Архаическое понимание времени не просто циклично, но также линейно, синхронистично. Это понимание того, что прошлое настоящее и будущее происходит сейчас, одновременно. В этом архаическое понимание времени парадоксально едино и дискретно. Архаическое время может существовать до времени, быть развернуто в другом времени, мгновения бесконечно вмещаются одно в другое. Такое понимание времени фактически повторяет такое же понимание вмещения пространств.
Философская мысль, 2013-8
Першин Ю.Ю. - Religio: attention in the archaic religiosity c. 423-431

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.630

Аннотация: There is no one conventional definition of religion. Numerous definitions are synthesized under the “umbrella” definition of religion, proposed by a Christian theologian, who translated Cicero’s definition of religion in his own manner. Taken as a methodological ground, this dis-torted definition cannot serve as a key to archaic meaning of religion. Linguistic approach to the Cicero’s definition exposes latent meanings on the old word religio; one of them is attention, or care, another one is responsibility. They bring to us a resid-ual archaic sense of religious practices, which represent the process of religious communication, but not binding. Moreover, the latent meanings drive us to the conclusion, that the archaic mean-ing of religion can be described as a scrupulous reproduction of the chronotope of successful theo-social communication, based on the feedback principle. The chronotope in its turn can be defined as a definite time and space context of actions with corresponding conduct, thinking, di-rection of attention and type of communication with divine entities.
Философская мысль, 2013-7
Першин Ю.Ю. - Типология архаического религиозного сознания: антропологические основания c. 471-495

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.650

Аннотация: Актуальность настоящей статьи исходит из отсутствия операциональной типологизации архаического сознания и архаической религиозности. Религии традиционно типологизируются по многим основаниям, однако при этом подобные типологизации не касаются глубинных, т.е. антропологических оснований религиозности. Обычно это типологии с точки зрения европоцентричного и конфессиоцентричного подходов, и они не обращаются к глубинным бессознательным слоям психики человека. Однако именно в человеческом бессознательном заложены определенные типы психических реакций на вызовы окружающей среды, окружающего первобытного человека мира. Эти типы психический реакций генетически закреплены, и проявляются в выборе коммуникационной религиозной реальности, если рассматриваем религиозность в аспекте коммуникации человека и мира. С этой точки зрения мы полагаем архаическое сознание изначально религиозным, коммуникативным. Анализ архаического сознания показывает, что оно неоднородно и может быть разделено на два различных типа, физиогенное и социогенное, причем такое разделение автор полагает возможным применить в сфере архаической религиозности, типологизируя архаическую религиозность на физиогенную и социогенную. В статье также приводятся основные различия предлагаемой автором типологизации, основанные на различии коммуникационных религиозных реальностей – физической и виртуальной.
Философская мысль, 2013-6
Першин Ю.Ю. - Труд и рациональность в генезисе архаического сознания c. 625-633

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.611

Аннотация: В статье утверждается, что исследователи уделяют мало внимания роли труда при изучении генезиса архаического сознания. Именно он и формирует рациональность первобытного мышления / сознания, которое исследователи называют мифологическим. Таким образом создается противоречие: с одной стороны, мифологическое сознание не способствует адекватному восприятию первобытным человеком окружающего мира, и следовательно косвенно говорит о неадекватности поведения архаического человека. С другой стороны, очевидно, что неадекватность поведения архаического человека не способствовала бы его выживанию. Таким образом, архаическое сознание как основа человеческого сознания является парадоксально рациональным, и в то же время мифологическим и религиозным. Такое противоречие в становлении архаического сознания рассматривается с помощью методологического аппарата психоаналитического учения, традиционно изучающего глубинные/архаические слои психики человека. В результате исследования автор утверждает, что в условиях выживания и минимального присутствия правополушарного символьно-образного мышления, необходимого для создания мистических религиозных спекуляций, древние люди в процессе деятельности производственного характера помимо орудий труда и речи «произвели» средства, необходимые для вживания в мир, для более плотного и адекватного с ним взаимодействия, для выживания – магию и религию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.