по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лапатин Вадим Альбертович
Философская мысль, 2021-3
Лапатин В.А. - Феноменологическая редукция Э. Гуссерля в свете буддийской медитации c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33324

Аннотация: Предметом исследования является метод феноменологической редукции, разработанный Э. Гуссерлем. В статье изучаются трудности, с которыми сталкивается этот метод, а также обозревается рецепция гуссерлианских идей последователями феноменологии в XX в. Обосновывается, что феноменологическая редукция неосуществима теоретическими средствами из-за невозможности соблюсти в языковом выражении исходные требования непосредственности и беспредпосылочности. Вместе с тем автор доказывает, что феноменологическая редукция могла бы быть осуществлена как практика. В качестве примера таковой рассматривается буддийская медитация. На этом основании ставится цель исследования – изучить феноменологическую редукцию в свете медитативной практики. Методологией служит сравнительное изучение феноменологической и буддийской философии в отношении предмета исследования. Изучением проблемы осуществления феноменологической редукции в свете совершенно другой, незападной традиции объясняется научная новизна работа. Анализ показывает, что буддизм и феноменология, отталкиваясь от схожих идейных предпосылок и изучая один и тот же предмет, приходят к весьма различным выводам. Рассматривая медитативную практику, автор показывает отличия между феноменологией и буддизмом в их понимании проблемы сознания. Принципиальное различие касается проблемы «я»: буддизм не признаёт аподиктической очевидности как эмпирического, так и трансцендентального ego. Основанием для такого взгляда служит наблюдение за изменчивой природой ума в процессе медитации. Остальные рассмотренные в работе отличия состоят в расхождении между буддизмом и феноменологией в интерпретации таких понятий, как «интенциональность» и «идеация».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.