по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Владимир Геннадьевич
Философская мысль, 2024-3
Кузьмин В.Г. - К вопросу о существовании абстракций c. 30-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.44090

Аннотация: Исследуется данность абстракции. Она предусматривает бытие её релятивных состояний (данность экстенсиональная или интенсиональная). Анализируются некоторые виды абстракции, в частности, абстракция отождествления, изолирующая и др. Показано, что первая дана интенсионально, а вторая – экстенсионально. Делается вывод о том, что абстрагирование и идеализация – это две стороны одного процесса. Используется интервальная методология и феноменологический подход (в интерпретации А. Мейнонга). Отмечается, что для каждого «размера» интервала абстракции – а их всего три: «ситуация», «со-бытие» (совокупность предметно связанных ситуаций) и «универсум» – имеют место свои виды абстракций. В частности, абстракция конструктивизации дана в ситуации, а изолирующая – в со-бытии. В заключении делается вывод о том, что вопрос о существовании абстракций сам по себе некорректен. Существование объектов (конкретных или абстрактных) – это всего лишь один из многих модусов бытия объектов. Для абстрактных объектов характерен более слабый модус, чем для реально существующих. Существование, как одно из состояний данности, в модусной интерпретации само собой элиминируется. Уместнее говорить о бытии каких-либо объектов в ситуации (в со-бытии, в универсуме) с каким-то модусом для «Я» и/или для Другого (Других). Таким образом, абстрактные объекты бытийствуют в данности точно также как и любые другие, в том числе реально существующие.
Философская мысль, 2024-2
Кузьмин В.Г. - Релятивные состояния данности объекта: интенсиональность и экстенсиональность. Некоторые примеры из физики, математики и повседневности c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.2.40772

Аннотация: В статье исследуется данность объекта в ситуации. Такая данность обусловлена соответствующим актуальным (интенциональным) свойством, формирующим ситуацию с изучаемым объектом в акте внимания. В ситуации объект имеет свой способ бытия – модус. Модусы условно разделяются на сильные и слабые. В гносеологическом плане данность объекта в ситуации имеет два релятивных друг другу состояния, зависящие от положения познающего субъекта по отношению к этому объекту. В соответствие с этим, объект познаётся либо интенсионально, либо экстенсионально. Используется феноменологический подход. Показано различие внутреннего и внешнего наблюдателей в конституируемой ситуации. Такое разграничение происходит не вообще, а зависит от актуального свойства в ситуации. Акт познания привносит асимметричность в данность его релятивных состояний: одно из них будет актуальным (с сильным модусом), другое – только возможным (со слабым модусом) в той же самой ситуации. Такая асимметричность, в частности, проявляется в корпускулярно-волновом дуализме и выражается через принципы дополнительности и неопределённости. В частности, показывается, что принцип дополнительности указывает на двойственность данности объекта, выражаемую через его релятивные состояния, а принцип неопределённости указывает на разность модусов (сильный и слабый) этих состояний в одной и той же ситуации. В обоснование сказанного приводятся некоторые другие примеры из физики, а также из математики и повседневности.
Философская мысль, 2023-7
Кузьмин В.Г. - Абстрагирование объектов на примере понятия-концепта «цвет». Феноменологический аспект c. 9-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.40076

Аннотация: Исследуются особенности абстрагирования объектов в трёх различающихся по «размеру» сегментах реальности: «ситуация», «со-бытие» (ситуаций) и «универсум». При этом абстрагирование объектов может быть двух видов: «внутреннее» и «внешнее». В первом случае оно представляет собой идеализацию по внутренне присущему свойству, во втором случае – отвлечение от каких-то внешних аспектов, заданных в соответствующем сегменте реальности, в том регионе бытия, в котором объект имеет значение. Цель работы – выявить особенности абстрагирования объектов при феноменологическом подходе. Общая концепция обусловлена интервальной методологией. Отмечено, что при феноменологическом подходе характер абстрагирования целиком зависит от «размера» соответствующего сегмента реальности (в методологии – интервала абстракции).    Подробно излагаются представленные новации на примере понятия-концепта «цвет». Выявлено различие между понятием «цвет» (как результатом «внутреннего» абстрагирования) и концептом «цвет» («внешнего» абстрагирования). Разграничена роль конкретного цвета, категорий цвета и цветности в интендировании объектов цветовой реальности. Изучается абстрагирование цвета в различающихся сегментах реальности, в частности, конкретный цвет в «ситуации», категория цвета в «со-бытии» и, наконец, цветность в «универсуме». Выявлена особая роль серого (ахроматического) цвета в видении. Абстракция серого цвета играет большую роль в восприятии цветов как в обыденной жизни, так и в эстетике (живописи).
Философская мысль, 2021-10
Кузьмин В.Г. - Двухуровневость восприятия и модусы цвета. Контрастность и дополнительность цветов c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36358

Аннотация: Для «Я» цвет - это цветовой текст, структура, состоящая из двух элементов: внутреннего контекста (содержание: тон, насыщенность, яркость) и внешнего (условий, при которых цвет реализуется в ситуации: освещённость, близость и т. д.). В восприятии цвет актуализируется при наложении его содержания на условия реализации. В зависимости от соотношения указанных контекстов раскрываются способы бытия (модусы) цвета. Их три: видимый цвет, невидимый и бесцветный. Цель статьи: раскрыть модусы цвета, показать, как они связаны с контрастностью и дополнительностью цветов, отчего возникает двухуровневость восприятия цвета. В статье используются ситуационный и феноменологический подходы. Видимый цвет для «Я» имеет место при полном наложении внутреннего контекста на внешний. Невидимый цвет - при наличии внутреннего контекста и при отсутствии одного или нескольких факторов внешнего: нет освещения, нет контраста с окружающим фоном и т. д. Модус цвета «бесцветный» проявляется в случае, когда в ситуации не полностью задан внутренний контекст при наличии внешнего: нет тона, насыщенности или яркости. Цвет в модусе «бесцветный» – это ахроматический цвет. Сочетаемость отдельных цветов внутри цветового текста приводит к феноменам дополнительности и контрастности. Они связаны с модусами цвета. Имеют место два уровня восприятия цвета. Первый, фундаментальный, – это восприятие ахроматического цвета с градациями от ослепительно белого до исключительно чёрного. Серый цвет с разной степенью яркости присутствует в хроматических цветах (как «подложка»). Второй уровень – восприятие собственно хроматических цветов, вписанных в ситуацию. И здесь хроматические цвета воспринимаются как уже фундированные на бесцветной «подложке». Такая двухуровневость восприятия цвета обусловлена стремлением сознания к гармонии и равновесию, т. е. к минимизации восприятия визуального, к экономии мышления видимого.
Философия и культура, 2019-9
Кузьмин В.Г. - Язык живописи и герменевтика цвета: феноменологический аспект c. 40-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.9.30948

Аннотация: Последовательно излагаются основные положения герменевтики цвета. Её своеобразие основано на субъективности восприятия цвета познающими субъектами. Благодаря «зазору» в понимании, обусловленному субъективностью зрителя, возникает эстетический момент в восприятии визуального. Изложение основано на анализе особенностей цветовых текстов, своеобразных «атомов» цветовой реальности (феноменологического обобщения концепта «цвет») и сопровождается применением полученных выводов к анализу языка живописи. Понимание цветового текста производится как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Первый включает в себя константное содержание, второй – все те аспекты, которые обусловлены ситуацией и состоянием самого зрителя. Смысл цветовых текстов определён как результат «цветового вывода»: полученное впечатление, созданный образ. Зритель наделён функцией завершения. В коммуникации понимание цветового текста основано на категориях цвета: лингвистических (вербальных) и базисных (цветовых). В рамках философии Другого актуален вопрос об адекватности передачи «цветового смысла» от «Я» к Другому. Такая адекватность может быть вариативной и во многом зависеть от принятых правил языковой игры (по Л. Витгенштейну). Язык живописи представлен в процессуальном плане и бывает в двух формах: собственно язык живописи (основан на дифференциации деятельности художника на неделимые составляющие) и метаязык живописи, конституируемый в сознании художника или зрителя на основе создания образов. Даётся анализ процесса интерпретации произведений живописи как в рамках языка живописи, так и в рамках метаязыка.
Философская мысль, 2018-11
Кузьмин В.Г. - Существование и относительность. Модусное представление предикации существования c. 60-77

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.11.26926

Аннотация: О любом объекте можно сказать существует он, возможен, не существует или о его существовании ничего не известно. В статье на основе феноменологического подхода излагается метод определения меры существования объекта в зависимости от его «внутреннего» статуса (модуса) и его «внешних» (граничных) условий. Для каждого интенционального объекта имеет место только одно значение (модус) его предиката существования (функции опредмечивания). Такая функция имеет место в момент интенции. Она определяется в относительности к познающему субъекту. В зависимости от характера такой относительности различаем четыре вида модусов объекта: объект в момент интенции интендируется относительно «Я», относительно Другого (Других), относительно «здесь и сейчас» и/или «там и тогда». Внешние (граничные) условия существования объекта определяются той ситуацией (контекстом) в которой он изучается, познаётся. Для определения меры существования объекта на его модус налагаются ограничения (естественные установки), обусловленные целями решаемой задачи, благодаря которым объект конституируется. В применении к научному познанию различаем четыре вида таких ограничений: умозрение, обсуждение, наблюдение и эксперимент. Для объекта, рассматриваемого относительно «Я» и потенциально неограниченного числа Других самую сильную меру существования имеет объект, конституируемый в эксперименте. Напротив, объекты, определяемые относительно «Я» с ограничением «умозрение» представляют собой мыслимые, воображаемые объекты (например, необсуждаемые гипотезы), а с ограничением «обсуждение» представляют собой обсуждаемые с кем-то Другим объекты (обсуждаемые гипотезы, сообщения и т.д.). Такой подход к определению меры существования объектов может быть применён в различных областях знания.
Философская мысль, 2018-10
Кузьмин В.Г. - Цветовая реальность: свойства и относительность c. 16-31

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.26723

Аннотация: Цель статьи: используя феноменологический подход, показать, что концепт «цвет» с онтологической точки зрения может быть представлен как особого рода цветовая реальность. В момент интенции она проявляет себя через цветовой текст. В интенциональности такой текст представляет собой единое целое, которое конституируется в сознании на основе восприятия цвета конкретного предмета и всей той ситуации, в которую он помещён (освещённость, носитель цвета, цветовая комбинация окружающих предметов и т. д.). Научная новизна исследования обусловлена необходимостью дать исчерпывающий единый подход к онтологии цвета. Выявляются основные свойства цветовой реальности в её взаимосвязи с познающим субъектом (стабильность, абстракция и категоризация, герменевтика, её динамизм и др.). Описываются два её базиса: хроматический и ахроматический, выделяются её стабильные компоненты (инварианты), проявляемые в языке через категории цвета. На основе таких инвариантов для выражения цветовой реальности в языке создаётся метаязык, важным свойством которого является статистическая основа его образования. Инварианты цветовой реальности проявляются и в культуре через использования одних и те же цветов в обрядах и традициях. Анализируя ранее опубликованные данные из отечественной и зарубежной литературы, предложен принцип относительности: цветовая реальность, актуализированная в конкретном цветовом тексте, соответствует тому общему состоянию познающего субъекта, в котором он готов её воспринять в момент интенции. При этом учитываются физиологические и психические особенности субъекта, его языковые и культурные традиции. В интерсубъективности в границах языка указанный принцип выражается через гипотезу лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.