ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Бочарова Марина Юрьевна
Человек и культура, 2021-4
|
Бочарова М.Ю. - Визуальные государственные символы Японии периода Мэйдзи как метки статуса |
|
c. 73-90
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.4.35261
Аннотация: Данная статья посвящена визуальной государственной символике Японии во второй трети 19 века (национальный флаг, личная печать императора, ордена и медали почета, знаки отличия в армии). Они будут рассматриваться как метки статуса. Узаконенные графические символы появились в истории страны впервые, собранные под влиянием европейской культуры и из актуализированных элементов «старой» японской культуры, в основном из родовых эмблем "мон". Здесь будут рассмотрены механизмы их появления и механизмы эволюции и вхождения в культурную среду на материале печатной тиражной продукции (почтовые открытки и гравюры стиля укие). Основным вкладом автора является комплексное рассмотрение государственной символики Японии конца XIX века как знаков статуса, что сделано впервые. Флаг, награду и эмблему императора использовали что бы прямо указать на свою принадлежность ведомству, как атрибут праздника или мероприятия, обозначить наличие власти и т.д. Для исследования использовались почтовые открытки, как источник редко применяемый к исследованиям политических символов, или только в ключе идеологии. Визуальные образы печатной продукции показывают и реальность использования государственных символов, и в рамках художественных приемов расширяют их способы применения как знаков.
Культура и искусство, 2019-10
|
Бочарова М.Ю. - Визуальные образы иллюстраций на японских открытках политической тематики второй трети 19 века |
|
c. 18-24
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.10.31192
Аннотация: В статье подробно рассматриваются визуальные образы на почтовых карточках политической тематики периода Мейдзи (1868 - 1912). Открытки пришли в Японию вместе с новой культурной политикой правительства второй трети 19 века и введением регулярного почтового сообщения. Выделился ряд сюжетов связанных с политической деятельностью, которые стали зеркалом культуры эпохи и её трансформации. Почтовые открытки выполняли не только пропагандистскую функцию, но и коммуникативную и эстетическую и обрели ряд характерных художественных приемов. Для данного исследования использованы методы классификации на основе визуальных изображений и индуктивного анализа полученных данных. Политические сюжеты почтовых открыток эпохи Мейдзи часто анализируются в направлении пропаганды во время военных конфликтов. Прочие вопросы визуальной составляющей остаются практически не исследованными. В данном исследовании классифицируются и анализируются визуальные образы новой элиты и их символов на иллюстрациях открытках с точки зрения трансформации культуры в данный период.
Культура и искусство, 2019-9
|
Бочарова М.Ю. - Трансформация семейных эмблем ки-мон в культуре Японии последней трети 19 в. |
|
c. 47-52
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.9.30866
Аннотация: В данном исследовании рассматривается трансформация символики и применения визуальных семейных эмблем (ки-мон) в культуре Японии второй трети 19 в. Начавшаяся эпоха Мейдзи стала временем выхода страны на новый для себя уровень международной политики, и одновременного поиска объектов в прошлом идентификации нации. Многие культурные традиции феодального времени отходили в прошлое, актуализировались только трансформированные для данного периода. Мон, возникшие в феодальную эпоху, являются отличным примером процесса культурных преобразований в обществе данного периода. Для исследования использован метод сравнения и обобщения, при сопоставлении традиций связанных с мон феодального и нового времени Новизна исследования заключается рассмотрения применения и изменения символики японской геральдики в последней трети 19 века. Культура страны этого периода стала переходной к "массовой" 20 века. Эмблемы мон впервые получили законодательное закрепление, упорядоченную систему изображения и послужили для создания наградной системы страны, хотя и утратили свои прежние значения частных эмблем.
Культура и искусство, 2019-2
|
Бочарова М.Ю. - Формирование образа природы Японии при межкультурной коммуникации |
|
c. 22-27
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.2.28746
Аннотация: Формирование образа природы Японии в визуальной культуре и передача этого образа при межкультурном общении в России. Вопрос будет рассматриваться на примере яркого явления современной культуры Японии - мультипликации. Именно она стала одним из основных источников передачи образов культуры в "другую" культуру. Транслируемые образы природы значимы для японской культуры и имеют историческое значение, особенно сакура и гора Фудзи. Именно на их примерах будет рассмотрена проблема исследования. В исследовании применены такие методы исследования как: сбор и анализ информации в Интернете, а так же абстрагирование. В ходе исследования было установлено, что: - имеющие значение для "своей" культуры образы природы передаются в первую очередь; - визуальные образцы искусства имеют большое значение при распространении образов природы за счет "массовости"; - образы природы Японии имеют большую узнаваемость и соотносятся с похожими в русской культуре.
|