по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Макарцев Андрей Алексеевич
Административное и муниципальное право, 2016-11
Макарцев А.А. - Использование преимуществ должностного или служебного положения в ходе избирательной кампании как форма злоупотребления правами

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.11.20834

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией юридической ответственности за использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании. Автор рассматривает использование преимуществ должностного или служебного положения в качестве одной из форм злоупотребления правом. Особое внимание авторов Конституции Российской Федерации к гарантиям равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения определило появление в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отдельной статьи, посвященной ограничениям, связанным с использованием в ходе выборов преимуществ должностного или служебного положения. Автором проведен анализ различных материалов судебной практики, в том числе решений судебных органов Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. Особое внимание уделяется выводам Верховного суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. Основными выводами проведенного исследования является то, что при привлечении к ответственности за использование в ходе избирательной кампании преимуществ должностного или служебного положения необходимо оценить кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий. По мнению автора, российское законодательство, которое не предусматривает обязанность уходить в отпуск для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, содержит возможности нарушения принципа равного избирательного права. В связи с этим необходимо распространить эту обязанность и на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.
Административное и муниципальное право, 2014-8
Макарцев А.А. - Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12374

Аннотация: Предметом исследования являются этапы избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.), содержание которых, по мнению автора, определяется результатами реализации изменений, внесенных в российское избирательное законодательство в последние годы. Эта избирательная кампания по выборам главы муниципального образования являлась одной из последних, в которой политические партии, появившиеся после партийной реформы 2012 г., смогли принять активное участие, выдвигая кандидатов без представления подписей избирателей. Отсутствие обязанности представлять подписи избирателей фактически превратило политические партии в универсальный инструмент обеспечения выдвижении и регистрации кандидатов. Определяющее значение для наиболее полного анализа избирательной кампании имели решения Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии и судебных органов, в которых нашла отражение её специфика. Содержание стадий избирательного процесса позволяет отметить позитивный характер закрепления в 2014 г. в российском избирательном законодательстве критериев поддержки политической партии избирателями, при соблюдении которых, ей при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) не надо представлять подписи избирателей. Особое внимание уделяется избирательным спорам, которые были разрешены в ходе выборов как избирательными комиссиями, так и судебными органами. Автором сделаны предложения по совершенствованию российского законодательства.
Юридические исследования, 2014-7
Макарцев А.А. - Эффективность норм избирательного права: понятие, критерии и условия реализации c. 1-35

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.7.12010

Аннотация: Предметом исследования является определение критериев эффективности норм избирательного права, которая связывается с соотнесением поставленной при ее принятии целью и достигнутым в ходе реализации результатом. данный вопрос исследуется на основе регионального избирательного законодательства и судебной практики касающейся избирательных вопросов. Автор считает, что определяющее значение для обеспечения эффективности имеет стадия нормотворчества, в ходе которой определяется его цель правовой нормы, которая является и целью правового регулирования. При этом формулирование цели является начальной стадией нормотворчества, когда появляется необходимость принятия конкретного нормативного правового акта. Автор отмечает, что иногда законодатель сознательно скрывает цели принятия того или иного нормативного акта, если они противоречат интересам большинства населения. Причины, по которым результат применения нормы расходится с заложенной при ее принятии целью, могут быть различные. Они связаны как с содержанием правовой нормы, так и с условиями ее принятия и применения, с субъективной, не всегда верной, оценкой ее содержания правоприменителем. Процесс рассмотрения проблемы эффективности правовых норм усложняется тем, что на сегодняшний день правоприменительная практика сталкивается с «кризисом целей», который, по нашему мнению, приводит к «конкуренции целей», а иногда и к их конфликту, под которым понимается несовместимость целей правового акта, изначально в нем заложенных. Закрепление в нормативных правовых актах основной цели их принятия предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования, на основе которой будет осуществляться толкование нормативных положений и избежать злоупотребления правом.
Актуальные проблемы российского права, 2014-6
Макарцев А.А. - Принцип пропорциональности в судебных решениях по избирательным спорам как адекватная форма защиты активного и пассивного избирательного права

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.10755

Аннотация: В статье на основе анализа решений Европейского суда по правам человека и российских судебных органов рассматривается процесс применения при разрешении избирательных споров принципа пропорциональности, который можно рассматривать в качестве одного из правовых средств, позволяющих гарантировать реализацию публичного интереса в условиях демократического государства, отразить в процессе правоприменения баланс интересов различных его участников. Использование принципа пропорциональности позволяет понять логику правоприменителя, которая находит отражение в принятом им решении. В ходе исследования соотносятся позиции Европейского суда по правам человека с решениями Конституционного Суда Российской Федерации, проводится анализ решений иных судебных органов Российской Федерации, при принятии которых, по мнению автора, нашел реализацию принцип пропорциональности. Автором предлагается закрепить в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия. Это предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования, на основе которой будет осуществляться толкование нормативных положений. Данное требование должно найти отражение в актах, определяющих порядок принятия и содержания нормативных правовых актов как федеральных, так и региональных и местных уровней.
Право и политика, 2013-6
Макарцев А.А. - Целеполагание как критерий эффективности норм избирательного права

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.5897

Аннотация: В статье исследуются проблемы, связанные с целеполаганием норм избирательного права как критерия их эффективности. На основе критического анализа действующей правовой базы делается вывод, что несмотря на теоретическое и практическое значение целеполагания, внимание этому в действующей правовой базе не уделяется. В российском законодательстве отсутствует императивное требование о закреплении в законе цели его правового регулирования. Отсутствует также единый подход и в отношении отражения целеполагания в документах, прилагаемых к законопроекту, при реализации права законодательной инициативы. Анализ избирательной практики позволил констатировать, что в ходе правоприминения выявляется целая система целей, среди которых не всегда возможно выделить основную, социально значимую цель. Высокая степень эффективности правового регулирования достигается только тогда, когда реализуется основная цель правовой нормы. При этом интересы отдельных субъектов избирательного права, проявляясь в процессе достижения основной цели, могут не совпадать, а иногда и противоречить ей. Типичной ошибкой в ходе применения норм избирательного права является неправильное определение их основной цели, замена в ходе «конфликта» целей правовой нормы основной цели на второстепенную. В связи с этим появляется необходимость закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия.
Law and Politics, 2013-6
Макарцев А.А. - Целеполагание как критерий эффективности норм избирательного права

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.42007

Аннотация: В статье исследуются проблемы, связанные с целеполаганием норм избирательного права как критерия их эффективности. На основе критического анализа действующей правовой базы делается вывод, что несмотря на теоретическое и практическое значение целеполагания, внимание этому в действующей правовой базе не уделяется. В российском законодательстве отсутствует императивное требование о закреплении в законе цели его правового регулирования. Отсутствует также единый подход и в отношении отражения целеполагания в документах, прилагаемых к законопроекту, при реализации права законодательной инициативы. Анализ избирательной практики позволил констатировать, что в ходе правоприминения выявляется целая система целей, среди которых не всегда возможно выделить основную, социально значимую цель. Высокая степень эффективности правового регулирования достигается только тогда, когда реализуется основная цель правовой нормы. При этом интересы отдельных субъектов избирательного права, проявляясь в процессе достижения основной цели, могут не совпадать, а иногда и противоречить ей. Типичной ошибкой в ходе применения норм избирательного права является неправильное определение их основной цели, замена в ходе «конфликта» целей правовой нормы основной цели на второстепенную. В связи с этим появляется необходимость закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия.
Law and Politics, 2010-11
Макарцев А.А. - Избирательные документы: некоторые проблемы правового регулирования формы и содержания
Аннотация: Статья посвящена исследованию комплекса вопросов, связанных с понятием, системой, формой и содержанием избирательных документов. Особое внимание уделяется отдельным институтам, определяющим содержание избирательных документов: количественные показатели выборов, персональные данные кандидатов в период избирательной кампании. На основе избирательной практики проводится анализ формы и содержания подписных листов, как одного из наиболее важных избирательных документов, обеспечивающих процесс реализации пассивного избирательного права.
Право и политика, 2009-3
Макарцев А.А. - Организационно-правовой режим административных комиссий: теоретический и практический аспекты
Аннотация: В статье рассматриваются организационно-правовые основы деятельности административных комиссий в Российской Федерации, особое внимание уделяется их правовой природе. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации, статистических данных, отражающих работу административных комиссий, позволил авторам сделать вывод об их недостаточно эффективной деятельности. Повышение качества работы комиссий напрямую связано с профессионализмом их членов, который во многом зависит от образовательного уровня. В статье предлагается ряд мер направленных на повышение профессионального уровня членов комиссий, обобщения практики их работы.
Law and Politics, 2009-3
Макарцев А.А. - Организационно-правовой режим административных комиссий: теоретический и практический аспекты
Аннотация: В статье рассматриваются организационно-правовые основы деятельности административных комиссий в Российской Федерации, особое внимание уделяется их правовой природе. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации, статистических данных, отражающих работу административных комиссий, позволил авторам сделать вывод об их недостаточно эффективной деятельности. Повышение качества работы комиссий напрямую связано с профессионализмом их членов, который во многом зависит от образовательного уровня. В статье предлагается ряд мер направленных на повышение профессионального уровня членов комиссий, обобщения практики их работы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.