ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Макарова Людмила Юрьевна
Филология: научные исследования, 2021-12
|
Макарова Л.Ю. - Роль заглавия и эпиграфа в эссе Джозефа Аддисона «Видение Мирзы» |
|
c. 37-45
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.12.37204
Аннотация: Объектом размышлений в статье является эссе Джозефа Аддисона «Видение Мирзы». Актуальность изучения эссе Аддисона обусловлена недостаточным вниманием к творчеству писателя в отечественном литературоведении, а также необходимостью исследования динамики в жанре видения в эпоху Просвещения. Поэтому в качестве предмета изучения определены заглавие и эпиграф как части произведения, определяющие его структуру и художественное своеобразие. В ходе исследования анализируются образы Зрителя, героя - визионера, его проводника, рассматривается хронотоп эссе и аллюзивные связи. В основу изучения эссе положено сочетание системно-структурного, сравнительно-исторического методов и герменевтики. Новизна исследования заключается в следующем: подробное изучение роли заголовочного ансамбля в структуре произведения позволило восстановить связь эссе с традициями средневекового жанра видения, проявленную в традиционной топике и устойчивых мотивах, в системе образов, пространственно-временной организации, диалоговой структуре текста. Впервые дана интерпретация аллюзивных связей между эссе Аддисона и греко-римской мифологией, поэмой Вергилия «Энеида», текстами псалмов из Нового завета, «Плаванием святого Брендана». Установлено, что диалог, заданный эпиграфом, проходит через весь сюжет эссе, и позволяет раскрыть характеры его участников. Широко представленная христианская тематика в сопряжении с образами из античной мифологии и произведений Вергилия необходимы автору для выражения просветительской программы.
Филология: научные исследования, 2019-2
|
Макарова Л.Ю. - "Гулливеровы" аллюзии в художественном пространстве романа в новеллах С. Беккета "Больше замахов, чем ударов" |
|
c. 132-140
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29795
Аннотация: Предметом исследования статьи являются связи между ранней прозой писателя – модерниста и романом «Путешествие Гулливера». Актуальность темы обусловлена вниманием С. Беккета к английскому Просвещению и к творчеству Д. Свифта. Цель исследования – в аспекте анализа художественного «диалога» рассмотреть сложившиеся представления о раннем творчестве С. Беккета. Сближения между новеллами из романа С. Беккета «Больше замахов, чем ударов» и романом Д. Свифта «Путешествием Гулливера» проявляются на уровне подтекста и образуют созвучия в сюжетах повествований о Гулливере и Белакве. Путешествие Гулливера, охватывающее длинный путь от Лилипутии до Новой Голландии с возвращениями в Англию, сопровождаемое трансформациями в образе героя от «человека горы» до «презренного еху», проецируется разными гранями на «земной круг» Белаквы Шуа. В основу изучения литературных и философских параллелей в романе С. Беккета положено сочетание системно-структурного метода, сравнительно-исторического и герменевтики. Новизна исследования заключается в следующем: интерпретация сюжетных совпадений, категории движения, дихотомии души и тела, связей с миром в сознании образов героев позволяет актуализировать новаторскую эстетическую традицию романной прозы XVIII века и раскрыть эспериментальность модернистского романа в творчестве С. Беккета. Результаты работы могут применяться в курсе изучения истории зарубежной литературы и спецкурса по истории модернистского романа.
|