по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пономарева Елена Владимировна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-4
Пономарева Е.В. - «”Снова, как прежде, один…” О приметах автоинтертекстуальности в позднем творчестве П. И. Чайковского» c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.32903

Аннотация: Статья посвящена проблеме текстовых заимствований из собственных сочинений, как способе авторского самопонимания и самоинтерпретирования, в стилеообразовании позднего периода творчества П. И. Чайковского (1890–1893-е гг.). Материалом исследования является последний вокальный цикл композитора – Шесть романсов на стихи Д. Ратгауза, ор.73 (1893). В орбиту обозначенной проблематики попадает так же ряд произведений, относящихся к последнему четырехлетию жизни композитора: опера «Пиковая дама», Шестая симфония, балет «Щелкунчик», опера «Иоланта». Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию таких специфических приемов «автогерменевтики» как анаграммирование, автоцитирование, тональные реминисценции, композиционно-драматургические корреляции. Заявленную проблему автор рассматривает в интертекстуальной плоскости, аттестуя ее как «автоинтертекстуальность», в изучении которой опирается на методологию интертекста французской структуралистской школы (Ф. Соссюр, Ю. Кристева), а также отечественных исследователей феномена автоинтертекстуальности (В Топоров, Т. Фатеева). Дополнительным методологическим вектором становится мифопоэтическое обоснование анаграммирования (обнаружения авторской монограммы), для чего привлекается инструментарий ономатологических концепций мифа (А. Лосев, Ю. Лотман). В результате подобного интегративного (интертекстуально-мифопоэтического) подхода весьма «неожиданные» (на первый взгляд) проявления автоинтертекстуальности (присутствие в цикле монограммы «СНА», цитатного материала из разных сочинений, нетрадиционного тонального плана, «антифинальной» циклической композиции) получают целостное семантическое обоснование, каковым становится авторский миф «об обретении Имени». Таким образом, найденная методологическая стратегия может в дальнейшем применяться в изучении, как отдельных опусов, так и корпусных текстовых образований.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-4
Пономарева Е.В. - «”Снова, как прежде, один…” О приметах автоинтертекстуальности в позднем творчестве П. И. Чайковского» c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.40349

Аннотация: Статья посвящена проблеме текстовых заимствований из собственных сочинений, как способе авторского самопонимания и самоинтерпретирования, в стилеообразовании позднего периода творчества П. И. Чайковского (1890–1893-е гг.). Материалом исследования является последний вокальный цикл композитора – Шесть романсов на стихи Д. Ратгауза, ор.73 (1893). В орбиту обозначенной проблематики попадает так же ряд произведений, относящихся к последнему четырехлетию жизни композитора: опера «Пиковая дама», Шестая симфония, балет «Щелкунчик», опера «Иоланта». Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию таких специфических приемов «автогерменевтики» как анаграммирование, автоцитирование, тональные реминисценции, композиционно-драматургические корреляции. Заявленную проблему автор рассматривает в интертекстуальной плоскости, аттестуя ее как «автоинтертекстуальность», в изучении которой опирается на методологию интертекста французской структуралистской школы (Ф. Соссюр, Ю. Кристева), а также отечественных исследователей феномена автоинтертекстуальности (В Топоров, Т. Фатеева). Дополнительным методологическим вектором становится мифопоэтическое обоснование анаграммирования (обнаружения авторской монограммы), для чего привлекается инструментарий ономатологических концепций мифа (А. Лосев, Ю. Лотман). В результате подобного интегративного (интертекстуально-мифопоэтического) подхода весьма «неожиданные» (на первый взгляд) проявления автоинтертекстуальности (присутствие в цикле монограммы «СНА», цитатного материала из разных сочинений, нетрадиционного тонального плана, «антифинальной» циклической композиции) получают целостное семантическое обоснование, каковым становится авторский миф «об обретении Имени». Таким образом, найденная методологическая стратегия может в дальнейшем применяться в изучении, как отдельных опусов, так и корпусных текстовых образований.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-3
Пономарева Е.В. - Стилистическая гетерогенность в стилеобразовании П.И.Чайковского: контрапункты современной исследовательской интерпретации c. 27-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.40301

Аннотация: Статья посвящена проблемам поликодовости и иностилистики в стилеобразовании Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893). Материалом исследования является одно из самых крупных сочинений позднего периода творчества композитора - опера «Пиковая дама» (1890). Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию имеющихся в этом произведении различного рода стилевых заимствований (цитаты, квазицитаты, аллюзии, стилизации), указывающих на музыку предшественников композитора (Бортнянский, Гретри, Вебер, Моцарт), а также православный церковный обиход и фольклорную среду. Рассматривая данную проблему в интертекстуальной плоскости и опираясь на методологию интертекста французской структуралистской школы (Юлии Кристевой, Ролана Барта), а также аналитический инструментарий Марины Раку (центральный текст – явный интертекст – тайный интертекст), автор фиксирует необходимость выхода на новый интерпретирующий уровень посредством дополнительного привлечения концепции «мономифа» Джозефа Кэмпбелла. В результате интегративной мифопоэтико-интертекстуальной стратегии исследования «стилистические отклонения» в опере (цитаты из музыки Бортнянского, Гретри, Вебера; стилизации в духе Моцарта и др.) получают целостное семантическое обоснование. Выявляется целостная мифологическая модель, благодаря которой обнаруживается двухуровневая корреляция между иностилевым материалом и мифопоэтикой сюжета оперы «Пиковая дама», а также собственным авторским стилевым мифом П. И. Чайковского. Дальнейшей проекцией применяемой методологии могут стать как отдельные опусы, так и композиторский Сверхстиль.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.