по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Солощенко Наталья Владимировна
Историческая информатика, 2021-2
Солощенко Н.В. - Многотиражная газета «Бабаевец» как источник по истории пищевой промышленности СССР в годы первой пятилетки (опыт контент-анализа и сетевого анализа) c. 1-23

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.2.35152

Аннотация: В статье многотиражная газета «Бабаевец» рассматривается как источник по истории пищевой промышленности СССР в период первой пятилетки. Автор изучает вопрос о формулировании корректных методических подходов для наиболее полного раскрытия информационного потенциала фабрично-заводской печати, вводит в научный оборот материалы малоизученного источника – многотиражной газеты кондитерской фабрики имени П. А. Бабаева. В статье проводится изучение текстов этого издания с помощью контент-анализа и сетевого анализа. В исследовании выделяются приоритетные темы, получившие отражение в многотиражке в годы реализации первого пятилетнего плана, изучаются их внутренние взаимосвязи, выраженные не только на явном, но и на имплицитном уровне.   Анализ позволил сделать вывод, что рассматриваемый источник обладает высоким информационным потенциалом для изучения истории пищевой промышленности и методов воздействия на массовое сознание рабочих в 1928–1932 гг. Автор приходит к заключению, что приоритетное освещение в «Бабаевце» получали вопросы управления производственным процессом и идеологической работы с коллективом. Проблема эффективной организации производства являлась основным связующим элементом в содержании многотиражной газеты. Особая роль всех уровней руководства фабрики в достижении показателей первого пятилетнего плана подчёркивалась газетой в открытой и скрытой форме, что отражало статус многотиражной газеты как официального органа парткома.
Историческая информатика, 2021-1
Солощенко Н.В. - Проблема формирования «нового рабочего» пищевой промышленности СССР в 1928-1937 гг. в зеркале отраслевой и многотиражной периодической печати: опыт сравнительного контент-анализа c. 11-27

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35525

Аннотация: В статье рассматривается проблема выработки корректных методических подходов для проведения сравнительного анализа содержания отраслевой и многотиражных газет пищевой промышленности СССР по вопросу формирования «нового рабочего» этой отрасли в 1928–1937 гг. С помощью сравнительного контент-анализа материалов отраслевой газеты «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия») и многотиражных газет «Бабаевец» (кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева), «Наша правда» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и «За боевые темпы» (кондитерская фабрика «Рот Фронт») в программе MAXQDA автор приходит к выводу об одинаковой направленности этих периодических изданий   на формирование «нового рабочего», который обязан был выполнить задачи развития пищевой промышленности и индустриализации СССР. «Новый рабочий» в отражении многотиражных газет— это молодая женщина, стремящаяся стать грамотным и полноценным участником производственных процессов, общественной и партийной жизни. Отраслевая газета пищевой промышленности изображала в качестве «нового рабочего» молодёжь, передовиков производства, ударников, стахановцев и комсомольцев. Различия в основных чертах образа «нового рабочего» в отраслевой и многотиражной печати отражают специфику целевой аудитории этих периодических изданий: в коллективе кондитерских фабрик преобладали женщины, а в рамках всей пищевой промышленности большинство рабочих составляли мужчины.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-2
Солощенко Н.В. - Отраслевая газета пищевой промышленности СССР в 1928–1937 годы как исторический источник: к вопросу о методике анализа содержания c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.2.32033

Аннотация: В статье рассматривается проблема формулирования корректных методических подходов для изучения советских печатных СМИ. Предметом статьи являются источниковедческие особенности отраслевой газеты пищевой промышленности СССР периода первой и второй пятилеток, которые оказывают влияние на выбор методики анализа данного источника. Автор предлагает подход к изучению этого периодического издания, основанный на комбинировании классических приёмов источниковедения и компьютеризованном анализе текстов редакционных статей в программе MAXQDA 2020, приводит краткую характеристику возможностей, которые предоставляет новая версия этой программы историкам, изучающим тексты средств массовой информации. В статье делается вывод, что изучение такого многогранного исторического источника, каким является отраслевая газета «Пищевик» («За пищевую индустрию», «Пищевая индустрия»), должно проводиться с помощью применения контент-анализа, который позволит систематизировать динамику изменения повестки дня одной из крупнейших отраслей промышленности СССР в 1928–1937 гг.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-3
Солощенко Н.В. - Многотиражная печать как источник по изучению процесса формирования «нового человека» в советской промышленности первых пятилеток c. 106-117

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.3.29991

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования «нового человека» в промышленности СССР 1930-х гг. на примере пищевой отрасли. Выдвигается тезис, что многотиражная печать является источником, необходимым для полноценного изучения этой проблемы. Исследование изучает деятельность многотиражных газет «Наша правда» и «За боевые темпы» кондитерских фабрик «Рот Фронт» и «Красный Октябрь» по формированию «нового человека» на этих предприятиях. На примере данных изданий изучаются основные приёмы формирования и составляющие образа «нового человека». В исследовании применяются описательные методы интерпретации источников, а также контент-анализ в компьютеризованном и традиционном вариантах. Делается вывод, что многотиражки использовали такие приёмы для конструирования «нового человека»: публикация редакционных статей, задающих рабочим особые стереотипы поведения, публикация биографий «истинно социалистических рабочих», в которых жизненный путь и личные качества работника освещались только с положительной стороны. Одной из важных особенностей многотиражек предприятий кондитерской промышленности была их преимущественная направленность на описание молодой женщины в качестве «нового человека».
Историческая информатика, 2017-4
Солощенко Н.В. - Проблемы советской пищевой промышленности в 1933 г. в отражении заводской печати (контент-анализ многотиражных газет «За боевые темпы» и «Наша правда») c. 78-100

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24841

Аннотация: В статье исследуется отражение проблем советской пищевой промышленности в многотиражной печати этой отрасли в период кризисной ситуации 1933 года. Рассматривается соотношение идеологической, производственной и социальной проблематики в многотиражных газетах кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». Изучается вопрос взаимосвязей двух уровней содержания многотиражных газет. Особое внимание уделяется выявлению общего и особенного в стратегиях освещения проблем, а также выявлению степени типичности определенной проблематики для многотиражных газет разных предприятий. В рамках исследования разрабатывается и применяется новая методика анализа многотиражных газет с помощью программы MAXQDA. На основании процедуры компьютеризованного контент-анализа делается вывод, что в кризисной ситуации первого года второй пятилетки многотиражные газеты использовались для социальной мобилизации рабочих и для отвлечения внимания от этой кризисной ситуации. Социальные и производственные проблемы в совокупности появляются в многотиражных газетах чаще, чем идеологические проблемы. Однако попытки конструирования положительного образа реальности связаны не с количественным, а с качественным аспектом пропаганды в многотиражных газетах пищевой промышленности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.