Исправникова Н.Р., Романов Д.Н. —
Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы
// Политика и Общество. – 2011. – № 9.
DOI: 10.7256/2454-0684.2011.9.4097
Читать статью
Аннотация: Основной причиной кризиса социальной сферы является либо отсутствие комплексных программ реформирования (как это имеет место, например, в науке и культуре), либо их несостоятельность (в здравоохранении, образовании, ЖКХ). Если первая причина очевидна, то вторая (подходы к реформированию) продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Хотя обе причины взаимосвязаны, они требуют отдельного рассмотрения. Проблемы «скудости» бюджета и недофинансирования социальной сферы упираются, в конечном счете, в институциональную структуру «реального» сектора и его эффективность. Что же касается проблем реформирования социальной сферы, то здесь выработка эффективных программ зависит, прежде всего, от понимания специфики социально - экономических институтов в данной сфере. Именно принципиальное различие институтов в этих двух сферах хозяйства требует дифференцированного подхода к их реформированию.
Исправникова Н.Р., Романов Д.Н. —
Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы
// Национальная безопасность / nota bene. – 2011. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0668.2011.4.3726
Читать статью
Аннотация: Основной причиной кризиса социальной сферы является либо отсутствие комплексных программ реформирования (как это имеет место, например, в науке и культуре), либо их несостоятельность (в здравоохранении, образовании, ЖКХ). Если первая причина очевидна, то вторая (подходы к реформированию) продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Хотя обе причины взаимосвязаны, они требуют отдельного рассмотрения. Проблемы «скудости» бюджета и недофинансирования социальной сферы упираются, в конечном счете, в институциональную структуру «реального» сектора и его эффективность. Что же касается проблем реформирования социальной сферы, то здесь выработка эффективных программ зависит, прежде всего, от понимания специфики социально - экономических институтов в данной сфере. Именно принципиальное различие институтов в этих двух сферах хозяйства требует дифференцированного подхода к их реформированию.
Исправникова Н.Р. —
Эффективная траектория развития реформ: институциональные возможности и коррупционные ограничения
// Национальная безопасность / nota bene. – 2011. – № 2.
DOI: 10.7256/2454-0668.2011.2.3478
Читать статью
Аннотация: «Институциональная» модернизация ориентирована на институциональные реформы, направленные на улучшение качества институтов, подавление коррупции, устранение административных барьеров, совершенствование человеческого капитала и т.п.
Развитые институты создают благоприятные условия для экономического роста, ограничивая возможности политиков извлекать коррупционную ренту и побуждая их совершенствовать институты.
Однако улучшение важнейших институтов, как и создание новых, не всегда возможно. В частности, подобная ситуация имеет место, если система с недостаточно развитой политической культурой оказывается в институциональной ловушке.
Попав в институциональную ловушку, реформа оказывается на неэффективной траектории. Ее дальнейшее развитие зависит от того, насколько быстро будет найден выход из этой ловушки.
Исправникова Н.Р. —
Реформа РАО «ЕЭС»: создание новых институтов или институциональная ловушка?
// Политика и Общество. – 2010. – № 12.
DOI: 10.7256/2454-0684.2010.12.3112
Читать статью
Аннотация: Cоздание нового института требует серьезных усилий и затрат, обусловленных обеспечением серии позитивных прецедентов, мобилизацией и стимулированием сил поддержки, преодолением барьера большинства.
Однако улучшение важнейших институтов, как и создание новых, не всегда возможно. В частности, подобная ситуация имеет место, если реформа оказывается в институциональной ловушке.
В статье рассмотрены механизмы создания нового института – института рынка эффективной конкуренции в рамках реформирования электроэнергетики.
Исправникова Н.Р. —
Реформирование институтов социальной сферы как основной фактор преодоления коррупции в ее отраслях
(положение в здравоохранении)
// Политика и Общество. – 2010. – № 10.
DOI: 10.7256/2454-0684.2010.10.2939
Читать статью
Аннотация: Справедлив тезис о том, что коррупцию невозможно ограничить одними репрессивными методами, что для решения такой задачи необходимы комплексные меры институционального характера. Коррупция в рамках данного подхода – это мера нарушения существующих норм и правил поведения, мера внутренней неупорядоченности функционирования системы институтов. Поэтому борьба с коррупцией - это реформирование институтов. Важность институциональных реформ в вопросе преодоления коррупции практически никем не оспаривается. Но почему одни институциональные реформы приводят к успешному решению этой проблемы, а другие проваливаются – этот вопрос заслуживает обстоятельного рассмотрения.