по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Остроушко Александр Владимирович
Юридические исследования, 2022-9
Остроушко А.В. - О необходимости совершенствования понятийного аппарата в сфере регулирования информационной инфраструктуры c. 52-61

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.9.38806

Аннотация: Предметом исследования является имеющийся понятийный аппарат, связанный с вопросами правового регулирования процессов создания и функционирования устойчивой и безопасной информационной инфраструктуры в Российской Федерации. Выявлено, что назрела ненасущная потребность, провести анализ имеющихся новелл законодательства с целью совершенствования и разработки комплексного механизма регулирования исследуемых отношений. Анализу подвергнуты действующие нормативные акты на предмет: наличия легального толкования имеющихся в них терминов; согласованности определений, имеющихся как в разных отраслях права; корреляции юридических определений с устоявшимися понятиями в технических науках; доступность понимания терминов для правоприменителя в целях исключения неоднородного правоприменения. Основными выводами проведенного исследования являются: совершенствования механизма законодательного регулирования деятельности является важным направлением по созданию устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; в России отсутствует строго согласованный понятийный аппарат информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; назрело законодательное выделение единого информационного пространства РФ для чего были разработаны критерии, которые могут быть использованы законодателем; выдвинуто предложение о необходимости принятия специального федерального закона, регулирующего информационно-телекоммуникационную инфраструктуру Российской Федерации, определяющего основные дефиниции информационно-телекоммуникационных технологий, юридические критерии сети «Интернет», устанавливающего статус субъектов, осуществляющих деятельность в сети и с использованием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Юридические исследования, 2022-5
Остроушко А.В. - Проблемы правового обеспечения процесса внедрения цифрового профиля гражданина c. 34-47

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.5.38118

Аннотация: Цель работы состоит в исследовании процесса проведения эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, в рамках создания цифрового профиля гражданина РФ, выявлении проблем правового регулирования и рисков, сопровождающих его создание. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор нормативной правовой и нормативно-технической базы и научной литературы по предмету исследования, социологический опрос граждан, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Новизна данной научной работы обусловлена применением комплексного подхода к исследованию особенностей и возможностей разработки и использования цифрового профиля гражданина РФ, учитывающего современные мировые тенденции и лучшие практики в данной области.   Результаты данной работы могут быть использованы в ходе реализации инициатив по созданию и развитию «Цифрового профиля гражданина РФ». Кроме того, данный материал может быть востребован научным и экспертным сообществами для более глубокого анализа и исследования перспектив развития и применения цифрового профиля гражданина в России. Проведенный анализ показал, что в целом правовое обеспечение процесса внедрения цифрового профиля гражданина способствует достижению национальной цели «Цифровая трансформация», в части создания платформы идентификации, которая включает цифровые профили гражданина и юридического лица. Однако сложность и новизна поставленных задач обуславливает некоторые недостатки правового регулирования частных вопросов цифрового профиля. Эффективная и своевременная деятельности государства по выявленным направлениям в области администрирования процессов создания и реализации цифрового профиля гражданина обеспечит значительную минимизацию большинства имеющихся рисков, а также их последствий.
Юридические исследования, 2021-9
Остроушко А.В. - Об основных направлениях правовой защиты интеллектуальных прав российских участников зарубежных проектов класса «мегасайенс» c. 158-173

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36404

Аннотация: Глобализация научных исследований влечет за собой ряд сложных юридических проблем, обусловленных организационными аспектами создания и функционирования крупных исследовательских проектов, таких как отсутствие у государств единого согласованного правового подхода к созданию проекта класса «мегасайенс», различным соотношением между юридической силой норм международных договоров и национальными нормами в правовой системе принимающего государства, в зависимости от организационной формы проекта. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, влияющих на процесс построения механизма правовой защиты интеллектуальных прав российских участников зарубежных проектов класса «мегасайенс». В рамках настоящего исследования проведен анализ вопросов участия российских ученых в научных исследованиях в проектах класса «мегасайенс», включая проблемы защиты их интеллектуальных прав. Вопросы исследованы в контексте единой системы специфики проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации проекта «мегасайенс».   Основными выводом проведенного исследования является тезис о необходимости обеспечить российские научные организации и отдельных ученых, участвующих в проектах класса «мегасайенс», необходимыми методическими рекомендациями в виде оптимальной модели правовой защиты их прав и законных интересов при организации и проведении исследований на зарубежных установках класса «мегасайенс», равно как и при участии в зарубежных проектах класса «мегасайенс». Деятельность российских ученых при участии в зарубежных проектах класса «мегасайенс» требует информационно-правого и организационно-правового сопровождения для эффективной защиты интеллектуальных прав. Новизна данного исследования заключается в том, рассматривая вопросы участия российских ученых и научных организаций в проектах «мегасайенс» за рубежом автор не ограничиваться только финансовой и научной компонентой проблемы.
Юридические исследования, 2021-4
Остроушко А.В., Тимофеева И.Н. - О необходимости совершенствования системы правового регулирования цифровых активов в Российской Федерации c. 59-76

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.4.35130

Аннотация: Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в России и в мире отмечается возрастание интереса к цифровизации всех отраслей экономики. В том числе это связано и с тем, что именно в новых технологиях и их ускоренном внедрении в жизнь государства видят для себя возможность заработать конкурентное преимущество и обеспечить стабильность экономики. В этой связи был разработан ряд законопроектов, направленных на регулирование правоотношений в области цифровых активов, часть из которых к 2021 г. была облечена в форму закона. Авторами подробно рассматривается система законодательного регулирования операций с цифровыми активами, выявляются ее достоинства и недостатки, проводится компаративный анализ с лучшими зарубежными практиками. Особым вкладом авторов в исследование темы является попытка выработать унифицированный подход к пониманию правовой природы цифровых активов в Российской Федерации для чего было раскрыто понятие и сущность цифровых активов, проведен анализ перспективных направлений законодательного регулирования цифровых активов в России, выявлены проблемы регулирования цифровых активов в России и предложены пути их решения. Основными выводами работы являются: выработан единообразный подход к правовой природе цифровых валют и предложены конкретные признаки информационной системы, в которой существуют цифровые активы, а так же обоснована необходимость их законодательного закрепления
Юридические исследования, 2019-10
Карпухин Д.В., Остроушко А.В. - К вопросу о правовой природе уведомлений о применении бюджетных мер принуждения c. 49-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.10.30928

Аннотация: Объектом исследования стала кодификация бюджетных отношений, связанная с применением бюджетных мер принуждения. В 2013 году в БК РФ появилась принципиально новая двухуровневая административно-процессуальная конструкция, связанная с фиксацией оснований применения бюджетных мер принуждения в уведомлениях о применении мер бюджетного принуждения и принятии решений о применении мер бюджетного принуждения. Правоприменительная практика, связанная с применением указанных бюджетных мер принуждения, выявила проблему определения сущности правовой природы уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Для подготовки статьи были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма и конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частного научного метода применялся сравнительно-правовой метод. Выявлено, что проблема определения правовой природы уведомления о применении бюджетных мер принуждения обусловлена двухуровневой правоприменительной конструкцией реализации бюджетных мер принуждения, охватывающей собственно уведомления и решения о применении бюджетных мер принуждения. Следует отметить двойственный характер уведомлений, которые, наряду с фиксацией оснований применения бюджетных мер принуждения с указанием суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению, содержат властно-распорядительные предписания о принятии соответствующих решений.
Юридические исследования, 2019-8
Остроушко А.В. - Имплементация международного и зарубежного опыта правового регулирования финансовых технологий в российское законодательство c. 8-24

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.8.30604

Аннотация: В настоящее время достигнуто глобальное понимание того, что для долгосрочного устойчивого и безопасного развития финансовых технологий необходимо создание механизма их правового регулирования. В Российской Федерации данный процесс находится в стадии становления. Объектом исследования стали общественные отношения в сфере создания и использования финансовых технологий. Предметом исследования стали акты, принятые на международном уровне (ООН и ЕС), а так же нормативный материала ряда технологически развитых зарубежных стран с целью выявления положительного опыта, который может быть в отечественную практику правового регулирования создания и использования финансовых технологий. Опираясь в целом на диалектический метод познания окружающей действительности, исследование основывается на компаративном анализе национальных особенностей реализации политики по регулированию основных общественных отношений, связанных с созданием и использованием финансовых технологий. Отмечается, что осознавая необходимость создания механизма правового регулирования новых финансовых технологий, государства в полной мере не выработали единую политику в решении данного вопроса. В имеющейся неоднозначность выбранных моделей правового регулирования финансовых технологий среди иностранных государств, а так же на основании международного опыта, выявлены положительные тенденции, на основании которых, предложены рекомендации по совершенствованию отечественных институтов регулирования финансовых технологий. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ
Полицейская деятельность, 2016-2
Остроушко А.В., Букалеров А.А. - О необходимости совершенствования нормативной базы сферы информационной безопасности детей

DOI:
10.7256/2454-0692.2016.2.18077

Аннотация: В настоящее время, практически все человечество не может осуществлять свою деятельность вне информационного пространства. В огромном потоке сообщений, не всякая информация полезна для потребителей, особенно этот тезис актуален для информации, доступной несовершеннолетним. Проблема защиты детей и юношества от негативного, в некоторой степени – аморального, влияния информации является одной из актуальнейших проблем современного законодательства России. В статье проводится анализ концептуальных документов в области формирования государственной политики по защите детей от негативной информации. В процессе исследования также были использованы методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, статистический, социологический, принцип единства предмета и метода изучения, принцип научной корректности. Основным выводом проведенного исследования является то, что сегодня можно ставить вопрос о выработки единой государственной политики в области усиления мер ответственности за посягательства на информационную безопасность детей. Основные направления данной политики должны получить закрепление в концептуальных документах и документах, таких как Концепция информационной безопасности детей и новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации 2016 года. Так же законодателю стоит провести определенную работу для устранения противоречий в терминологии в уже принятых документах.
Полицейская деятельность, 2016-1
Остроушко А.В., Николаев В.В. - К вопросу о необходимости информационно-правового регулирования предоставления кредитных услуг населению в сети «Интернет»

DOI:
10.7256/2454-0692.2016.1.16622

Аннотация: В настоящее время, на рынке кредитования населения, широкую распространенность получили микрофинансовые и кредитные организации. Используя преимущества сети «Интернет» данные игроки финансового рынка преодолевают территориальные границы и стремятся заинтересовать потенциальных заёмщиков. Создавая сайты в сети «Интернет» кредиторы доводят до неограниченного круга лиц информацию об условиях потребительского кредита или предоставлении микрозаймов. Проведенное исследование выявило имеющиеся упущения в законодательстве, связанное с информированностью заемщиков посредством сети «Интернет». Определенную озабоченность вызывает и отсутствие реестра официальных сайтов микрофинансовых организаций, что в свою очередь посягает на информационную безопасность личности. При написании данной статьи использовались следующие научные методы: герменевтический метод, методы анализа и синтеза, системный метод, сравнительно-правовой метод и другие методы используемые в правовом исследовании. Выявлено, что уровень информационной открытости МФО не соответствует требованиям обеспечения информационной безопасности личности при совершении кредитных операций. Сформулирован перечень основных проблем информированности заемщиков, в том числе и при использовании сети «Интернет», решение которых позволит сделать отношения по микрофинансированию более безопасными.В связи с отсутствием комплексного исследования информационно-правового регулирования предоставления кредитных услуг населению в сети «Интернет» в информационном праве, авторы пришли к выводу, что требуется проработка института законодательной регламентации информирования заемщиков.
Административное и муниципальное право, 2015-11
Остроушко А.В., Букалеров А.А. - О необходимости разработки мер административной и уголовной ответственности к лицам, размещающим в сети «Интернет» порочащую граждан информацию

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.16896

Аннотация: Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как обеспечение адекватных форм противодействия распространению запрещенной законом информации, в том числе порочащей информации в сети «Интернет». Данное явление стало серьезной проблемой практически для каждого и несет реальную угрозу информационной безопасности любой личности. Достижение целей информационной безопасности зачастую предполагает и определённые ограничения, накладываемые государством на информационный обмен. Имеющихся правовых средств для борьбы с распространением порочащей информации в сети "Интернет" явно не достаточно, т.к. структура и идеология существования социальных сетей делают имеющиеся правовые процедуры малоэффективными. В процессе исследования также были использованы методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, статистический, социологический, принцип единства предмета и метода изучения, принцип научной корректности. Основным выводом проведенного исследования является тезис о необходимости разработки системы мер административной и уголовной ответственности к лицам, которые размещают и распространяют в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, порочащую граждан. Такая мера не должна нести угрозу информационным правам и свободам иных субъектов деятельности в российском сегменте «Интернет» и требуется для повышения эффективности противодействия любым антиморальным, или иным незаконным проявлениям.
Полицейская деятельность, 2015-6
Лапин А.А. - О проблемах виктимологической профилактики преступлений и направлениях по ее совершенствованию

DOI:
10.7256/2454-0692.2015.6.17062

Аннотация: События последних лет свидетельствуют, что преступность, по-прежнему, находится на уровне, угрожающем безопасности населения. В статье на основе анализа сделан вывод о том, что преступность по-прежнему представляет серьезную угрозу для безопасности граждан. Отмечается, что с системе профилактики правонарушений особое место занимает работа с жертвами преступлений – виктимологическая профилактика. Указывается, что антикриминогенный потенциал виктимологической профилактики используется еще не в полной мере, чему способствует ряд факторов. Для подготовки статьи автором были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частно научного метода применялся метод сравнительно-правовой. Проведенный анализ практики деятельности правоохранительных органов и теоретических работ ученых позволяет утверждать, вопрос об использовании возможностей виктимологической профилактики, по-прежнему, актуален. Его разрешение является насущной необходимостью, ибо отсутствие виктимологической профилактики или слабое использование ее возможностей существенно ослабляет эффективность деятельности по предупреждению преступлений в целом.
Полицейская и следственная деятельность, 2015-4
Головин Ю.А. - О возможности применения классификатора функций и полномочий органов государственного управления в деятельности Министерства внутренних дел c. 31-41

DOI:
10.7256/2409-7810.2015.4.16902

Аннотация: Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в области информационного и административного права, по поводу систематизации деятельности органов государственного управления на основе научно разработанной классификации, а также общественные отношения по поводу внедрения рассматриваемой классификации в практику государственных органов, в частности, Министерства внутренних дел.. Такой подход к систематизации функций и полномочий широко применяется в европейских странах. Анализ классификатора функций органов государственного управления, является предметом исследования настоящей статьи. Внедрение данной классификации, способствует разграничению компетенций в работе правоохранительных органов, а также позволяет более детально анализировать поставленные задачи и их выполнение. Для подготовки статьи были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма и конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частного научного метода применялся сравнительно-правовой метод. Основным выводом проведенного исследования является тезис о возможности построения на базе структуры и опыта использования COFOG общероссийского классификатора функций и полномочий органов государственного управления и о необходимости внедрения стандартной классификации функций и полномочий в деятельность правоохранительных органов. Статья выполнена в ходе научно-исследовательской работы по теме: Совершенствование правового регулирования информационных отношений в системе исполнительной власти (№ НИОКР 115070810135) под руководством к.ю.н. доцента Остроушко А.В.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.