по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Куприна Елена Юрьевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Куприна Е.Ю., Баязитова Д.И. - Код Алькана c. 63-82

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.40295

Аннотация: Предметом исследования статьи является творчество одного из самых загадочных композиторов XIX века Шарля-Валантена Алькана. Краткое изложение биографических сведений дано с целью ответа на вопрос о причинах исчезновения Алькана с горизонта музыкального романтизма, несмотря на неоспоримые факты сотворчества великих гениев романтизма: Шопена, Листа, Алькана, Рубинштейна и др. На примере цикла «Двенадцать этюдов в минорных тональностях» ор. 39 представлен уникальный стиль Алькана, выкристаллизованный в сотворчестве с композиторами предшествующих эпох и современниками. Почти полное отсутствие отечественных исследований обусловило обращение к зарубежным работам, с анализа позиций которых производились оценки творческого наследия Алькана. Предпринята попытка расшифровки смыслового «кода Алькана» на примере Этюда № 12 ор. 39 «Пир Эзопа», ключ к которому уже более полувека подбирают выдающиеся виртуозы-исполнители, позиционирующие смыслы своих интерпретаций. Сделаны выводы о давно назревшей необходимости серьезных исследованиях творчества Алькана в отечественном музыкознании.
Культура и искусство, 2017-8
Куприна Е.Ю. - О специфике сознательной работы музыканта-исполнителя в контексте проблемы сотворчества c. 71-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23768

Аннотация: Предметом исследования является специфика сознательной работы музыканта-исполнителя в ракурсе проблемы сотворческой деятельности. Автор рассматривает такие аспекты темы как: природа сотворческой деятельности, специфика работы музыканта-исполнителя в режиме актуализированного интенционально-направленного сознания (Э. Гуссерль), механизмы со-восприятия, время психической деятельности, основные операции творческого воображения (Т. Рибо), «не зажатое» сознание, исполнительский слух (В. А. Гутерман), сценическое самочувствие, система воспитания исполнителя. Особое внимание уделяется системному процессу «мышления музыкой» (Б. В. Асафьев), представляющему собой, у отдельно взятого исполнителя, метакогнитивную деятельность-переживание, позволяющую предслышать (Л. М. Цейтлин) необходимые параметры будущего звучания, предощущать оптимальные исполнительские движения, а также моделировать формообразующие структуры музыкального развертывания. Методология исследования базируется на системном, феноменологическом, информационном и синергетическом подходах, на изучении трудов исследователей различных научных областей, связанных с жизнедеятельностью человека, а также — опыта практиков и рефлексии собственного педагогического и исполнительского пути автора. Информационный и синергетический подходы позволяют рассматривать эмерджентные реакции исполнительского организма концертанта как проявление самоорганизации системы сотворческой деятельности в ответ на избыточное воздействие возрастающего информационного потока на его сознание в условиях нестабильной эстрадной атмосферы. В подобных обстоятельствах лишь способность к концентрации внимания на исполнительских задачах позволяет активно противостоять негативным последствиям сценического волнения. Новизна изыскания связана с ракурсом исследования, направленного на соотнесение проблемы умения музыканта работать в особом режиме слухо-сознательной «направленной» концентрации внимания на последовательном решении художественных задач с вопросом самоорганизации исполнительского организма концертанта в стрессовых условиях эстрадного выступления и, в конечном итоге, с приоритетами в системе воспитания исполнителя. Основные выводы исследования касаются области активно задействованного плана воображения музыканта, активизация которого с необходимостью сопровождается усилением психической энергии. Длительность интенсивной сознательной работы поддерживается «переключением» интенций на различные творческие задачи. С учетом данных выводов представлены практические рекомендации по оптимизации системы воспитания исполнителя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.