по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Крупочкин Евгений Петрович
Историческая информатика, 2022-4
Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П. - О возможности использования геоинформационных технологий для изучения экономического неравенства (на материалах Сибирского края 1926–1927 гг.) c. 53-64

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.4.39387

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования геоинформационных технологий для изучения экономического неравенства. Показаны методика и техника применения геопространственного анализа при изучении неравенства в оплате труда служащих окружных городов Сибирского края в 1926–1927 гг. В качестве источников использованы статистические бюллетени, издававшиеся в 1926–1929 гг. в Новосибирске. Были отобраны данные, которые характеризуют зарплату служащих окружных городов Сибири за 8 кварталов, охватывающих практически 2 года – 1926 и 1927. При разработке ГИС произведена оцифровка карты Сибирского края масштаба 1:3000000, на которой присутствует координатная сетка, нанесена ситуация (гидрографическая сеть и рельеф, отображенный отмывкой) и административное деление по данным районирования 1929 г.   Построена серия карт, отражающих средний уровень заработной платы служащих в окружных городах, а также динамику заработной платы на основе поквартальной статистики. Наибольшая зарплата служащих наблюдается в Новосибирске. Заметно, что города с низким уровнем заработной платы концентрируются на юге Западной Сибири. Темпы прироста зарплаты по городам показывают большую вариацию, нежели средняя зарплата. Наибольший прирост заработной платы демонстрируют те города, в которых ее уровень был низким или средним. Можно констатировать, что имеются определенные перспективы в использовании геоинформационных технологий для изучения экономического неравенства.
Историческая информатика, 2022-1
Латкин В.А., Крупочкин Е.П., Владимиров В.Н. - Технологические подходы и прикладные аспекты 3D-картографирования Транссибирской магистрали (на примере Тарманчуканского тоннеля) c. 74-91

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.1.37779

Аннотация: В связи с реализацией проекта по сохранению культурно-исторического наследия, связанного с созданием и реконструкцией Транссибирской магистрали, авторами настоящей статьи предложена технология построения трехмерных картографических изображений и ее реализация на примере одного из самых известных участков Транссиба – Тарманчуканского тоннеля, который является одним из наиболее протяженных в мире. Целью данной работы является построение 3D-карты тоннеля с использованием игрового движка Prism3D. В статье подробно изложены базовые принципы построения 3D-моделей и 3D-карт, описана процедура поэтапного создания 3D-карты Тарманчуканского тоннеля с высокой детализацией и текстурой. Созданный продукт является, по сути, объектом виртуальной реальности, максимально приближенной копией оригинала. Для его использования нет необходимости применять специальный шлем, вполне достаточно воспользоваться интерфейсом рекомендуемых программ. Высокая степень детализации модели позволяет получить полную информацию о моделируемом объекте, включая мелкие детали. В результате представленной работы получена максимально реалистичная карта одного из самых известных в мире тоннелей – Тарманчуканского. При этом географические особенности рельефа и ландшафт в полной мере отражены на самой 3D-карте, доступ и просмотр которой в ближайшее время будет возможен на сайте исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Историческая информатика, 2021-4
Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П. - Картографический Web-ресурс «Транссибирская магистраль»: источники и технология разработки c. 22-32

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.4.36885

Аннотация: В статье рассматривается создание тематического ресурса по истории Транссибирской железной дороги с использованием современного Web-ГИС инструментария, что позволит аккумулировать собранную в ходе исследований источниковую информацию и представить в доступном для исследователей виде. С перечисленными материалами онлайн-ГИС позволяет работать в нескольких режимах – интерактивном, табличном (с описанием источниковой базы), а также в режимах редактирования информации в базе облачного хранилища либо в ограниченном режиме ввода или загрузки данных. ГИС-проект представлен набором векторных и растровых данных, трансформированных для работы в современной системе координат: исторические карты и схемы, космические снимки в виде мозаик и фрагментов изображений, полученных через доступные геосервисы (Google, Yandex, Bing).   Доступны также цифровые слои, сгенерированные и отредактированные на основе оцифровки исторических и современных карт разных масштабов. Одновременно с работой над web-ресурсом ведется работа, направленная на cоздание настольных ГИС, посвященных Транссибу. Разработка и запуск web-ГИС «Транссибирская магистраль» дает ее пользователям целый ряд новых возможностей для пользователей, включая наличие обобщенной информационно-картографической базы данных по истории строительства и эксплуатации Транссиба, предоставление возможности работы с материалами проекта одновременно нескольким пользователям, возможность поиска необходимой информации в ГИС по метаданным и т.д.
Историческая информатика, 2020-1
Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П., Сарафанов Д.Е. - Опыт разработки предметно-ориентированной исторической ГИС (на примере инфраструктуры Барнаула конца XVIII – начала XX вв.) c. 66-80

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.1.32091

Аннотация: В статье рассматривается инфраструктура Барнаула во второй половине XVIII – начале XX вв. Цель исследования – получение нового системного знания о развитии инфраструктуры городов юга Западной Сибири, о влиянии объектов инфраструктуры на экологию города, о соотношении демографических и экологических факторов, влияющих на развитие города и воспроизводство городского населения. Исследование опирается на обширную источниковую базу, включая письменные, картографические и фотодокументы, хранящиеся, преимущественно, в Государственных архивах Алтайского края и Томской области, а также на ряд опубликованных источников. Методологической основой работы являются системный и междисциплинарный подходы, применены общенаучные и традиционные исторические методы исследования. В качестве основного пути получения новой информации используется геоинформационный анализ на базе созданной предметно-ориентированной исторической геоинформационной системы. Анализируются пространственные аспекты инфраструктуры города и экологические факторы его развития, показаны изменения в размещении объектов инфраструктуры в конце XIX – начале XX в. Сделан вывод о том, что негативное воздействие городских объектов, несущих «экологическую нагрузку» на окружающую среду и человека, оказывалось главным образом через ухудшение санитарной обстановки и общего состояния экосистем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.