по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бабич Ирина Леонидовна
Genesis: исторические исследования, 2021-2
Бабич И.Л. - Мусульманские документы из французского архива Али Мардана Топчибаши c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.32216

Аннотация: В статье анализируются архивные материалы Франции, которые принадлежали кавказским эмигрантам (после октябрьской революции). Эмигрировав в Европу, они увезли с собой архивы, в которых оказались документы, освещающие разные аспекты истории Российской империи. Это первая статья в России, в которой дается анализ всех документов по данной теме.Цель исследования – проанализировать документы, в которых отражена жизнь российских мусульман до революции 1917 г., их характер, содержание и т.д. из архива крупного азербайджанского деятеля Али Мардана Топчибаши (Париж, Франция). До революции Топчибаши (юрист по образованию) был одним из активных сторонников модернизации исламской жизни на Кавказе, поэтому в его архиве и отложились материалы об этой стороне жизни граждан Российской империи (депутат Государственной Думы 1906 г., инициатор создания мусульманской фракции в Думе, инициатор проведения мусульманских съездов в России. Данные документы впервые были проанализированы в исламском контексте Российской истории.Автор приходит к выводу, что мусульманская часть архива Топчибаши представляет собой уникальное собрание первоисточников, характеризующих жизнь мусульман Российской империи вообще, и Кавказа, в частности, с 1890 по 1917 гг. В статье данные документы проанализированы и объединены в три группы. В этих документах представлена разработанная Али Мардан Топчибаши программа ключевых изменений жизни мусульман.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-2
Бабич И.Л. - Судьбы священников в России: ВВЕДЕНСКИЕ c. 123-132

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.2.32466

Аннотация: Предмет исследования - судьба одного из священников России – о. Дмитрия Введенского, который начал свое служение еще до революции, прошел советские лагеря, был трижды осужден, сумел выжить в трудных условиях лагерной жизни и продолжить служение после смерти Сталина. Объект исследования - священническая династия Введенских.Жизнь рассматривается нами в контексте той священнической среды, в которой он оказался. На уровне микроистории мы хотим описать судьбу одного из представителей российского православного духовенства на цивилизационном сломе. Исследование подготовлено на основе двух типов источников: во-первых, архивных материалов государственных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Центрального государственного исторического архива г. Москвы) и частных (семейного архива Введенских, который был передан в Церковно-исторический музей Мужского Ставропигального Данилова монастыря РПЦ), во-вторых, интервью с потомками семьи Введенских: внучкой о. Дмитрия – Любовью, внуком брата о. Дмитрия – Ростиславом, племянницей жены о. Дмитрия – И.К. Милославиной, внучкой второго священника, служившего в одном храме «Живоносный Источник» с о. Дмитрием, – Е.П. Фивейской. Новизной статьи является введение в научный оборот новых архивных мтериалов о жизни российских священников, в том числе и новых архивов, в частности, архив Введенского, хранящегося в Даниловом монастыре.Изучение священнических судеб на примере семьи Введенских позволило сформулировать основные тенденции жизни священства на границе российско-имперского и советского периода истории России.
Человек и культура, 2020-1
Бабич И.Л. - Отражение духовного кризиса конца ХIХ в. в среде творческой интеллигенции (на примере взаимоотношений монахов мужского православного монастыря «Вознесенская Давидова пустынь» и семьи Чеховых, 1892 – 1899 гг.) c. 90-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.28733

Аннотация: Предмет данного исследования – характер взаимоотношений семьи Чеховых и православного мужского монастыря «Вознесенская Давидова пустынь». Объект – религиозная жизнь семьи Чеховых. Цель статьи – проанализировать религиозные и светские контакты между семьей Чеховых и обителью и уточнить вопрос о религиозности крупного русского писателя Антона Павловича Чехова, ответить на вопрос о влиянии на него духовного кризиса конца ХIХ в.Автор рассматривает жизнь Чеховых в Мелихово с 1892 по 1899 г. - временем владения усадьбой. Родители А. П. Чехова, особенно его отец - глубоко религиозный человек. В статье отдельно рассматриваются взаимоотношения между писателем и монахами монастыря, посещение им служб в обители. Работа подготовлена на основе архивных (собранных в Центральном историческом архиве г. Москвы) и опубликованных материалов (писем А.П. Чехова и дневника его отца – Павла Егоровича). Методом исторической реконструкции собранные материалы были проанализированы и представлены в хронологическом порядке – с 1892 по 1899 гг. Российская чеховиана – огромна, в 1990-2010-е годы стали появляться работы, посвященные религиозным взглядам писателя. В современных публикациях о религиозных взглядах А.П. Чехова, как правило, подчеркивается наличие у него непоколебимых атеистических убеждений. Иногда упоминается и его пребывании в Мелихове, без указания о контактах с монастырем. Данная статья впервые выделяет проблему взаимоотношений семьи Чеховых и одного из подмосковных мужских монастырей.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-1
Бабич И.Л. - Дачники Царицыно – прихожане церкви Живоносный Источник в Екатерининском Дворце (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). c. 172-182

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.31896

Аннотация: Предметом данного исследования является жизнь православной общины храма "Живоносный Источник" в конце ХIХ – начале ХХ в. Объект изучения – дачники, которые становились членами данной православной общины. В Центральном государственном архиве г. Москвы сохранились метрические книги храма. На основе данного вида источника мы составили список тех дачников Царицыно, которые стали прихожанами храма "Живоносный Источник". Членство дачников в царицынской общине мы определяли по тому факту, обращались ли они к священникам храма для совершения различных треб: крещения, венчания и отпевания. Безусловно, данные действия не могут свидетельствовать об активном участии конкретного дачника в жизни храма, тем не менее, по нашему мнению, все же косвенно могут быть использованы для анализа взаимосвязи дачной и церковной жизни в Царицыно. В исследовании использован исторический метод анализа собранных нами архивных материалов в Центральном историческом архиве г. Москвы и структурный метод для создания комплексной картины жизни россиян в конце ХIХ - начале ХХ в. Выбор данной темы для научного исследования обусловлен тем, что в 1990-2010-е годы начался процесс православного возрождения, который тоже оказался отчасти связан с современным дачным движением. На примере целого ряда подмосковных монастырей можно наблюдать рост православных общин в открывшихся монастырях благодаря проживающим поблизости дачникам. В силу этого исторический опыт данного взаимодействия может способствовать грамотному пониманию происходящих в современной России процессов.
Конфликтология / nota bene, 2019-3
Бабич И.Л. - Концепция миротворчества в северокавказском правовом наследии: теория и практика в исторической перспективе c. 9-23

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.3.24874

Аннотация: В данной статье рассматривается обычное право народов Северного Кавказа, которое возникло в далеком прошлом и которое отчасти сохраняется в современном правовой сознании и правовой практике горцев региона.Обычное право как предмет исследования включает в себя изучение ряда составляющих данного явления, а именно: изучение первичных и вторичных конфликтов, основ примиренческих процедур, практики функционирования кровной мести, как одного из вариантов эволюции первичных конфликтов во вторичные и т.д. В ходе исследования горского адата в данной статье автор отвечает на вопрос места правового наследия в современной правовой практике и современной теории права. Статья подготовлена на основе собранных автором полевых этнографических материалов в ряде республик Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северной Осетии, а также собранных другими исследователями материалов в Ингушетии. Используя методы исторической реконструкции и исторического анализа автор изучил проблему формирования и развития горского адата. Автор пришел к выводу, что до сих пор правовая культура народов Северного Кавказа не является анахронизмом. Нормы адата успешно «работают» в тех случаях, когда это возможно. Правовое наследие горцев, направленное на урегулирование конфликтов в обществах, является безусловным достижением северокавказской культуры и может рассматриваться не как элемент прошлой истории, но и как часть современности и даже будущего культурного поля региона. Применительно к Северному Кавказу можно говорить о своеобразном применении правового плюрализма.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-1
Бабич И.Л. - Мужской православный монастырь "Вознесенская Давидова пустынь": духовный и финансовый потенциал во второй половине ХIХ в. c. 174-186

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.1.28568

Аннотация: В предлагаемой статье планируется рассмотреть особенности развития мужского православного монастыря «Вознесенская Давидова пустынь» во второй половине ХIХ в.Объект исследования - мужской православный монастырь «Вознесенская Давидова пустынь», предмет исследования – различные сферы жизни обители (деятельность настоятелей, материальное обеспечение, хозяйство, строительство зданий и т.д.). Исследование основано на архивных материалах, извлеченных из ряда российских государственных архивов: Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива г. Москвы и Российского государственного архива древних актов, а также одного частного архива - монастырского архива Вознесенской Давидовой пустыни. Методом исторической реконструкции в статье проведен анализ вводимых впервые архивных материалов, что позволило выявить ключевые стороны жизни монастыря в исследуемый период. Данный монастырь и его история во второй половине ХIХ в. лишь однажды стал объектом исследования, - в 1915 г., когда обители исполнилось 400 лет. В статье сделан вывод, что во второй половине ХIХ в., а именно: с 1854 по 1893 гг. в монастыре сменилось три настоятеля – о. Варлаам, о. Иосиф и о. Иоаникий, которые не только не ослабили обитель (она продолжала оставаться заштатным монастырем), наоборот, сумели создать такой духовный и финансовый фундамент, позволивший следующему настоятелю - архимандриту Валентину добиться повышения статуса монастыря – в 1915 г. - в честь 400 - летия обители - Вознесенская Давидова пустынь была возведена на степень второклассного монастыря.
Genesis: исторические исследования, 2018-12
Бабич И.Л. - Храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно: истоки пути (ХVII-ХVIII вв.) c. 99-109

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.28276

Аннотация: Объект нашего исследования - храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно, предмет – истоки становления храма в ХVII – ХVIII вв. Цель предлагаемой статьи – проанализировать ключевые аспекты формирования нового религиозного института и православной общины (статус, финансирование, характеристика причта, паствы и т.д.). В работе использованы три архива: два государственных (Центральный исторический архив г. Москвы – далее ЦИАМ и Российский государственный архив древних актов – далее РГАДА) и один частный (семейный архив семьи священников Казанцевых, которые много лет служили в этой церкви во второй половине ХIХ – начале ХХ в.) Введенные впервые в научный оборот архивные материалы проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в хронологическом порядке – ХVII – ХVIII вв. До сих пор в научном сообществе история данной церкви лишь единожды была объектом исследования. Статья сотрудников музея «Царицыно» А.А. Барановой и А.А. Галашевич была опубликована более 15 лет назад. Их работа основывалась только на архивных материалах РГАДА. Опираясь в нашем исследовании на эту, безусловно, глубокую и серьезную статью, мы продолжили изучение судьбы церкви, используя прежде всего два других, упомянутых выше архива.
Genesis: исторические исследования, 2018-8
Бабич И.Л. - Монастырь "Вознесенская Давидова пустынь": начало пути (ХVI – ХVII вв.). c. 94-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.27081

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности монастырского строительства в России в ХVI - ХVII вв. Объектом - история одного из подмосковных монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни.ХVI - ХVII в. стали временем смены идеологических установок, русская православная идеология, уходящая корнями в историю древней Византии, меняется на западные веяния и западные установки. В это время начинается своеобразная монастырская колонизация в России, когда при внешнем монастырском упадке возникало много некрупных монастырей.Цель статьи - исследовать вопросы, связанные с российской властью (княжеской и царской) и монастырским строительством, а также изучить статус монастыря Вознесенская Давидова пустынь, монастырский устав, особенности вотчинного владения, хозяйства и церковного строительства. Статья подготовлена на основе материалов, выявленных в трех архивах: Российском архиве древних актов, Центральном государственном архиве г. Москвы и архиве документов, хранящихся в монастыре "Вознесенская Давидова пустынь". Извлеченные из архивов документы были проанализированы методом исторической реконструкции. Начало монашеской жизни в Давидовой пустыни и становление ее в течение первых двух веков – ХVI-ХVII вв. – до сих пор малоизвестная часть истории обители. Лишь с ХVIII в. история обители открывается перед нами во всех ее проявлениях. Подобных работ до сих пор не было.Между тем освещение истории монастырского строительства в России актуально для современного православного возрождения, многие аспекты которого имеют общие черты с прежними веками (малочисленность братии, "внешнее" финансирование и др.)
Исторический журнал: научные исследования, 2018-5
Бабич И.Л. - Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в первой четверти ХХ в. c. 155-164

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.5.27247

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – история одного из подмосковных храмов - храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в первой половине ХХ в. Хронологические рамки затрагивают дореволюционный и советский период истории храма. Объект исследования – деятельность священника храма - о. Алексея Фивейского, основы финансового и хозяйственного бытования подмосковного храма накануне событий 1917 г., а также описание церковной паствы, причины ее увеличения накануне революции и увеличения количества совершаемых треб в храме. Статья подготовлена на основе двух типов источников: архивных материалов (из Центрального государственного архива г. Москвы и семейного архива, который хранится у потомков Фивейских, а также архива Ленинского района Московской области (г. Видное), и материалов устной истории (интервью с потомком о. Алексея – внуком его родного брата - Николая Фивейского, который стал священником в сел. Клобуково Богородского уезда, - Юрием Дмитриевичем Фивейским и его женой – Еленой Павловной). Архивные материалы и информация, полученная в ходе проведения устных опросов, были проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в статье в виде исторического описания. До сих пор в истории храма, который располагается на территории знаменитого Екатерининского Дворца в Царицыно, не было научных работ, посвященных выбранному в работе историческому периоду. Изучение церковной истории до и после октябрьской революции представляет научный и практический интерес, поскольку показывает духовное состояние российского общества, совершившего или поддержавшего большевистский переворот.
Юридические исследования, 2018-3
Бабич И.Л., Плиев А.А. - История кровной мести у ингушей и чеченцев (1870-1960-е годы) c. 42-57

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.3.25506

Аннотация: Цель предлагаемой статьи – проанализировать основные компоненты института кровной мести в чеченской и ингушской общинах с 1870 по 1960-е годы и предоставить сравнительный материал по другим народам Северного Кавказа для выявления сходств и различий. Данный подход позволит определить ряд правовых тенденций.Объект данного исследования – институт кровной мести на протяжении 100 лет на Северном Кавказе, предмет – основные компоненты института, такие как причины конфликтов, формы мести, субъекты и объекты мести, правила поведения кровников. Исследование выполнено на основе историко - этнографического метода, который позволил авторам собрать полевой этнографический материал о практике бытования кровной мести с 1870-х по 1960-е годы. Работа по сбору этнографического материала проводилась в 1960-е годы. В ходе работы были опрошены лица старшего возраста (90-100 лет), которые были свидетелями ряда конфликтов и которые помнили рассказы об таковых своих старших родственников. Кроме того, в качестве сравнительного материала привлечены архивные материалы, извлеченные из ряда архивов Северного Кавказа. По истории кровной мести на Северном Кавказе существует достаточное количество исследований, тем не менее по институту кровной мести у чеченцев и ингушей с 1870-х по 1960-х годов до сих пор не было работ, подготовленных на основе полевых этнографических данных, а также по материалов архивов Верховных судов ряда республик Северного Кавказа.Изучение практики института в прежние времена имеет важное значения для понимания современных правовых процессов.
Genesis: исторические исследования, 2018-2
Бабич И.Л. - Судьба храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в 1920-1930-е годы c. 114-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25148

Аннотация: Статья подготовлена на основе собранных в архивах новых материалов, а также на основе материалов устной истории – проведенных интервью с потомками священников и прихожан царицынского храма. Изучение жизни духовенства на микроуровне – на примере одного храма – помогает исследователям выстроить целостную картину судеб православия в 1920-1930-е годы в Советском союзе. До сих пор не было ни одной научной статьи по истории этой церкви этого периода. Автор данной статьи уже издал несколько статей о жизни храма в другие исторические периоды. В настоящее время в России собираются все материалы по истории репрессий духовенства в советские годы. Данная статья позволяет восполнить этот пробел. В статье применен исторический метод исследования, в ходе которого были собраны и проанализированы архивные материалы, собрана информация с помощью метода устной истории (интервью с потомками духовенства и прихожан церкви Живоносный Источник). Это позволило провести историческую реконструкцию жизни храма в 1920-1930-е годы. Новизна данной статьи состоит в том, что, во-первых, впервые введены архивные материалы (следственные дела репрессированных священников и прихожан храма, Государственный архив Российской федерации), частные семейные архивы (архивы семей Введенских, Казанцевых), и, во-вторых, собраны материалы устной истории – потомков. Это позволило впервые дать описание жизни церкви Живоносный Источник в 1920-1930 - е годы.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-1
Бабич И.Л. - Вознесенская Давидова пуустынь: жизнь монастыря в ХVIII веке c. 143-154

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.24875

Аннотация: Вознесенская Давидова пустынь – один из подмосковных монастырей, созданный в 1515 г. монахом Пафнутьевского монастыря Давидом. Предмет исследования в статье - особенности развития монастыря в ХVIII в. Основными ключевыми событиями стали: церковная реформа 1764 г., введение нового монастырского общежительного устава (конец ХVIII в.).До сих пор в научной литературе нет исследований, в которых описывалась история монастыря Вознесенская Давидова пустынь в ХVIII в. До настоящего времени была опубликована лишь одна книга Н.П. Виноградова (в 1915 г.), в которой дано описание истории монастыря за 400 лет. Статья подготовлена на основе исторического метода. Автор, анализируя собранные им архивные материалы, извлеченные из двух архивов (Российского государственного архива древних актов и Центрального государственного архива г. Москвы), осуществляет историческую реконструкцию жизни монастыря Вознесенская Давидова пустынь в ХVIII в Новизна данной статьи заключается в том, что на примере скрупулезного анализа всех сторон жизни одного монастыря можно увидеть ключевые этапы монастырской истории России в ХVIII в. Изучение истории данного монастыря представляет как научный, так и практический интерес. Прежде всего, укажем, что в 2015 г. монастырю исполнилось 500 лет. Обители удавалось сохранять свои функции на протяжении многих веков. Наряду с этим представляет интерес судьба монастыря в один из наиболее сложных исторических периодов – в период проведения церковной реформы 1764 г., когда была осуществлена секуляризация церковных земель – важного источника жизни обителей.
Genesis: исторические исследования, 2017-7
Бабич И.Л. - Священнические династии и духовный кризис в предреволюционной России (на примере потомственных православных священников Казанцевых) c. 122-132

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23639

Аннотация: Предметом данного исследования являются священнические православные династии ХIХ в. в России. Объектом статьи - история духовной жизни потомственных священников Казанцевых, служивших в церкви иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" в Царицыно (ныне Москва), которая входила в недостроенный Баженовым и Казаковым Дворцовый комплекс Екатерины Великой. Священническое служение Казанцевых пресеклось в конце 1903 г., когда следующий преемник отказался принять сан. Цель работы - показать причины духовного кризиса предреволюционного периода в России и его влияние на события 1917 г. Статья подготовлена основе архивных материалов, почерпнутых из государственных архивов (Центрального государственного исторического архива г. Москвы и Центрального архива Московской области) и архива семьи Казанцевых, а также на основе проведенных автором устных бесед с потомками семьи Казанцевых. Опираясь на собранные автором материалы в работе методом исторической реконструкции показана история священнической православной династии в ХIХ в. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней на примере служения в церкви несколько поколений одной семьи священников Казанцевых прослежена тенденция, которая сложилась в России в конце ХIХ - начале ХХ в., а именно: начался период духовного кризиса и проникновения революционных идей в семьи священников. В результате люди с духовным образованием отказывались от священнических служений, предпочитая различные светские карьеры, сохраняя при этом в своей душе православную веру. Отметим, что духовная жизнь нескольких поколений предков не смогла «противостоять» силе и напору новой идеологии конца ХIХ в. Как нам представляется, описание истории одной православной династии помогает нам понять неизбежность того, что произошло впоследствии в 1917 г.
Genesis: исторические исследования, 2017-4
Бабич И.Л. - Православная жизнь дачников Подмосковья конца ХIХ – начала ХХ в. (на примере прихода церкви иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно) c. 91-104

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.22172

Аннотация: Предмет предлагаемого исследования – дворянские, княжеские, промышленные крупные и иностранные фамилии, поселившиеся в Царицыно в качестве дачников в 1880-1910-е годы. Объектом нашей работы стали особенности развития дачного движения конца ХIХ – начала ХХ в. Цель данной статьи - опираясь на архивные материалы, извлеченные нами из Центрального государственного архива г. Москвы, проследить взаимосвязь между членами православной общины церкви, проживавшими внутри крупного архитектурного комплекса екатерининских времен в Царицыно, и процессом формирования вокруг этого комплекса дачной жизни, который имел место во второй половине ХIХ в., и особенно расцветший в конце ХIХ – начале ХХ вв. Данная статья подготовлена на основе введения в научный оборот новых архивных материалов, извлеченных автором и Центрального государственного архива. Москвы, в котором сохранились документы, связанные с историей церкви Живоносный источник, в частности, метрические книги храма. Метрические книги содержат информацию о совершавшихся в данном храме таинствах крещения, отпевания и венчания, а также перечислялись фамилии воспреемников, свидетелей во время венчания и т.д. Автор сопоставил данные о дачниках и о прихожанах храма, обращавшихся в храм для проведения различных православных обрядов. В работе также используются материалы т.н. «устной истории» - интервью с потомками священников церкви Живоносный Источник в Царицыно.В предлагаемой работе, опираясь на принцип историзма, были использованы нарративный (описательно-повестововательный) и структурный методы исследования, которые помогают нам показать культурно-духовное пространство, складывающее в определенный период исторического времени, и социальные связи, возникающие внутри этого пространства. В последние годы появились исследования дачных пригородов Москвы, в том числе и Царицыно, однако до сих пор еще не было исследований по истории дачного движения в России, опиравшихся на церковные источники. Под таким углом никто не рассматривал пересечение жизни православных приходов и дачное движение конца ХIХ – начала ХХ в. Данный подход позволил выявить взаимосвязь организации дачных поселков в тех местах, где была активная духовная жизнь. «Дачное» движение конца ХIХ – начала ХХ вв., которое захватило ближайшее Подмосковье - территории вокруг Царицынского Дворца – Поповка, Воздушный Сад, Царицыно, Новое Царицыно, Покровская сторона, - во многом стало составлять существенный «костяк» православного прихода храма Живоносный источник, располагавшегося внутри Дворца. Среди тех, кто связал свою летнюю жизнь с храмом, было много известных людей Москвы: купцов, дворян, князей, почетных граждан города. Благодаря этим людям в храме бывал знаменитый священник начала ХХ в. - Иоанн Кронштадский. С другой стороны, как и прежде, крестьяне из соседних деревень оставались глубоко религиозными людьми и посещали храм Живоносный источник. Новый социальный срез православной общины, когда в одной организации оказались люди разных социальных слоев, постепенно приводил к созданию иных структур в российском обществе.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-4
Бабич И.Л. - Монастырская экономика в ХVI –ХХ вв. (на примере монастыря Вознесенская Давидова пустынь c. 159-172

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.4.23336

Аннотация: Предметом исследования является монастырская экономика. В статье на уровне микроуровне - на примере одного подмосковного монастыря, Вознесенская Давидова пустынь, рассмотрено становление экономики монастыря на протяжении более 4 -х веков. Объектом исследования является описание ключевых аспектов хозяйственной деятельности монастыря, а именно: земледелия, скотоводства, а также тех направлений, которые были обусловлены новыми экономическими условиями, например, получение доходов от капиталов, положеных в российские банки, от сдачи в аренду принадлежавщих монастырю домов и т.д. Работа подготовлена на основе архивных материалов, найденных нами в двух архивах, которые затрагивают экономическую деятельность монастыря: Российском государственном архиве древних актов и Центральном государственном архиве г. Москвы. Методом исторической реконструкции в данной статье рассмотрена экономическая деятельность монашествующих и настоятелей Вознесенской Давидовой пустыни с 1515 по 1917 гг, т.е. на протяжении более 4 веков. В настоящее время появляются научные работы, посвященные деятельности русских монастырей, в которых описывается экономика в целом. В предлагаемой статье автор обратился к микроуровню и на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни проанализировал становление монастырской экономики, именно - ста-новление.Основными выводами данного исследования стали: изучив на примере одного подмосковского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни историю становления монастырской экономики, проследив хозяйственную, торговую, финансовую деятельность монастыря, начиная с XVI до начала ХХ вв., показано, что начав с государственных дотаций, обитель превратилась в богатую, самоокупаемую религиозную структуру, где грамотно сочетался монашеский труд с трудом наемных работников, где было правильное соотношение различных видов хозяйств и возможностей экономики Российской империи (помещение капиталов в российские банки, сдача в аренду собственных домов и т.д.).Эти виды монастырских доходов оцениваются нами как непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности русских православных монастырей.
Социодинамика, 2017-2
Бабич И.Л. - Российские монастыри накануне Октябрьской революции (на примере деятельности настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Валентина) c. 102-119

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19356

Аннотация: Предметом исследования стала деятельность последнего перед революцией 1917 г. настоятеля одного из подмосковных мужских монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни - архимандрита Валентина (Егорова). Он сумел привести свою обитель к расцвету, как духовному, так и финансовому. В статье подробно рассмотрены основные методы руководства монастырем, ключевые строительные планы настоятеля, а также основы монашеской жизни и хозяйственной деятельности обители. Все это помогло архим. Валентину в 1915 г. получить для монастыря новый статус - из заштатного он был переведен в штат с получением 2-ого класса. Статья подготовлена на основе архивных материалов, собранных в Центральном государственном архиве г. Москвы и впервые вводимых в научный оборот. Приведенный в статье материл свидетельствует о том, что накануне Октябрьской революции, в действительности, православные монастыри и церкви Российской империи находились в разном положении: были те, кто оказался в духовном и финансовом упадке, а были те, кто процветал и лишь революция и последующая политика советской власти привела к разорению в конце 1920-х годов.
Genesis: исторические исследования, 2017-1
Бабич И.Л. - Судьбы православных монастырей в советское время (1916-1929 гг.) c. 133-146

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.20415

Аннотация: Предмет статьи - советская история одного из мужских монастырей Подмосковья - Вознесенской Давидовой пустыни в первые два десятилетия после установления советской власти - в 1920-30-е годы. Автор показывает взаимоотношения монастыря и советской власти.1920-е годы – время начала оскудения монастыря, когда советская власть постепенно ограничивала монашескую жизнь. Заметное место в истории Давидовой пустыни 1920-30-х годов представляют репрессии по отношению к монахам монастыря: многие из них пострадали за свои убеждения - некоторые были расстреляны. Некоторым удалось дожить до старости. Статья подготовлена на основе собранного автором и впервые вводимого архивного материала, методом исторической реконструкции рассмотрена советская история одного из мужских монастырей Подмосковья - Вознесенской Давидовой пустыни. В качестве дополнительного источника привлечены данные проведенных автором полевых этнографических опросов старожилов местных деревень Чеховского района. Новизна исследования определяется прежде всего вводом нового архивного материалы по истории православного монашества в России в первое десятилетие советской власти, в том числе и следственных дел периода репрессий духовенства в 1930-е годах.Автор подробно описывает неизвестный ранее период истории одного из монастырей России - Вознесенской Давидовой пустыни.В ходе описания автор приходит к выводу, что монахам удалось до конца 1920-х годов сохранять монашескую жизнь.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-1
Бабич И.Л. - Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста)

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.21297

Аннотация: Предметом исследования в статье является часовня в Москве, в которой несколько веков находилась чудотворная икона Нерукотворного (Всемилостивого) Спаса.Часовня являлась частью подмосковного монастыря Вознесенская Давидова пустынь (ныне Чеховский район).Объектом исследования является история часовни с ХVIII века по 1920-е годы. В советские годы в период национализации церковных ценностей началась борьба за чудотворную икону, в которой принимало участие несколько сторон: советские власти, монастырские власти, прихожане, григорианцы. Часовня несколько раз меняла статус в течение 1920-х годов. Икона пропала с конца 1920-х годов. В предлагаемой статье, на основе ввода новых архивных материалов, извлеченных нами из Центрального государственного архива г. Москвы, прослежена история жизни часовни и иконы, в которой она находилась со второй половины ХVIII в. – до конца 1920-х годов. Это первая статья, посвященная истории часовни у Москворецкого моста и поискам святыни. Нами собраны все имеющиеся в научном распоряжении архивные материалы по этому вопросу, и методом исторической реконструкции представили историю жизни иконы в данной часовне.На основе впервые введенных в научных оборот архивных материалов описана история часовни у Москворецкого моста конца ХVIII по 1920-е годы и судьба находившейся в ней почитаемой иконы Нерукотворного Спаса.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-4
Бабич И.Л. - Исчезнувшая Москва (история дома у Арбатских ворот)

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.19359

Аннотация: Предметом исследования стала история одного дома на Арбатской площади, когда-то знаменитом, построенном известным архитектором С.М. Калугиным – автором проекта Сандуновских бань и др. зданий в Москве.Дом являлся частью подмосковского мужского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни. В статье приведены планы и чертежи дома, годы его перестройки и история проживания в этом доме москвичей и деятельности фармацевтической фирмы "Келер и К", располагавшейся в этом доме до революции. Дом был ликвидирован в начале 1930-х годов в ходе реконструкции Арбатской площади. Статья подготовлена на основе архивных материалов из Центрального архива г. Москвы, который впервые введен в научный оборот. Особенная ценность - приводимые чертежи и планы здания первой и второй половины ХIХ в., и в начале ХХ в. В предлагаемой статье впервые рассмотрена история дома, который долгое время находился на Арбатской площади. Дом принадлежал мужскому монастырю и о нем ничего не было известно. Автор нашел материалы по истории этого дома и представил полную его историю, которая началась еще в конце ХVII в. и завершилась в 1930-х годах.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-3
Бабич И.Л. - Жители Северного Кавказа и юга России в эмиграции (1919-1939 гг.): между Родиной и Францией

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.18220

Аннотация: Предметом исследования статьи является жизнь кавказских эмигрантов во Франции вообще, и один из ее ключевых аспектов, а именно: сохранение прежнего (т.е. российского) и получение нового (т.е. французского) гражданства (1919-1939 гг.). Получение французского гражданства, сохранение связи с Родиной в период между первой и второй мировой войнами стало для многих эмигрантов непростым выбором.В статье дан анализ взаимосвязи между общественно-политическими взглядами и отношением к Родине, дано описание судеб жителей Северного Кавказа и юга России в эмиграции во Франции в 1919-1939 гг. Статья написана на основе собранных автором и впервые вводимых в России в научный оборот архивных материалов из двух архивов:Архивов полиции Префектуры Франции (Франция,Париж)Архива Али-Мардана-бека Топчибаши (Франция, Париж) Статья поднимает новую для российской науки тему - описанию различных сторон устройства жизни северокавказских эмигрантов во Франции, в том числе и связанных с проблемой гражданства (1919-1939 гг.). Благодаря анализу собранного архивного материала в статье проведена систематизация данных по вопросу гражданства мигрантов, касающиеся определенного региона - Северного Кавказа и юга России.
Социодинамика, 2016-1
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты модернизации монашеской жизни в начале ХIХ в. (введение общежительства как новый этап в жизни российских монастырей - на примере Вознесенской Давидовой пустыни) c. 230-261

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17510

Аннотация: Статья посвящена социо-культурным и политико-правовым аспектам модернизации монашеской жизни в начале ХХ в. В конце ХVIII – начале ХIХ в. Синод принял решение о введении в нескольких монастырях России нового типа монашеской жизни – так называемого общего жития. Ранее большинство российских монастырей следовали иному принципу проживания монахов - "особножительскому" Уставу. В статье на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни показан процесс перехода от одного образа жизни к другому. В статье применяется исторический метод. Автор собрал архивные материалы из ряда архивов Москвы - Центральный Государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов Основными выводами статьи являются: процесс введения общежительного Устава в монастыре Вознесенская Давидова пустынь проходил постепенно, многие монахи не выдерживали более сложного и жесткого расписания монастырской жизни в рамках общежития, тем не менее к середине ХIХ в данный процесс был успешно завершен.
Genesis: исторические исследования, 2016-1
Бабич И.Л. - Архимандрит Паисий (Соколов) как настоятель Вознесенской Давидовой пустыни (середина ХIХ в.) c. 237-269

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17513

Аннотация: В статье рассматривается деятельность одного из крупных настоятелей российского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни, - архимандрита Паисия (Соколова). Дворянин, с университетским образованием он решил посвятить себя православному монашеству. На это решение повлиял один из авторитетных старцев России - прп. Макарий Оптинский. О. Паисий много сделал для процветания монастыря (увеличение численности монахов, улучшение быта монахов, нравственности монахов, улучшил финансовое состояние монастыря, ремонт монастырских зданий и строительство новых здания, в частности, постройка колокольни). Статья написана на основе исторического метода с привлечением новых архивных материалов, извлеченных из московских архивов (Центральный государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов, Отдел рукописей РГБ. Фонд Оптиной пустыни), а также важных письменных источников ( писем о. Паисия Соколова). Архимандрит Паисий, пришедший в Вознесенскую Давидову пустынь, в 1843 г., провел целый ряд реформ в монастыре, позволивших обители достичь процветания. Таким образом, со временем настоятельства о. Паисия закончился длительный период модернизации общины, которая началась еще в конце ХVIII – начале ХIХ в., когда в Давидовой пустыни был введен общежительный Устав, в противовес особножительному, бытовавшему ранее в обители.
Юридические исследования, 2016-1
Бабич И.Л. - Институт мести на Северо-Западном Кавказе: история и современность c. 85-121

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17701

Аннотация: В предлагаемой статье, на основе корпуса архивных и полевых этнографических материалов, показывается эволюция института кровной мести как части горского адата в жизни одного из крупных народов, проживающих на Северном Кавказе – адыгов. Автор показывает, как воздействием ряда факторов, на протяжении веков происходили и продолжают происходить изменения в его бытовании.Хронологические рамки исследования - ХVIII век - 2010-е годы.Три исторических периода: период Российской империи, период СССР, постсоветская Россия. Автор собрал новые архивные материалы из архивов России - Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики и др., а также собрал полевые этнографические материалы в ряде республик Северного Кавказа. На основе исторического метода проанализировал собранные материалы. Автор пришел к выводу о существенном развитии в ХIХ в. мести как юридического института адыгов. Во-первых, она не всегда совершалась по правилам талиона, т.е. равного ущерба. Во-вторых, месть стала ограничиваться кругом близких родственников. В-третьих, в осуществлении мести появились новые факторы, влиявшие на ее развитие, например, родственные и сословные связи. В-четвертых, идеология пореформенной адыгской общины во многом изменила свои ориентиры. Во второй половине ХIХ в. в эскалации исходного конфликта значительно возросла роль личных качеств его участников. Думается, что месть как институт социального контроля трансформировалась в одну из форм взаимоотношений между общинниками.В советские годы институт кровной мести приобрел новые черты, стал более политизированным, с одной стороны, а с другой, более личностным, потеряв свой групповой характер, свойственный прошлым векам. В 1990-2010-е годы мы наблюдаем частичное возрождение мести как ответа на эскалацию конфликта, что вызвано, безусловно, новыми социально-экономическими и общественно-политическими обстоятельствами, характерными для постсоветского времени современной России
Социодинамика, 2015-1
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты адаптации кавказских мусульман в современной Европе (постановка проблемы) c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.13965

Аннотация: Исследование вопросов социокультурной и политико-правовой адаптации мигрантов представляется актуальным в свете происходящей транс-формации таких классических типов государств-наций Западной Европы, как Франция, Германия, Италия и др. в полиэтнические и многоконфессиональные, что, по всей видимости, рано или поздно может затронуть Российскую Федерацию. В течение ХХ – ХХI в. было несколько миграционных потоков народов Кавказа в Европу. В статье поставлен вопрос о характере последнего миграционного потока из России в Европу – 1990-2000-е годы. Причины - политические (война в Чечне), социально-экономические. В статье анализируется изучение жизнедеятельности народов Кавказа в Западной и Восточной Европе, выявить тенденции и перспективы их адаптации к европейской жизни. Следует учитывать, что кавказский фактор позволяет выстроить гипотезы, касающиеся и исламского фактора. Исследование северокавказских общин с точки зрения потенциала к интеграции требует учета их внутреннего расслоения по этническим, возрастным и гендерным характеристикам; анализа истории и политического кон-текста взаимодействия каждой общины с принимающим сообществом. При этом представляется правомерным рассматривать северокавказские общины Европы, в качестве единой группы.
Genesis: исторические исследования, 2015-1
Бабич И.Л. - Эволюция православной церкви в период епископства святителя Игнатия Брянчанинова (конец 1850 - начало 1860-х гг.) c. 96-137

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13968

Аннотация: Преобразование управления и экономики Кавказского края в 1860- е годы включало и проведение религиозных реформ. Статья посвящена истории религиозных преобразований в регионе. Активизация православия на Кавказе во многом связана с деятельностью общественного и церковного деятеля России ХIХ в. епископа Игнатия Брянчанинова. Судьба связала его жизнь и деятельность на некоторое время с Кавказом с 1858 по 1861 гг. Именно этому периоду и посвящена данная статья, подготовленная на основе двух видов источников – архивных материалов, добытых автором из двух фондов Российского государственного исторического архива – Священного Синода и Кавказского комитета, и опубликованных писем святителя к родному брату Петру Александровичу – Ставропольскому губернатору и Николаю Николаевичу Муравьеву – Карсскому - выдающемуся военному и государственному деятелю. Статья подготовлена на основе хронологического принципа, и включает в себя следующие разделы: назначение архимандрита Игнатия епископом Кавказским, план И. Брянчанинова работы на Кавказе, основы взаимоотношений Игнатий с гражданскими властями на Кавказе, деятельность Игнатия по изменению границ Кавказской епархии, уход И. Брянчанинова с поста епископа Кавказского, и наконец, выборы нового епископа. Представленный в статье материал ярко свидетельствует о том, что, несмотря на небольшой срок пребывания в должности епископа Кавказского и Черноморского, по нашему мнению, Игнатий Брянчанинов сыграл огромную роль в распространении и углублении православной жизни на Северном Кавказе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"