по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Глатоленкова Екатерина Викторовна
Урбанистика, 2023-4
Глатоленкова Е.В., Ильин К.С. - Архитектурная среда детской железной дороги Хабаровска c. 1-15

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.4.43586

Аннотация: Предметом исследования статьи являются особенности формирования архитектурной среды детских железных дорог на Дальнем Востоке. Объект исследования – детская железная дорога в Хабаровске, относящаяся к дальневосточным железным дорогам. На материале исторических документов, фотографий и частных архивов рассматривается ее историческое развитие, изменения в благоустройстве территории и наполненности среды, современное состояние окружающей застройки и перспективы дальнейшего развития дороги. Особое внимание авторы уделяют изучению последних нововведений в благоустройстве и современному состоянию прилегающего к дороге парка, а также анализируют проекты реконструкции дороги, находящиеся на рассмотрении в администрации города. Изучение опыта строительства и эксплуатации детских железных дорог в разных городах России и популярных зарубежных парках позволил выявить тенденции их дальнейшего развития и трансформации в современных условиях. Вкладом авторов в рассматриваемую тему является систематизация разрозненной информации о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы ее планировочной организации, выполненные впервые. В ходе работы установлено, что за более чем полувековую историю существенно изменился окружающий дорогу ландшафт, дальнейшее ее успешное функционирование требует кардинального пересмотра маршрута пролегания пути. Применения полученных результатов возможно в процессе проектирования нового направления дороги на парковой территории питомника имени А. М. Лукашова.
Урбанистика, 2023-3
Глатоленкова Е.В. - Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.3.43423

Аннотация: Работа продолжает исследование автора, посвященное железнодорожной архитектуре юга Дальнего Востока, и является частью проекта по изучению архитектурного образа родины. Предметом исследования, результаты которого описаны в статье, являются архитектурно-градостроительные особенности железнодорожной архитектуры города Дальнереченска Приморского края. Приводится историческая справка развития города с момента основания первого поселения в середине XIX в. до преобразований, связанных со строительством железнодорожной станции Иман Уссурийской линии из Владивостока в Хабаровск в конце XIX в. Особое внимание автор уделяет изучению центральной части города и современному состоянию железнодорожной застройки. Представлены материалы проведенной экспедиции и архивных изысканий в 2017–2023 гг. В ходе анализа городской застройки центрального района Дальнереченска обследованы объекты, включенные в реестр памятников архитектуры, расположенные вдоль Транссибирской магистрали. Научную новизну исследования определяет обобщение и картографирование сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги XIX–XX вв. в Дальнереченске, проведенные впервые. Результатом исследования стала схема расположения зданий и сооружений. Обобщенная информация об имеющихся в городе постройках-памятниках архитектуры может быть использована в образовательной сфере, реставрационной практике и мероприятиях, связанных с популяризацией индустриального наследия.
Урбанистика, 2022-3
Глатоленкова Е.В. - Архитектурно-градостроительные особенности станций II класса Уссурийской железной дороги: Владивосток и Хабаровск c. 45-60

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.3.38646

Аннотация: Предмет исследования – архитектурно-градостроительные особенности станций II класса на самом удаленном от Москвы и Санкт-Петербурга участке Транссибирской магистрали – Уссурийской железной дороге (историческое название линии). В статье рассматриваются конечные станции маршрута – Владивосток и Хабаровск в годы строительства и в первые годы эксплуатации (временные рамки можно условно считать с 1891 г.– закладка дороги, до начала 1910-х гг. – подготовка проектов переустройства и расширения станций). Особое внимание автор уделяет изучению планировок поселков, взаиморасположению основных объектов – пассажирских зданий, площадей, улиц; анализируется современное состояние железнодорожной застройки. В работе представлены материалы, полученные в ходе натурных обследований и исследовательских изысканий автора в 2021–2022 гг. Подчеркивается, что железнодорожные станции и их простое, на первый взгляд, архитектурное оформление являются частью грандиозного ансамбля Великого Сибирского пути, своеобразными памятниками эпохи, и в этом качестве представляют значительный исследовательский интерес. Архитектурные и градостроительные особенности первых железнодорожных станций Владивостока и Хабаровска анализируются впервые. Отмечена необходимость дальнейшего всестороннего изучения железнодорожной застройки городов и поселков юга Дальнего Востока, в том числе для разработки мер по ее сохранению и популяризации индустриального архитектурного наследия.
Урбанистика, 2021-4
Глатоленкова Е.В., Иванова А.П. - Архитектурное наследие железных дорог Восточной России c. 35-54

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.4.36372

Аннотация: Публикация освещает вопросы музеефикации железнодорожной архитектуры вдоль восточных участков бывшего Великого Сибирского пути, расположенных на российском Дальнем Востоке и Севере-Востоке Китая. Сегодня это линии Дальневосточной железной дороги (часть Транссибирской магистрали) и китайские линии Биньжоу и Бинхай. Анализируются музейные объекты, разнообразные по своему происхождению: как размещаемые, например, в бывших паровозных депо, более не использовавшихся по прямому назначению, так и новоделы – постройки по мотивам утраченных пассажирских зданий вокзалов; объединяет их принадлежность к масштабному железнодорожному строительству конца XIX начала XX в., сыгравшему важную роль в процессе освоения слабо заселенных регионов. Рассмотрен опыт музеефикации железнодорожной архитектуры не только в городах России, но и работы китайских коллег, сотрудников центра сохранения русского наследия в Харбине, по проектам которых были реконструированы десятки железнодорожных объектов-памятников архитектуры в городах вдоль бывшей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что по мнению авторов статьи является важным в свете изучения вопросов сохранения аналогичных объектов на территории нашей страны (на участках Хабаровск – Владивосток, Уссурийск – Гродеково и др.). В публикации дается краткий анализ использования объектов железнодорожной архитектуры в дальневосточных городах России (в Хабаровске, Вяземском) и КНР (в городах Харбине, Маньчжурии, Ханьдаохэцзы, Бухэду, Анъянси). Также представлены проекты, направленные на решение проблемы сохранения регионального наследия рубежа веков, выполненные студентами Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска.
Урбанистика, 2020-1
Глатоленкова Е.В. - Архитектура жилой среды в поселениях вдоль Китайско-Восточной железной дороги c. 34-48

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32316

Аннотация: В представленной публикации изучаются особенности формирования жилой среды поселений вдоль Китайско-Восточной железной дороги: дается анализ планировочной организации поселений, изучаются архитектурные особенности жилых зданий. Объектом исследования являются архитектурно-градостроительные особенности русских железнодорожных станций на территории Сeверной Маньчжурии; предметом исследования – жилая среда в поселениях вдоль Китайско-Восточной железной дороги. Хронологические рамки охватывают первую треть XX века: начало строительства и первые годы эксплуатации дороги, характеризующиеся активным градообразующим процессом и созданием полноценной среды для жизни строителей, рабочих-железнодорожников, переселенцев из России, Южной Маньчжурии и внутреннего Китая, русских эмигрантов. Теоретической основой исследования является системно-аксиологический подход, согласно которому культура определяет систему материальных и духовных ценностей, передаваемых от одного поколения к другому; позволяет определить ценностные основы культурного взаимодействия и его общечеловеческое значение. Методика основана на общенаучных методах эмпирического исследования, методах анализа и синтеза, включающих структурно-функциональный, градостроительный анализ, натурное обследование, проведенное в ходе экспедиции 2018 и 2019 гг., фотофиксацию. Исследуются особенности архитектуры и градостроительства жилой среды в поселениях КВЖД. Изучаются ход строительства дороги и условия жизни первых рабочих, подходы к проектированию станций главной линии и южной ветви, архитектура жилых зданий железнодорожных поселений. Рассматривается влияние русской среды на существующие китайские города и использование традиционных китайских приемов в проектах русскими инженерами и архитекторами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.