по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Степанова Полина Михайловна
Культура и искусство, 2022-1
Степанова П.М. - Формирование базовых подходов антропологического театра и театральной антропологии c. 19-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.1.37381

Аннотация: В статье выявлены базовые приемы и подходы, сформировавшиеся у истоков возникновения двух важных и актуальных направлений взаимодействия театра и культурной антропологии в современном театральном искусстве, антропологическом театре и театральной антропологии. Целью исследования стал анализ базовых приемов и терминов, которые возникли на ранних этапах становления практических и теоретических подходов к исследованию ритуальных и театральных форм. Экспедиции Брука поставили вопрос об основных составляющих театрального искусства, для достижения результата английский режиссер использовал телесные техники и приемы работы с пространством и предметом существующие в ритуальных формах. Барба во время работы в лесах Амазонии прибегал к тактике включенного наблюдателя Б. Малиновского. Технику культурного обмена, возникшую в 1970-е годы использует К. Казимерчук и современный польский антропологический театр. Методы культурной антропологии стали базой для формирования и развития новейших способов взаимодействия и коммуникации между актерами и зрителями. Впервые экспериментальная деятельность Питера Брука и Эудженио Барбы 1970-х годов проанализирована с точки зрения использования театральными режиссерами методов культурной антропологии. Антропологический театр и театральная антропология открывают перед современными практиками и теоретиками театрального искусства большое количество уникальных методов работы с телесной природой актера и становятся плацдармом для разработки новейших отношений между актером-исполнителем и зрителем-соучастником в перформативных практиках и мультикультуральных явлениях.
Культура и искусство, 2021-8
Степанова П.М. - Основные концепции культурной антропологии, применяемые в теории и практике антропологического театра c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36248

Аннотация: В статье рассматриваются классические термины и концепции культурной антропологии, которые нашли практическое применение в спектаклях, паратеатральных опытах и акциях польского режиссера экспериментатора Ежи Гротовского (1933-1999) и коллективов современного антропологического театра, продолжающих поиски Гротовского конца ХХ века. Методы и термины культурной (социальной) антропологии А. ван Геннепа, В. Тёрнера, М. Элиаде, Б. Малиновского и структурной антропологии К. Леви-Строса помогают наиболее точно определить специфический терминологический аппарат Гротовского, уникальные практические открытия его творчества и понятийную базу театральной антропологии как одного из важнейших явлений развития современного искусства. Проблемы возникновения и формирования антропологической методологии как основы создания научного аппарата для осмысления ритуально-театральных форм, а также как практического инструмента художественного выражения в театральных и паратеатральных экспериментах, рассматриваются впервые. На базе главных трудов школы культурной антропологии в статье выявляются основные термины современного антропологического театра. В результате исследования методов и подходов культурной антропологии автор выявляет новую уникальную технику работы современных польских театральных коллективов, основанную не на реконструкции театральных форм прошлого, а использующую приём реактуализации мифологических структур в процессе создания ритуально-театрального действа
Философия и культура, 2019-7
Степанова П.М. - Влияние специфики драматургической структуры юаньской драмы на сценарные построения в китайском кинематографе на примере фильма «Весна в маленьком городке» / «Весна в городке» (1948) режиссер Фей Му, сценарий Тяньцзи Ли. c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.7.30533

Аннотация: Современные методы анализа и создания сценарных структур в теории и практике европейского, американского и российского кинематографа в первую очередь обращены к аристотелевской схеме развития драматического действия, переосмысленной преподавателями сценарного мастерства Л. Сегер, С. Филдом и др. Страны восточного региона имеют собственные теории развития драматического действия, построения характеров и символику визуальных и словесных партитур, которые оказывают мощное влияние на создание, а также на восприятие фильмов этих культур. В статье использован метод культурной антропологии, автор опирается на работы ведущих китаеведов В. Сорокина, С. Серовой. Анализ китайского классического фильма середины ХХ века, «Весна в маленьком городке» (1948) режиссера Фея Му, доказывает, что структура развития действия в сценарии данного фильма подчиняется законам драматургического строения классической юаньской драмы XIII-XIV веков. Структура сценарного построения соответствует четырехактному канону, разработка характера главной героини базируется на принципе ведущих вокальных арий, которые в ткани фильма трансформируются в прием закадрового голоса. Все действующие лица кинокартины имеют традиционный «выходной монолог» обязательный для юаньской драмы. Базовые визуальные и аудиальные образы тесно связаны с национальной китайской культурой. Четкое понимание взаимопроникновения классических образцов драматургического строения драматического действия на киноматериале открывает потенциально новый подход к анализу фильмов, созданных в Китае, и может быть использовано в создании и разработке совместных кинопроектов в современном производстве.
Человек и культура, 2019-4
Степанова П.М. - Визуальная антропология как базовая часть партитуры роли в киноработах Федора Никитина 1920-ых гг. c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30347

Аннотация: Визуальная антропология рассматривается в статье с точки зрения использования основных доминант телесного аппарата актера в пространстве кадра, как партитуры архетипических образов, выстраиваемых режиссером-постановщиком, и личной телесности актера-исполнителя. В статье проведен анализ ролей Федора Никитина в фильмах Ф. Эрмлера второй половины 1920-ых гг.: Вадька Завражин («Катька – бумажный ранет» (1926) с Э. Иогансоном), Музыкант («Дом в сугробах» (1927), Кирик («Парижский сапожник» (1927), унтер-офицер Филимонов («Обломок империи» (1929). Использован метод культурной антропологии, автор опирается на труды М. Бахтина, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Важнейшим является вопрос способа существования актера в кино, в статье впервые затрагивается проблема создания образа на экране на основе двух независящих друг от друга партитур: визуальная создается с помощью телесной природы актера и монтажных приемов режиссера и оказывает мощное влияние на зрительские эмоции; внутренняя основана на уникальной актерской природе и может быть автономна от создаваемого актером образа, выходит на уровень личного чувственного опыта актера. Подобные принципы работы актера и режиссера использовались, например, в 1960-ые гг. в театральной системе Ежи Гротовского. Автор приходит к выводу, что на данный момент сформулированы и зафиксированы основные принципы создания уникальных экранных образов, которые могут быть использованы в качестве базы для воспитания современного киноактера.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.