по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Богданов Андрей Петрович
Genesis: исторические исследования, 2021-5
Богданов А.П. - Россия и Запад в информационном обмене конца XVII в. c. 71-124

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.5.33057

Аннотация: Значительное присутствие иностранных книг в библиотеках, изучение русскими западных языков, тесные контакты с иностранцами в России и за границей в 1680–1720-х гг. оказывали незначительное влияние на русских авторов, предпочитавших описывать события в традиционных литературных формах. Даже в первых исторических монографиях авторы, используя западные научные формы, сохраняли русский литературный стиль. Предпринятые В.В. Голицыным попытки воздействовать на общественное мнение с помощью инспирированных им сочинений, которые распространялись за границей и переводились как иностранные в России, имели тактический успех, т.к. не соответствовали западным представлениям о варварской Московии.   Влияние на западные сочинения о России получила фантастическая версия организации Московского восстания 1682 г. боярами и царевной Софьей, начало которой положили правительство регентства и сторонники канцлера А.С. Матвеева, пропагандировавшие ее за границей особенно успешно. В XVIII в. эта версия была изложена в сочинениях графа А.А. Матвеева и его домашнего учителя Л.И. Поборского. Сравнивая русские истоки и отражения версии с ее западными реализациями, в т.ч. переведенными в Москве, мы получили возможность оценить своеобразие взглядов иностранцев на Россию. Сочетание русских и иностранных изложений фантастической версии заговоров лежит в основе представлений многих историков о «стрелецких бунтах» конца XVII в.
Genesis: исторические исследования, 2021-4
Богданов А.П. - «Грекофилы» и «латинствующие» XVII в.: тексты в контексте c. 1-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.4.32317

Аннотация: Статья посвящена спорам о просвещении России в первой половине 1680-х гг. Они возникли и продолжались в связи с замыслом царя Федора Алексеевича открыть в Москве Академию: автономный от государственных и церковных властей университет для подготовки светских и духовных кадров, с обучением на польском, греческом, латинском и русском языках. В статье рассмотрены позиции русских и греческих грекофилов. Одни из них настаивали на изучении исключительно греческого языка для того, чтобы воспрепятствовать распространению знаний на латинском и других языках. Другие – доказывали преимущество греческого языка в системе образования на всех языках науки того времени. Автор показал, что инициатор Академии Сильвестр Медведев, объявленный впоследствии «латинствующим еретиком», положил в основу проекта университета именно второй подход. В статье опровергнуты современные попытки изменить сформированный в XIX–XX вв. взгляд на датировку, содержание и значение основных источников, начиная с Привилегии Академии. Автор доказал, что Привилегия была не плодом фантазии Медведева, но утвержденной царем Жалованной грамотой, утвердившей основные принципы нового университета. В частности, его ученому совету передавались царем функции охраны веры. Применение жестко сформулированных в законодательстве мер против ересей, волхования и т.п. требовало теперь экспертизы ученых. Возражения коллег против «жестокости» этих мер, якобы изобретенных Медведевым, были связаны с незнанием ими действующего законодательства и юридической практики XVII в. Значительная часть статьи посвящена ознакомлению коллег с юридическим, политическим, культурным и литературным контекстом, без которого анализ источников невозможен.
Исторический журнал: научные исследования, 2021-2
Богданов А.П. - Келейный сборник епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа Адамова c. 130-147

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.2.35290

Аннотация: Исследование келейного сборника проливает свет на исторические взгляды, культурные интересы и обстоятельства жизни Боголепа Адамова (вторая половина XVII в. – 13 января 1727), о которых было известно крайне мало. Лишь деятельность владыки в его новой епархии, созданной царем Федором Алексеевичем по плану духовного просвещения подданных, была более или менее освещена источниками. Все остальное о Боголепе Адамове, начиная с его фамилии и продолжая жизнью в Чудове и Александро-Невском монастырях в Москве и Петербурге до поставления епископом 25 января 1719 г., мы узнаем по его книгам и рукописям. Одна из них, на наш взгляд самая личная и потому особо ценная, явилась главным предметом исследования. Методически работа демонстрирует норму, которую желательно соблюдать при описании рукописи XVII в. Статья показывает, как последовательный кодикологический анализ рукописного сборника позволяет раскрыть всю историю его создания, и какие методы исследования, начиная с текстологии, помогают понять его содержание. Разбираясь в суждениях Боголепа Адамова, мы одновременно знакомимся и с русской книжностью его времени. Немалое внимание уделено археографическим поискам, позволившим составить представление о частично сохранившейся библиотеке епископа, сформированной в последней четверти XVII – первой четверти XVIII в. В результате исследования Боголеп предстает образованным, традиционно широко мыслящим человеком его эпохи, начавшейся реформами царя Федора Алексеевича и завершившейся преобразованиями Петра Великого, о котором владыка, в итоге жизни, отзывается с теплотой.
Genesis: исторические исследования, 2021-1
Богданов А.П. - Проблема высшего образования в России второй половины XVII века c. 26-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.1.32041

Аннотация: В статье дан общий обзор установленных фактов о работе и замыслах русских училищ 1650–1700-х гг. Проанализирована начавшаяся в XVII в. и идущая до сих пор полемика вокруг высшего образования в России от школы Ртищева до Заиконоспасских греческих школ учеников Лихудов. Тем более в Москве не возникло автономного всесословного университета, задуманного царем Федором Алексеевичем и получившим от него привилегии в царской Жалованной грамоте 1682 г. Автор вскрывает мотивы сопротивления введению регулярного обучения и признанию правил рациональной науки. Показано, что ломка традиционных русских церковных обрядов Никоном на ложной основе греческой учености вызвала сомнения общества в пользе иноземной регулярной науки. А стремление поборников греческой учености доказать, будто латинское образование, в отличие от греческого, опасно для веры, свело на нет попытку царя Федора Алексеевича создать в Москве университет для подготовки светских и духовных кадров. Борьба за задуманную царем Академию привела к столкновению рационализма просветителей с авторитетом церковной власти, в котором первые были уничтожены и подавлены, а духовная власть дискредитирована. Высших учебных заведений в России XVII в. не появилось, московские ученые кадры были уничтожены. В XVIII в., в контексте реформ Петра I, гуманитарное образование внедряли в России малороссийские, а естественнонаучное – западные ученые.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-5
Богданов А.П. - Рукописная традиция «Летописца выбором» c. 108-122

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.5.33777

Аннотация: В статье рассмотрено более 20 списков популярного в XVII в. летописца, открытого только в середине XX в. В историографии из них упоминалось около 10, а описывалось еще меньше. Между тем, «Летописец выбором» имел немалую популярность и весьма богатую историю. Такие сочинения, в которые почти каждый переписчик вносил свои исправления и дополнения, и которые многие продолжали своими летописными записями, являются великолепным источником по истории культуры. Однако они представляют и немалые трудности для изучения. Первая трудность – это выявление, исследование и сопоставление максимально возможного числа списков. Исключительно этим путем можно установить, как развивался текст памятника и что нового вносил в него каждый редактор и продолжатель. Атрибуция каждого списка позволяет понять, в каких именно социальных кругах и регионах России создавались списки и редакции памятника, как они соотносятся между собой по времени. Предварительное сопоставление текстов позволяет нам говорить также о времени, месте и составе протографов изучаемой летописной традиции. Наконец, изучение списков показывает, как «Летописец выбором», родившийся, ставший популярным и оставшийся в XVII в., эволюционировал в следующем столетии в новые памятники исторической мысли.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-3
Богданов А.П. - «Материнская школа» царевича Алексея Петровича c. 96-110

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.32756

Аннотация: Статья рассматривает появление и содержание системы учебных пособий для «материнской школы», созданных придворным поэтом и просветителем Карионом Истоминым для царевича Алексея Петровича. Замысел принадлежал бабушке царевича, царице Наталии Кирилловне, которая начала учить в «материнской школе», с 3-х лет вместо обычных 5-ти, еще своего сына Петра. Идея дошкольного образования была выдвинута великим педагогом Яном Амосом Коменским в связи с его концепцией развития детской психики. Сама мысль, что ребенок – не маленький взрослый, и его способности восприятия меняются с возрастом, была революционной для Века Научной революции. В странах Центральной и Западной Европы, где работал Коменский, мысль эта продвигалась с трудом. В России, где с большим интересом покупали и читали труды Коменского, для усвоения этой мысли уже была создана солидная основа. Все дети семьи Романовых (о воспитании их предшественников у нас нет данных) получали массу развивающих игрушек и наглядных материалов, сначала покупных, а затем рисованных картинок и книг в картинках. Совместив русскую традицию с идеями Коменского, Карион Истомин создал не одну, как великий чех, а целую серию книг, в которых обучение и воспитание было образным, в картинках и стихах к ним. Самой знаменитой из этих книг, актуальной по сей день, стал уникальный русский Букварь. Но вся система этих учебных пособий, в которой обучение от наглядного постепенно переходило к логическому, изучена автором статьи впервые.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-4
Богданов А.П. - Итоги изучения «Прений с греками о вере» Арсения Суханова c. 85-99

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.26642

Аннотация: Автор подводит итоги 350-летней истории толкований и исследований одного из крупнейших памятников русской общественной мысли: «Прений с греками о вере» Арсения Суханова. Статья сообщает результаты монографического исследования всех обстоятельств создания, бытования и изучения этого сочинения. Полностью пересмотрена историография «Прений», служившая ареной жесткой идейной борьбы. Выявлены скрытые мотивы изданий памятника, получили научное объяснение причины их неисправности. По-новому представлена археография «Прений», вдвое увеличено число их выявленных списков. Впервые восстановлен и издан текст авторских редакций сочинения, созданных официальным представителем России Арсением Сухановым в столице Валахии Тырговиштах с 6 июня до 23 сентября 1650 г. Доказано, что «Прения» представляют собой дипломатический отчет о реально происходивших спорах с греческим и валашским православным духовенством, в которых Суханов отстаивал официальную позицию России как нового центра Православного мира. Обоснован вывод, что Арсений не имел скрытых мотивов спора, вызванных какими-либо церковными несогласиями в Москве. Аргументы, которые опытный дипломат был обязан привести в споре и записать в своем посольском отчете, отражали систему взглядов, принятых в России на высшем государственном и церковном уровне. Подготовленное научное издание авторских редакций «Прений» дало нам достоверный источник для изучения фундаментальных идей русского общества накануне реформ Никона и Раскола русской церкви.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-3
Богданов А.П. - Авторские редакции «Прений с греками о вере»

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.19261

Аннотация: Статья сообщает новые факты об истории создания Арсением Сухановым выдающегося публицистического произведения, «Прений с греками о вере». Предметом исследования являются найденный в РГАДА автограф Суханова и известный авторизованный список Посольского приказа в сравнении с последующей рукописной традицией. Показано, как летом и осенью 1650 г. возникли три первые редакции памятника, из которых последнюю Суханов в декабре сам пустил в оборот. Раскрыты обстоятельства, в которых автор, начав с расследования дела об оскорблении государевой чести, вынужден был последовательно отражать в тексте аргументы полемики с греками, сложившиеся в систему обоснования первенства Русской церкви и царства в православном мире. Обоснован вывод, что значение «Прений» выходило за рамки предстоящего вскоре Раскола Церкви. Судьба автора и его идей, оказавших глубокое влияние на формирование идеологии XVII в., подтверждает этот вывод.
Исторический журнал: научные исследования, 2012-1
Богданов А.П. - Италия в культуре Московского двора последней четверти XVII века
Аннотация: в статье дана характеристика отношений русского культурного общества с Италией. На материале XVII в. показано, что с точки зрения образованного русского, кроме России, именно Италия представляет в Европе подлинную историческую и культурную ценность и что итальянцы, как и русские, ярко выделяются среди народов Европы
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"