по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Гашарова Аида Руслановна
Litera, 2021-11
Акамов А.Т., Гашарова А.Р. - Образ Кази-Муллы в поэмах А. И. Полежаева (К 225-летию со дня рождения имама Гази-Мухаммада) c. 130-140

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.34417

Аннотация: Объектом исследования являются поэмы («Эрпели» и «Чир-Юрт») А. И. Полежаева. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как особенности художественного воплощения и авторской интерпретации образа мусульманского ученого и богослова, первого имама Дагестана и Чечни, предводителя кавказских горцев – имама Гази-Мухаммада (Кази-Мулла) в поэмах А. И. Полежаева. Актуальность исследуемого вопроса вызвана необычайным интересом и неутихающими спорами вокруг темы Кавказской войны и ее предводителей. Отмечается, что в работах А. И. Полежаева можно проследить эволюцию взглядов по отношению к освободительному движению горцев во главе с Гази-Мухаммадом.   При попытке выявления авторских обобщений и художественного вымысла в поэмах, нами раскрывается, что поэт воспринимает «деятельность» имама как выражение религиозного фанатизма. Наряду с этим, в поэмах А. И. Полежаева представлен идеализированный образ Кази-Муллы в гиперболизированной форме, поэт объективно изображает и указывает на его положительные качества. Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение образа имама Гази-Мухаммада через художественные произведения способствует осознанию героической концепции реального лица в литературе и глубокому осмыслению проблемы историзма в целом. В основе статьи применяется контрастивный метод, где имеет место сравнительно-сопоставительный анализ (субъективно-личностные авторские рефлексии и проявления соотнесены с рядом исторических фактов).
Филология: научные исследования, 2021-6
Гашарова А.Р. - Своеобразие синтаксических конструкций лезгинских народных загадок c. 70-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.6.34296

Аннотация: Предметом исследования является своеобразие синтаксических конструкций лезгинских народных загадок. Объектом исследования является афористический жанр лезгинского фольклора – загадки. Наряду с остальными жанрами фольклора, народные загадки занимают видное место в устно-поэтическом творчестве лезгин, с присущей им распространенностью повествования. Актуальность выбранной темы определяется тем, что нет специальной работы, посвященной разностороннему анализу этого жанра лезгинского фольклора. Исследование представляется весьма показательным в плане рассмотрения особенностей синтаксических конструкций народных загадок лезгин. Проведенный краткий синтаксический анализ открывает возможности дальнейшего рассмотрения вопроса, потому что лингвистический аспект исследования народных загадок до сих пор остается вовсе не изученным. Научная новизна работы состоит в том, что лезгинские народные загадки, которые являются одним из древних жанров, требуют углубленного изучения. Основными выводами проведенного исследования являются то, что в лезгинских народных загадках для достижения лаконичности и краткости изложения мысли, изображении загадываемого предмета или явления, широкое применение получили односоставные синтаксические конструкции. По цели высказывания в них чаще всего используются вопросительные или повествовательные предложения. Встречаются загадки и со сложной синтаксической структурой. Основные положения данного исследования могут быть использованы в практической работе как фольклористов, так и лингвистов.
Филология: научные исследования, 2020-8
Гашарова А.Р. - Жанр народной загадки и формы ее использования в ашугском творчестве лезгин c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.8.31859

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является ашугское творчество, творчество певцов-импровизаторов. Объектом исследования является одна из жанровых разновидностей ашугской поэзии – песни-диалоги. Песни-переклички занимают особое место в необрядовых лирических песнях. С историческим развитием народа, песни-состязания выделяются из устно-поэтического творчества и принимают форму загадок и отгадок. Эти песни становится излюбленным жанром и лезгинских ашугов. Особое внимание уделено трансформации жанра народной загадки в песнях ашугов-импровизаторов. Анализу подвергается идейно-тематическое многообразие, а также художественное своеобразие произведений ашугов. При анализировании песен ашугов, а также рассмотрении форм применения жанра загадок в их творчестве представлены разнообразные методы исследования. В их основе лежит комплексный подход, который выступает связующим звеном между отдельными научными приёмами и методами: историко-сопоставительный, описательный, сравнительный и др. Основными выводами проведенного исследования являются то, что поэтические прения и песни-диалоги, бытующие в необрядовых лирических песнях лезгин, получили дальнейшее развитие в творчестве ашугов и певцов-импровизаторов. Более позднее эти песни встречаются в творчестве классиков лезгинского стиха. Основным вкладом автора в исследование темы является рассмотрение идейно-тематического содержания и структуры поэтических прений, наличие в них жанра загадок, а также выявление расхождений ашугских загадок при сопоставлении с народными загадками.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.