по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шапиро Бэлла Львовна
Genesis: исторические исследования, 2021-7
Шапиро Б.Л. - Последние парадные мундиры императора Николая II: перед Первой мировой войной (неизвестный документ из ГАРФ) c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36125

Аннотация: В научный оборот вводится неизвестный ранее документ из личного фонда императора Николая II в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Документ, посвященный изготовлению императорского обмундирования, интерпретируется посредством изучения источников личного происхождения — дневников и воспоминаний последнего российского императора и его ближайшего окружения, подлинных мундиров императора Николая II из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также фотодокументов из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГКАФФД). Методологической основой исследования является хронологически-проблемный метод. В центре исследования — динамика предвоенных событий, охватывающих июнь–август 1914 г. Акценты сделаны на военно-представительских мероприятиях, имеющих внешнеполитический характер: это парады, состоявшиеся во время пребывания в России саксонского короля Фридриха-Августа III и президента Франции Р. Пуанкаре. Полученные материалы могут найти применение в более глубоких исследованиях по военной истории Отечества, истории русской культуры в целом и истории ее материальной культуры и истории костюма. Еще одна сфера возможного практического применения — научно-исследовательская работа по изучению русского военного мундира в музее, направленная на максимально возможное раскрытие его историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Человек и культура, 2021-3
Шапиро Б.Л. - Сапоги и шпоры: вещи-символы русского всадничества в воспоминаниях русских кавалеристов c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Аннотация: Предметом работы являются отдельные памятники материальной культуры русского всадничества как специфическая форма, имеющая потенциал символико-смыслового содержания. Цель работы — комплексное исследование процесса символизации некоторых форм материальной культуры русского всадничества. Источниковая база — археологический материал, историческая публицистика и мемуарная литература. Значительное место отдано трудам представителей русского зарубежья: это материалы, предоставленные корреспондентами русского военно-исторического журнала «Военная быль» (Париж, 1952–1974) и литературно-публицистического «Нового журнала». По понятным причинам в центре внимания здесь оказалась именно символика-смысловая сторона проблемы, несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности. Наиболее общие принципы методологии исследования связаны с культурологическими концепциями представителей московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского (реинтерпретация русской культурной истории в контексте бинарной оппозиции) и В. Н. Топорова (реконструкция архетипов русской культуры). В первую очередь, речь идет о возможностях семиотического подхода к истории, объектом анализа которого являются взаимосвязанные исторические тексты, и исторические контексты. Проблема, в том виде, как она поставлена в настоящем исследовании, еще не ставилась и не разрабатывалась исторической культурологией и историей культуры. История материальной культуры русского всадника впервые представлена с позиции культурологической методологии познания. Результатом исследования стало следующее заключение: процесс поэтизации, мифологизации и символизации вещей-символов русского всадничества получил наибольшую востребованность в экстремальных условиях рубежа XIX–XX веков (последних лет империи). Сфера возможного практического применения результатов исследования — музейное дело, важнейшим направлением которого является не только сохранение памятников материальной и нематериальной культуры, но и максимально возможное раскрытие их историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Genesis: исторические исследования, 2019-5
Шапиро Б.Л. - Русская кавалерия после Крымской войны: основные сценарии развития c. 27-36

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29721

Аннотация: Поражение в Крымской войне открыло один из самых противоречивых периодов в истории русской кавалерии. Многое из того, что стало неотъемлемой частью военного дела к 1850-х гг., заставило во второй половине XIX столетия поставить вопрос о роли кавалерии на театре войны. Соответственно этому сформулирована цель исследования — анализ динамики развития русской кавалерии в правление Александра II, инициированных поражением в Крымской войне и последовавшими за этим реформами. Задачи исследования: воссоздать историю эволюции русской кавалерии в 1855–1881 гг., выявить ее этапные изменения и последствия этих изменений. Источниками изучения выступили архивные материалы, военно-административные документы, «летописи» военных формирований и военно-учебных заведений, периодика. Методологической основой исследования являются хронологически-проблемный метод и метод периодизации. Акцент сделан на состоянии вопроса в три различные фазы развития: в первые годы после окончания Крымской войны, в 1860-е гг. и в 1870-е гг. В научный оборот вводятся архивные материалы, позволяющие более детально проследить причины кризиса русской кавалерии в 1850-х гг. и динамику выхода из кризиса в царствование Александра II (1855–1881). Полученный результат позволяет сделать выводы о том, что за четверть века русская кавалерия значительно улучшила свое состояние. Ориентиром для ее дальнейшего развития называется казачья конница; основными направлениями развития — узкоспециальная подготовка, в том числе усиление материальной и научной базы, развитие военной иппологии, военно-прикладных видов конного спорта и спортивного коннозаводства.
Человек и культура, 2019-5
Шапиро Б.Л. - Русская конница на рубеже веков: Belle Époque или Fin de Siècle? c. 82-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30802

Аннотация: Рубеж XIX–XX вв. — один из самых противоречивых периодов в истории русской конницы. В это время ее развитие проходило под влиянием пограничных по отношению друг к другу культур: Belle Époque, выражающей идею расцвета, и культуры Fin de Siècle, естественным образом связанной с декадентскими настроениями культурного перелома. Конфликт двух полярных тенденций обозначил несколько направлений развития, которые максимально обострились к концу исследуемого периода. Своеобразным катализатором развития послужило поражение в Русско-японской войне, усилившее пессимистические настроения. Методологической основой исследования является историко-системный метод: он используется для раскрытия вопроса как совокупности взаимосвязанных событий, явлений и объектов, из взаимодействия которых складывается определенная форма русской военной культуры. Метод периодизации используется для обозначения этапов исторического развития этой культурной формы. Структура работы сформирована по проблемно-хронологическому принципу изложения. В научный оборот вводятся материалы, позволяющие не только проследить историческое развитие русской конницы на рубеже XIX–XX вв., но и заявить о ней как о культурной форме, подверженной тому же конфликту перелома веков, как и другие, "мирные" культурные формы. Результаты исследования также позволяют рассматривать историю развития русской конницы в условиях культурного перелома их не только как часть российской военной истории, но и как часть культурной истории России.
Человек и культура, 2019-1
Шапиро Б.Л. - Русская конница в эпоху Фридриха Великого: культурный конфликт или диалог культур? c. 41-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28891

Аннотация: Развитие кавалерийского искусства XVIII столетия тесно связано с достижениями прусской военной системы. Предмет исследования — динамика развития русской кавалерии, происходившая под влиянием идей Фридриха Великого — создателя сильнейшей конницы Европы середины и второй половины XVIII столетия. В России его влияние было весьма ощутимым, но при этом в разные периоды различным: оно прежде всего зависело от отношения правящего монарха к прусскому милитаризму. Источники исследования — военно-административные и военно-уставные документы XVIII столетия. Методологической основой исследования является сравнительно-исторический метод. Вариативные сравнения позволили выделить и проанализировать общее и особенное в организации кавалерии Пруссии и России в разные ее периоды; построение привязано к стадиальности событийной истории. Проведенный анализ позволил выделить те положительные и отрицательные стороны, которое появились в русской кавалерии под прусским воздействием. Сопоставляя их, можно заключить, что рецепция достижений Фридриха II в России приобрела значение, которое трудно переоценить: именно благодаря ей были определены те основы, на которых национальное кавалерийское искусство развивалось в следующие полвека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.