ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Карачевская Мария Алексеевна
Культура и искусство, 2019-12
|
Карачевская М.А. - Эстетические взгляды М.Ф. Гнесина: исторический контекст и концептуальные параллели |
|
c. 52-68
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31847
Аннотация: Предметом исследования является эстетическая позиция М. Ф. Гнесина, рассматриваемая в сравнении с эстетическими взглядами его современников. В качестве объекта исследования выступают научно-критические тексты М. Ф. Гнесина, Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, Г. А. Лароша, А. Шёнберга, Б. В. Асафьева и др. в которых отражены ключевые положения их эстетической позиции. Основное внимание уделено вопросам о сущности музыкального искусства, особенностях музыкально-творческого процесса, проблеме синтеза искусств. Основными методами являются анализ рукописных и печатных текстов М. Ф. Гнесина, а также сравнительный анализ эстетических концепций М. Ф. Гнесина и Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, А. Шёнберга и др. Основными выводами статьи являются следующие: М. Ф. Гнесин является одним из наиболее прогрессивных мыслителей своего времени, изучавшим актуальные проблемы музыкальной эстетики: природу музыки, взаимосвязь искусств, роль "эмоций" и "рассудка" в процессе сочинения. Эстетические взгляды Гнесина обнаруживают параллели с идеями А.Н. Скрябина, Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Кандинского, А. Шёнберга (в области синтеза искусств), с Л. Л. Сабанеевым, А. Шёнбергом (в области изучения музыкально-речевых связей), но и отличаются, в частности, введением собственных понятий «первичных» и «предельных» свойств искусства, «единосущности» звука, цвета, тембра и т. п. Новизна исследования заключается в том, что автором впервые предпринята попытка комплексного сравнительного анализа эстетических взглядов Гнесина с аналогичными концепциями современных ему художников и мыслителей.
Культура и искусство, 2017-12
|
Карачевская М.А. - Музыка и живопись: проблемы взаимодействия искусств в научных текстах М.Ф. Гнесина |
|
c. 68-76
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.12.25007
Аннотация: Предметом исследования является концепция синтеза музыки и живописи М.Ф. Гнесина. В качестве объекта исследования выступают малоизученные и неизвестные научные тексты М.Ф. Гнесина, в которых отражены основные положения его концепции. Основное внимание уделено неопубликованному труду М.Ф. Гнесина «Римский-Корсаков и живопись» (1940-е гг.), где автор наиболее полно изложил свою систему взглядов на проблемы взаимодействия музыки и изобразительных искусств, а также подробно описал (на примере учебника Римского-Корсакова «Основы оркестровки») приемы «звукописи» в оркестровых сочинениях композитора. Основными методами исследования являются анализ рукописных и изданных текстов Гнесина, а также сравнение основных положений его концепции с аналогичными теориями синтеза искусств других авторов. Основными выводами статьи являются следующие: Гнесиным предложена собственная концепция синтеза музыки и живописи — через взаимодействие их «предельных» свойств (музыка способна обладать изобразительностью и пространственностью, а живопись — временными и конструктивными параметрами), отражающая наиболее прогрессивные тенденции в искусстве начала ХХ века; исследование «Римский-Корсаков и живопись» является одним из первых отечественных научных трудов, специально рассматривающих вопросы взаимодействия музыки и изобразительных искусств на примере творчества Римского-Корсакова (на уровне мельчайших элементов «краска — звук», приемов музыкальной «звукописи», музыкальной драматургии). Новизна исследования заключается во введении в научный оборот неизученных и неопубликованных ранее текстов Гнесина, в том числе масштабного труда «Римский-Корсаков и живопись», ранее никогда не становившегося предметом специального изучения.
|