по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Афанасьев Сергей Владимирович
Человек и культура, 2018-6
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В., Хлап А.А. - «Информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» как категории информационной концепции виртуальной реальности c. 83-92

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.27906

Аннотация: В данной статье предпринята попытка обоснования возможности разработки категорий «информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности. В работе используются результаты ранее проведенных авторами исследований, опубликованных в журналах NOTEBENE. Особое внимание авторы уделяют критическому анализу определения понятия «психологическая виртуальная реальность», которое широко используется в современной философской и психологической литературе. Данный аспект исследования позволяет выйти на анализ проблемы трансформации сознания как родового качества человека в условиях развития информационной культуры. Основу методологии информационной концепции виртуальной реальности составляет информационный подход и диалектический метод. В данном исследовании применяются также методы анализа, сравнения и обобщения. Проведенное исследование показало, что разработка категорий информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности возможна, т.к. феномены, определяемые данными категориями, имеют информационную сущность. Изучение сознания как формы бытия информационной культуры в рамках информационной концепции виртуальной реальности позволит выйти на проблемы трансформации его как одного из основных родовых качеств человека в условиях развития современного социокультурного пространства виртуально-информационной реальности.
Философская мысль, 2018-1
Афанасьев С.В. - Информационная культура: типологический анализ c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.1.21885

Аннотация: Целью данной статьи является проведение типологического анализа информационной культуры как социального и социокультурного феномена. Актуальность проводимого исследования продиктована тем, что в современных условиях развития информационного общества информационная культура выходит за рамки узкого понимания как совокупности знаний и навыков, необходимых для работы с информационными системами. Она является базовой подсистемой культуры информационной цивилизации, самостоятельным типом культуры в системе информационного общества, важнейшим элементом культуры современной личности. Типологический анализ позволит систематизировать разрастающейся понятийный аппарат в исследовании информационной культуры. Основными методами исследования являются: типологический анализ, суммирование, типология, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, цивилизационный, субъект-объектный, сферный, деятельностный подходы, аналитический обзор научных исследований. Автор проанализировал и систематизировал основные виды информационной культуры, изучающиеся в культурологии, информационной культурологии и социальной философии. Проведенный анализ позволил автору обосновать необходимость и возможность разработки многоуровневой типологии информационной культуры и выйти на идею построения атрибутивной и функциональной концепции информационной культуры.
Философская мысль, 2017-1
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Индивидуализация человека в информационной социализации c. 17-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.20968

Аннотация: В условиях информационного общества социальный опыт уже не может передаваться только традиционными методами. Современный человек вынужден с раннего возраста погружаться в информационное взаимодействие, происходящее в поле информационной реальности, создаваемой современными информационными технологиями. Таким образом, второй период социализации личности – индивидуализация, являющаяся наиболее активным этапом образования и воспитания человека проходит в большей степени под управлением не реальных социальных субъектов, а информационных квазисубъектов. В статье рассматриваются возможные негативные последствия подобной индивидуализации. В основе изучения индивидуализации как этапа традиционной и информационной социализации личности используется субъектно-субъектный подход. В работе использовались методы анализа и обобщения. Основными выводами проведенного исследования является обоснование того, что индивидуализация в информационной социализации личности имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Наиболее опасными оказываются: возможность формирования усредненной, универсальной личности, лишенной принадлежности к национальной культуре. Причина не только в переносе социализации в информационную реальность, а в передаче функций управления этим процессом информационным квазисубъектам.
Конфликтология / nota bene, 2016-4
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Социальный конфликт в информационном обществе: к вопросу о типологии c. 227-235

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.4.21737

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности и принципах построения типологии социального конфликта в информационном обществе. Авторы рассмотрели основные методологические принципы анализа социальных конфликтов и построения их типологии, применяемые в социальных науках для традиционного общества и пришли к пониманию того, что существует "матрица" социального конфликта. В условиях информационного общества эта "матрица" принципиально не меняется. Изменению подвергаются ее элементы, что приводит к появлению нового вида социального конфликта - информационного. Основными методами исследования послужили метод анализа, обобщения, типологизации. В статье авторы обращались к результатам научных исследований как классиков социально-философского знания, так и современных ученых. В ходе проведенного исследования авторы убедились в возможности построения типологии социального конфликта в информационном обществе на основе существующих в классическом социально-гуманитарном знании подходов и методов: социального взаимодействия, структурно-функционального, субъект-субъектного и субъект-объектного. В информационном обществе появляется новый тип социального конфликта - информационный. Он возникает и развивается по принципам "матричного" социального конфликта, но имеет особую специфику - информационные элементы в своей структуре. Это обстоятельство требует разработки иных принципов управления конфликтами для чего необходимо построение типологии информационного конфликта, что и станет предметом изучения наших последующих работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.