по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рахматова Алиса Мухаматовна
Филология: научные исследования, 2022-6
Рахматова А.М. - Образы телесной объективации в неклассической лирике c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.6.38022

Аннотация: Объектом исследования в нашей статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (в терминологии С. Н. Бройтмана). Предметом исследования в данной статье является специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его внутреннему миру, "душе"). В статье на материале ряда лирических произведений ХХ в. рассматриваются различные способы телесной объективации в неклассической лирике. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики телесных образов в лирике как роде литературы вообще, во-вторых, непроясненностью художественной специфики телесных образов в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности, в-третьих, неизученностью явления телесной объективации как в классической, так и в современной лирике. В результате проведённого исследования был сделан ряд выводов. 1. Общим признаком телесной объективации в лирике (при всём многообразии её изображения в конкретных текстах) является следующее: восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого (относящегося к внешнему миру) при сохранении с ним фактической связи. 2. В произведениях неклассической лирики выделяются два основных варианта изображения телесной объективации: а) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я»; б) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я», а также в определённой степени объективированному внутреннему началу - «душе».
Филология: научные исследования, 2021-4
Рахматова А.М. - Лирический субъект и другие лирические персонажи в цикле И. Бродского «Часть речи» c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.4.35303

Аннотация: Объектом исследования является поэтика цикла И. Бродского "Часть речи" как художественного единства. Предметом исследования - субъектная организация стихотворений, входящих в цикл "Часть речи". Основное внимание в статье уделяется характеру ценностного отношения лирического субъекта к другим изображённым в стихотворениях цикла персонажам. Данное отношение рассматривается в статье как аспект выражения авторского художественного осмысления и оценки изображённой действительности. Под лирическим субъектом, вслед за С.Н. Бройтманом, мы понимаем носителя речи, а также основной (объемлющей другие) точки зрения на мир в стихотворении. Под лирическим персонажем мы понимаем второстепенное лицо, изображённое в стихотворении, на которое направлена оценка лирического субъекта (к лирическим персонажам мы относим, в частности, "лирического адресата" и "лирическое Ты").    Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые характер ценностного отношения лирического субъекта к лирическим персонажам в "Части речи" рассматривается в качестве аспекта поэтики цикла как художественного единства (ранее в исследованиях лирики И. Бродского рассматривались особенности субъектной организации только отдельных стихотворении из "Части речи"). В статье, на материале анализа избранных текстов цикла, мы приходим к ряду выводов, указывающих на специфический характер отношения лирического субъекта к другим изображённым в стихотворениях персонажам. 1. В стихотворениях цикла связь лирического субъекта с другими персонажами (лирической героиней, «ты» и т. п.) выстраивается как своеобразный анти-диалог, демонстрирующий тотальное одиночество лирического субъекта. 2. С темой одиночества в цикле также связаны образы творчества для себя. 3. В "Части речи" формы косвенного представления лирического субъекта (когда лирический субъект обращается к себе как к другому) также указывают на его сосредоточенность на себе, одиночество, разрыв связей с другими.
Филология: научные исследования, 2018-4
Рахматова А.М. - Фрагментарно изображённое тело и сюжет в неклассической лирике c. 82-90

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.4.27745

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (конец XIX-XX вв.). Предмет исследования - явление телесной фрагментарности как элемент архитектоники произведения в лирике данной стадии поэтики. Основное внимание в работе уделяется связи телесной фрагментарности, представленной в кругозоре лирического субъекта, с лирическим сюжетом. Рассматриваются способы развёртывания лирического сюжета, связанного с образами телесной фрагментарности, в лирических произведениях И. Бродского, М. Волошина, Ж. Превера. Основными методами исследования являются метод имманентного анализа образной структуры произведения, направленный на выявление семантики конкретных образов, а также сравнительный метод, связанный с выявлением и описанием схожих особенностей поэтики произведений, относящихся к определённой стадии поэтики. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики образов телесной фрагментарности в лирике неклассической стадии поэтики художественной модальности, во-вторых, непроясненностью связи образов телесной фрагментарности с сюжетом лирического произведения на данной стадии поэтики. В результате исследованиях мы приходим к следующим выводам: в рассмотренных произведениях фрагменты тела (лирического субъекта и/или лирического персонажа) становятся смысловыми узлами лирического сюжета. Представленные в рефлексии лирического субъекта фрагменты тела выполняют функцию смысловых точек развертывания лирического переживания, связанного со стремлением к восстановлению целостного образа героя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.