по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Брежнев Олег Викторович
Право и политика, 2016-9
Брежнев О.В. - Установление и исследование фактических обстоятельств в конституционном судопроизводстве: проблемы теории и практики

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.9.20089

Аннотация: Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере конституционного судопроизводства, при установлении и исследовании фактических обстоятельств дела. В сравнительном плане показан объем фактических обстоятельств, исследуемых на различных этапах конституционного правосудия, раскрыта процессуальная специфика их установления в зависимости от организационной формы конституционного судопроизводства и особенностей конкретного полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Подчеркнуты отличия конституционного судопроизводства в части, касающейся установления и исследования фактических обстоятельств, от иных процессуальных форм осуществления судебной власти. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило раскрыть механизм установления фактических обстоятельств в конституционном судопроизводстве, показать их роль в достижении целей правосудия. На основе анализа законодательства и судебной практики раскрыта вспомогательная и субсидиарная роль фактических обстоятельств в процессе рассмотрения дела, подведомственного Конституционному Суду. С учетом перспектив развития правосудия в России показаны процессуальные средства, обеспечивающие установление этих обстоятельств, отмечены наиболее значимые современные тенденции, касающиеся влияния вопроса о необходимости исследования фактических обстоятельств на определение компетенции органа конституционного контроля.
Law and Politics, 2016-9
Брежнев О.В. - Установление и исследование фактических обстоятельств в конституционном судопроизводстве: проблемы теории и практики

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.9.42986

Аннотация: Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере конституционного судопроизводства, при установлении и исследовании фактических обстоятельств дела. В сравнительном плане показан объем фактических обстоятельств, исследуемых на различных этапах конституционного правосудия, раскрыта процессуальная специфика их установления в зависимости от организационной формы конституционного судопроизводства и особенностей конкретного полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Подчеркнуты отличия конституционного судопроизводства в части, касающейся установления и исследования фактических обстоятельств, от иных процессуальных форм осуществления судебной власти. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило раскрыть механизм установления фактических обстоятельств в конституционном судопроизводстве, показать их роль в достижении целей правосудия. На основе анализа законодательства и судебной практики раскрыта вспомогательная и субсидиарная роль фактических обстоятельств в процессе рассмотрения дела, подведомственного Конституционному Суду. С учетом перспектив развития правосудия в России показаны процессуальные средства, обеспечивающие установление этих обстоятельств, отмечены наиболее значимые современные тенденции, касающиеся влияния вопроса о необходимости исследования фактических обстоятельств на определение компетенции органа конституционного контроля.
Право и политика, 2015-11
Брежнев О.В. - Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, связанные с абстрактным нормоконтролем: общее и особенное в правовом регулировании

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.11.16044

Аннотация: Предметом исследования являются нормы законов субъектов Российской Федерации, регламентирующие полномочия конституционных (уставных) судов, связанные с абстрактным нормоконтролем, и порядок их реализации. В сравнительном плане показаны общие и особенные черты, свойственные данному регулированию, а также проблемы, возникающие в деятельности региональных органов конституционного правосудия при реализации соответствующих норм. Раскрыто влияние положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» на правовую регламентацию рассматриваемой группы полномочий судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов Федерации. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило выявить основные проблемы в сфере правового регулирования полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, связанных с абстрактным нормоконтролем, определить пути их решения. На основе анализа рассматриваемого института выделены используемые в субъектах Федерации нормативные модели полномочий региональных органов конституционного правосудия, дифференцируемые с точки зрения: объекта контроля; круга лиц, наделенных правом на обращение в суд; условий допустимости обращений; пределов судебной проверки нормативного правового акта; характера итогового решения конституционного (уставного) суда. С учетом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регулирования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к содержанию этого института.
Law and Politics, 2015-11
Брежнев О.В. - Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, связанные с абстрактным нормоконтролем: общее и особенное в правовом регулировании

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.11.42811

Аннотация: Предметом исследования являются нормы законов субъектов Российской Федерации, регламентирующие полномочия конституционных (уставных) судов, связанные с абстрактным нормоконтролем, и порядок их реализации. В сравнительном плане показаны общие и особенные черты, свойственные данному регулированию, а также проблемы, возникающие в деятельности региональных органов конституционного правосудия при реализации соответствующих норм. Раскрыто влияние положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» на правовую регламентацию рассматриваемой группы полномочий судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов Федерации. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило выявить основные проблемы в сфере правового регулирования полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, связанных с абстрактным нормоконтролем, определить пути их решения. На основе анализа рассматриваемого института выделены используемые в субъектах Федерации нормативные модели полномочий региональных органов конституционного правосудия, дифференцируемые с точки зрения: объекта контроля; круга лиц, наделенных правом на обращение в суд; условий допустимости обращений; пределов судебной проверки нормативного правового акта; характера итогового решения конституционного (уставного) суда. С учетом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регулирования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к содержанию этого института.
Административное и муниципальное право, 2015-6
Брежнев О.В. - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации о разграничении подведомственности и особенностях взаимодействия между судами общей юрисдикции и органами конституционного правосудия

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.6.15389

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующие разграничение подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов между судами общей юрисдикции и органами конституционного правосудия. Показаны возможные проблемы, обусловленные правовым регулированием основания и порядка обращения суда общей юрисдикции с запросом в связи с рассматриваемым им административным делом в Конституционный Суд Российской Федерации, а также особенности использования процедур административного судопроизводства для обеспечения исполнения решений органов конституционного правосудия. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило выявить основные проблемы в сфере разграничения подведомственности и взаимодействия между судами общей юрисдикции и органами конституционного правосудия, определить пути их решения. Научная новизна статьи заключается в обосновании необходимости совершенствования регламентации пределов реализации полномочий судов общей юрисдикции в сфере нормоконтроля с учетом содержания смежных институтов конституционного судопроизводства. Указаны недостатки, присущие нынешнему законодательному регулированию компетенции судебных органов (неполнота и неточность отдельных норм, возможность их различного толкования, содержательная несогласованность законоположений с некоторыми правовыми позициями Конституционного Суда и др.), предложены меры, направленные на устранение этих недостатков.
Право и политика, 2014-9
Брежнев О.В. - Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": новеллы 2014 г. и проблемы их реализации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.9.12660

Аннотация: В статье исследуется комплекс принятых в 2014 г. законодательных решений, направленных на реформирование федерального конституционного правосудия. Эти решения касаются компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, порядка организации его деятельности, статуса судей, а также самих процедур конституционного судопроизводства (изменение оснований отказа в принятии обращения к рассмотрению, уточнение сроков различных процессуальных действий, усиление письменных начал в осуществлении правосудия и др.). Особое внимание уделено анализу вопросов, непосредственно затрагивающих процессуальный статус гражданина как участника конституционного судопроизводства и обусловливающих возможности защиты его прав посредством реализации данной формы судебной власти. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило выявить основные проблемы, связанные с нынешним этапом реформирования конституционного правосудия, определить пути их решения. В статье раскрыты основные направления развития законодательного регулирования отечественного конституционного правосудия: обеспечение его доступности для граждан с целью эффективной защиты их прав и свобод, совершенствование процессуальной формы реализации полномочий в сфере судебного конституционного контроля, создание механизма преодоления возможных коллизий между решениями межгосударственных органов по защите прав человека и актами Конституционного Суда Российской Федерации. Указаны недостатки, присущие нынешнему законодательству в исследуемой области (неполнота и неточность отдельных норм, возможность их различного толкования, содержательная несогласованность законоположений с некоторыми правовыми позициями самого Конституционного Суда и др.), предложены законодательные меры, направленные на устранение этих недостатков.
Law and Politics, 2014-9
Брежнев О.В. - Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": новеллы 2014 г. и проблемы их реализации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.9.42498

Аннотация: В статье исследуется комплекс принятых в 2014 г. законодательных решений, направленных на реформирование федерального конституционного правосудия. Эти решения касаются компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, порядка организации его деятельности, статуса судей, а также самих процедур конституционного судопроизводства (изменение оснований отказа в принятии обращения к рассмотрению, уточнение сроков различных процессуальных действий, усиление письменных начал в осуществлении правосудия и др.). Особое внимание уделено анализу вопросов, непосредственно затрагивающих процессуальный статус гражданина как участника конституционного судопроизводства и обусловливающих возможности защиты его прав посредством реализации данной формы судебной власти. В процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы, что позволило выявить основные проблемы, связанные с нынешним этапом реформирования конституционного правосудия, определить пути их решения. В статье раскрыты основные направления развития законодательного регулирования отечественного конституционного правосудия: обеспечение его доступности для граждан с целью эффективной защиты их прав и свобод, совершенствование процессуальной формы реализации полномочий в сфере судебного конституционного контроля, создание механизма преодоления возможных коллизий между решениями межгосударственных органов по защите прав человека и актами Конституционного Суда Российской Федерации. Указаны недостатки, присущие нынешнему законодательству в исследуемой области (неполнота и неточность отдельных норм, возможность их различного толкования, содержательная несогласованность законоположений с некоторыми правовыми позициями самого Конституционного Суда и др.), предложены законодательные меры, направленные на устранение этих недостатков.
Право и политика, 2013-9
Брежнев О.В. - Институт пересмотра решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.9.9407

Аннотация: Институт пересмотра решений конституционного (уставного) суда пре-дусмотрен законодательством ряда субъектов Российской Федерации. На-сколько он совместим со спецификой конституционного судопроизводства, обусловливающей свойство окончательности, присущее всем актам органов конституционного правосудия? В статье рассмотрены теоретические положения, касающиеся роли и значения института пересмотра решений конституционного (уставного) суда как средства обеспечения законности в сфере конституционного судопроизводства. На основе методологии теоретического анализа рассматриваемого института в сравнительном плане исследованы основные процессуальные модели пересмотра решений региональных органов конституционного правосудия с точки зрения: порядка инициирования данной процедуры; её оснований; видов пересматриваемых решений; круга участников соответствующего судебного разбирательства; объёма полномочий конституционного (уставного) суда. С учётом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач начавшейся судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регулирования пересмотра решений конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к содержанию этого института. На основе проведённого исследования сделаны выводы о необходимости детализации процедуры пересмотра решений конституционного (уставного) суда в законах субъектов Российской Федерации, включая чёткую регламентацию её оснований и ограничение возможности её возбуждения пресекательными сроками, что позволит соблюсти принцип правовой определённости в конституционном судопроизводстве.
Law and Politics, 2013-9
Брежнев О.В. - Институт пересмотра решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.9.42302

Аннотация: Институт пересмотра решений конституционного (уставного) суда пре-дусмотрен законодательством ряда субъектов Российской Федерации. На-сколько он совместим со спецификой конституционного судопроизводства, обусловливающей свойство окончательности, присущее всем актам органов конституционного правосудия? В статье рассмотрены теоретические положения, касающиеся роли и значения института пересмотра решений конституционного (уставного) суда как средства обеспечения законности в сфере конституционного судопроизводства. На основе методологии теоретического анализа рассматриваемого института в сравнительном плане исследованы основные процессуальные модели пересмотра решений региональных органов конституционного правосудия с точки зрения: порядка инициирования данной процедуры; её оснований; видов пересматриваемых решений; круга участников соответствующего судебного разбирательства; объёма полномочий конституционного (уставного) суда. С учётом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач начавшейся судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регулирования пересмотра решений конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к содержанию этого института. На основе проведённого исследования сделаны выводы о необходимости детализации процедуры пересмотра решений конституционного (уставного) суда в законах субъектов Российской Федерации, включая чёткую регламентацию её оснований и ограничение возможности её возбуждения пресекательными сроками, что позволит соблюсти принцип правовой определённости в конституционном судопроизводстве.
Право и политика, 2012-12
Брежнев О.В. - Уполномоченный по правам человека как участник конституционного судопроизводства: проблемы, тенденции, перспективы
Аннотация: Институт уполномоченного по правам человека способствует обеспечению гарантий защиты конституционных прав и свобод личности. Этим обу-словлена необходимость взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и аналогичных должностных лиц в субъектах Федерации с иными элементами государственного правозащитного механизма, в том числе с органами конституционного правосудия. В статье в сравни-тельном плане исследуются основные процессуальные модели участия Уполномоченного по правам человека в осуществлении конституционного судопроизводства: в качестве стороны; как лица, обладающего правом принять участие в судебном разбирательстве в публично-правовых целях; как приглашённого лица. С учётом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач начавшейся судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регу-лирования защиты прав и свобод граждан посредством судебного конституционного контроля, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к процессуальному статусу Уполномоченного по правам человека как участника конституционного судопроизводства.
Law and Politics, 2012-12
Брежнев О.В. - Уполномоченный по правам человека как участник конституционного судопроизводства: проблемы, тенденции, перспективы
Аннотация: Институт уполномоченного по правам человека способствует обеспечению гарантий защиты конституционных прав и свобод личности. Этим обу-словлена необходимость взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и аналогичных должностных лиц в субъектах Федерации с иными элементами государственного правозащитного механизма, в том числе с органами конституционного правосудия. В статье в сравни-тельном плане исследуются основные процессуальные модели участия Уполномоченного по правам человека в осуществлении конституционного судопроизводства: в качестве стороны; как лица, обладающего правом принять участие в судебном разбирательстве в публично-правовых целях; как приглашённого лица. С учётом перспектив развития конституционного правосудия в России и необходимости решения задач начавшейся судебной реформы показаны позитивные и проблемные стороны законодательного регу-лирования защиты прав и свобод граждан посредством судебного конституционного контроля, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к процессуальному статусу Уполномоченного по правам человека как участника конституционного судопроизводства.
Право и политика, 2011-9
Брежнев О.В. - Реформирование конституционного правосудия в России в 2009-2010 годах: некоторые итоги и перспективы
Аннотация: В 2009-2010 годах российским законодателем был принят ряд решений, направленных на реформирование конституционного правосудия. В статье исследуются наиболее существенные из них, касающиеся нового порядка на-значения на должности Председателя и заместителей Председателя Консти-туционного Суда Российской Федерации, оснований и процедур досрочного прекращения их полномочий, упразднения палат Конституционного Суда, изменения условий допустимости и процессуального порядка рассмотрения Конституционным Судом жалоб граждан и запросов судов, введения новой для российского конституционного правосудия формы рассмотрения дела без проведения слушания. На основе исторического и сравнительно-правового анализа показаны позитивные и проблемные стороны законодательного ре-гулирования судебного конституционного контроля в России, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к организации и компетенции Конституционного Суда.
Law and Politics, 2011-9
Брежнев О.В. - Реформирование конституционного правосудия в России в 2009-2010 годах: некоторые итоги и перспективы
Аннотация: В 2009-2010 годах российским законодателем был принят ряд решений, направленных на реформирование конституционного правосудия. В статье исследуются наиболее существенные из них, касающиеся нового порядка на-значения на должности Председателя и заместителей Председателя Консти-туционного Суда Российской Федерации, оснований и процедур досрочного прекращения их полномочий, упразднения палат Конституционного Суда, изменения условий допустимости и процессуального порядка рассмотрения Конституционным Судом жалоб граждан и запросов судов, введения новой для российского конституционного правосудия формы рассмотрения дела без проведения слушания. На основе исторического и сравнительно-правового анализа показаны позитивные и проблемные стороны законодательного ре-гулирования судебного конституционного контроля в России, отмечены наиболее значимые тенденции, проявившиеся в современных подходах к организации и компетенции Конституционного Суда.
Law and Politics, 2010-8
Брежнев О.В. - Неприкосновенность судей Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования
Аннотация: В статье рассматривается институт неприкосновенности судей Консти-туционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как одна из гарантий независимости конституционного правосудия. Проанализированы основные иммунитеты, присущие статусу судьи, отмечены пробелы и противоречия в законодательной регламентации данного статуса. На основе сравнительно-правового и исторического анализа в статье показаны тенденции, характерные для развития правового регулирования неприкосновенности судей Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Право и политика, 2010-7
Брежнев О.В. - Права коренных малочисленных народов как конституционная ценность (рецензия на книгу В.А. Кряжкова "Коренные малочисленные народы Севера в российском праве". М.: Норма, 2010. 560 с.).
Аннотация: В рецензии на книгу В.А. Кряжкова «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве» отмечены наиболее важные выводы автора, характеризующие его вклад в исследование соответствующей проблематики. На основе широкого обобщения российской и зарубежной правовой практики в рецензируемой работе рассмотрены многие малоразработанные аспекты конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Севера, раскрыта природа и содержание прав названных народов, показаны существующие возможности их защиты. Исходя из этого, книга В.А. Кряжкова может быть рекомендована для использования в научных целях, а также в учебном процессе в вузах.
Law and Politics, 2010-7
Брежнев О.В. - Права коренных малочисленных народов как конституционная ценность (рецензия на книгу В.А. Кряжкова "Коренные малочисленные народы Севера в российском праве". М.: Норма, 2010. 560 с.).
Аннотация: В рецензии на книгу В.А. Кряжкова «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве» отмечены наиболее важные выводы автора, характеризующие его вклад в исследование соответствующей проблематики. На основе широкого обобщения российской и зарубежной правовой практики в рецензируемой работе рассмотрены многие малоразработанные аспекты конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Севера, раскрыта природа и содержание прав названных народов, показаны существующие возможности их защиты. Исходя из этого, книга В.А. Кряжкова может быть рекомендована для использования в научных целях, а также в учебном процессе в вузах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.