по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лугавцова Алёна Петровна
Genesis: исторические исследования, 2022-12
Лугавцова А.П. - Монах О:баку Байсао: и развитие традиции сэнтя в Японии периода Эдо (1603–1868) c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39120

Аннотация: Школа О:баку, представляющая собой третье крупное направление дзэн-буддизма наряду с Риндзай и Со:то:, появилась в Японии в период Эдо (1603-1868) благодаря прибытию из Китая буддийских монахов-эмигрантов. В статье рассматривается жизнеописание монаха О:баку Байсао:, сыгравшего определяющую роль в развитии и популяризации традиции сэнтя (заваривания листового чая в горячей воде) в Японии периода Эдо. Данный способ заваривания чая, популярный среди монахов О:баку, которые на начальном этапе развития учения были представлены этническими китайцами, представлял собой отсылку к традициям чаепитий китайских интеллектуалов древности и фактически противопоставлялся Байсао: существующей японской чайной церемонии. Автор делает вывод, что именно знакомство с учением О:баку, олицетворявшее в Японии уголок минского Китая, определило жизненный путь Байсао:, связанный с китайской чайной традицией и существенно повлиявший на складывание культурного облика всей эпохи - движение за популяризацию сэнтя после смерти Байсао: приняло поистине масштабный размах. Можно сказать, что его активная деятельность по распространению в Японии чайной культуры, в которой сам Байсао: находил отражение своих духовных идеалов, привела к созданию полноценной альтернативы японской чайной церемонии, благодаря чему многие его современники и их потомки заново полюбили чаепитие в духе китайских мудрецов древности.
Genesis: исторические исследования, 2022-1
Лугавцова А.П. - Японские проповедники китайского буддизма О:баку в период Эдо (1603–1868) – Рю:кэй Сё:сэн и Тэцугю: До:ки c. 89-98

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.36308

Аннотация: Школа О:баку, представляющая собой третье крупное направление дзэн-буддизма наряду с Риндзай и Со:то:, появилась в Японии в период Эдо благодаря прибытию из Китая буддийских монахов-эмигрантов. В статье рассматривается жизнеописание выдающихся японских монахов О:баку - Рю:кэя Сё:сэна и Тэцугю: До:ки, поскольку анализ их биографий способствует пониманию особенностей формирования этой школы. В силу своего китайского происхождения и новизны учение О:баку поначалу приобрело значительную популярность в Японии, придерживающейся политики самоизоляции, однако его успех во многом является заслугой именно японских последователей учения, поскольку китайские монахи, не владеющие языком и не имеющие разрешения на путешествия по стране, не могли полноценно взаимодействовать ни с местными властями, ни с населением. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данный момент в отечественном японоведении отсутствуют специальные исследования, посвящённые школе О:баку, поэтому особое внимание уделялось работам зарубежных авторов. Основной вывод статьи заключается в том, что в истории успеха учения О:баку роль личности вносит огромный вклад, поскольку продуктивное взаимодействие с властями, обретение материальной поддержки и прирост новообращенных сильно зависели от авторитета и личной харизмы выдающихся японских монахов О:баку, к которым можно отнести и Рю:кэя Сё:сэна, и Тэцугю: До:ки. В О:баку из-за его китайского происхождения они видели шанс постичь подлинные традиции буддизма, заброшенные, по их мнению, в Японии того времени. Их разносторонняя деятельность во многом обеспечила всплеск популярности О:баку в Японии и способствовала удивительному взаимодействию китайской и японской религиозных традиций и культур, которое наложило свой отпечаток на уникальный многогранный облик периода Эдо.
Genesis: исторические исследования, 2021-1
Лугавцова А.П. - Влияние Китая эпохи Мин (1368-1644) на формирование ритуальных и бытовых обычаев ранней школы О:баку и её восприятие в Японии c. 103-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.1.34687

Аннотация: Школа О:баку - это новое течение японского дзэн-буддизма, появившееся в Японии в период Эдо (1603-1868) благодаря прибытию на острова монахов-эмигрантов из Китая. В силу своего китайского происхождения учение О:баку являлось для Японии, придерживающейся политики изоляции от внешнего мира, несомненным новшеством, что обеспечило учению на раннем этапе его истории резкий всплеск популярности. В данной статье рассматриваются отдельные особенности ритуальной практики и быта школы О:баку, наиболее ярко характеризующие его связь с материком и, таким образом, представляющие особый интерес для населения Японии периода Эдо. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвящённых школе О:баку, поэтому при написании статьи особое внимание уделялось работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод статьи заключается в том, что, несмотря на то, что школе О:баку не удалось произвести революцию в буддийском сообществе Японии, она всё же имела на островах определённый успех. Во многом популярность нового учения была связана именно с его "инаковостью", "китайскостью", пришлое происхождение и связанные с этим культурные особенности привлекали в храмы О:баку большее количество зрителей, чем могли бы привлечь проповеди. Внешний антураж и экзотика: музыкальные инструменты, красочные ритуалы, китайский стиль одежды, причёски, монастырской еды и т.п. - во многом стали теми отличительными чертами, которые сформировали особый облик школы в глазах японцев и обеспечили ей мощный прирост популярности на новой земле.
Genesis: исторические исследования, 2019-5
Лугавцова А.П. - Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868) c. 61-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29729

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема изменения культурного облика Японии эпохи Эдо (1603-1868), связанного с появлением на островах школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется традиционным видам искусства (живопись, каллиграфия, скульптура), в которых благодаря творчеству мастеров О:баку наиболее ощутимо проявились новые веяния. Трансформация этих областей культуры под влиянием новшеств минского Китая, описываемая в статье, наглядно демонстрирует важность вклада искусства О:баку в развитие художественного творчества эпохи Эдо. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и её творческом наследии в частности, поэтому при написании статьи особое внимание уделяется работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод заключается в том, что, несмотря на закрытие страны, даже в изолированной от мира Японии имел место фактор внешних заимствований, оказавших существенное влияние на духовную сферу жизни японского общества. Искусство О:баку, проникшее на Японские острова с монахами-эмигрантами, внесло весомый вклад в формирование уникальной картины эдосской культуры, превратившись в ту движущую силу, которая повлекла реформирование традиционных стилей в живописи, каллиграфии и других видах искусства. Даже краткий обзор искусства О:баку наглядно показывает важность его роли в складывании культурного облика Японии периода Эдо, и оценка масштабности его влияния заслуживает дальнейших исследований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.