ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Тузовский Иван Дмитриевич
Философская мысль, 2021-7
|
Тузовский И.Д. - Утопические универсалии в контексте концепции "информационного общества" |
|
c. 18-29
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36034
Аннотация: В статье рассматривается проблема утопических универсалий применительно к концепции «информационного общества». Под утопическими универсалиями автор понимает те наиболее общие представления о наилучшем социальном устройстве, которые получили сквозное распространение в рамках одной конкретной эпистемологической традиции. Предметом исследования является выявление и прослеживание универсальных социальных атрибутов, которые присущи проектам наилучшего социального устройства в рамках эпистемологической традиции научной рациональности, развивавшейся на протяжении XVI-XXI в. От «Утопии» Т. Мора до «постиндустриального общества» Д. Белла и «Информационной эпохи» М. Кастельса автор прослеживает универсальные черты социальной атрибуции. Исследователь приходит к выводам о том, что проекты оптимального или идеального социального устройства, меняя свою конкретную форму выражения, сохраняют утопический характер на протяжении всей линии развития эпистемологической традиции научной рациональности. Утопические универсалии агрегации и кодификации теоретического знания, превращения науки в основную движущую силу политического и экономического развития, переход власти к философам-мудрецам, всеобщее максимально эгалитаристское и демократическое участие в принятии решений являются чертами, которые присущи в большей или меньшей степени утопиям западной цивилизации, начиная как минимум с работы Т. Мора. Эти же черты сохраняются практически в неизменной форме в концепции информационного общества, что позволяет поставить вопрос о необходимости критической ревизии как теоретической научной концепции, так и практического политического проекта информационного общества
Философская мысль, 2020-12
|
Тузовский И.Д. - Постправда как синдром Цифровой эпохи: предельное понимание феномена и сценарии будущего |
|
c. 42-60
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.12.34257
Аннотация: Предметной областью исследования является совокупность культурных феноменов, которые соотносятся с первоначально выделяемым концептом "пост-правды" через обобщение его критериев. Традиционное узкое понимание пост-правды связано практически исключительно с новостными сообщениями средств массовой информации. Однако искажение фактической картины с использованием приемов эристической риторики и механизмов, провоцирующих когнитивные искажения гораздо более распространенная ситуация в современном обществе, которая объединяет различные коммуникационные феномены, затрагивает новостную и повседневную коммуникацию, художественное творчество и многие другие области. Специфическим предметом исследования является спектр возможных сценариев развития общества в зависимости от его реакции на распространение феноменов, обобщенных в культурно-коммуникационный комплекс «пост-правды» В статье предпринимается первая попытка научного обобщения феноменальной картины пост-правды на основе правомочного расширения критериев от частных случаев к общим механизмам. На замену частным критериям, таким как игнорирование в сообщении объективных фактов, апелляция к ценностям и убеждениям человека, использование эмоционального давления для аргументации своей позиции, автор предлагает общие: медиаискажение реальности как цель сообщения, использование когнитивных искажений, использование механизмов эристики. Исходя из выделенных критериев впервые анализируется на вопрос смысловой и культурной связи с посправдой такие феномены как фанатские теории 2 видов, литбейты, поп-наука, фольк-хистори, астротурфинг, фанфейки, кликбейт, нарративная журналистика и пр. Представляется, что новизной обладает также выделение возможных сценариев развития общества и его коммуникационной среды в зависимости от стратегий реакции на расширение сферы постправды.
Человек и культура, 2020-4
|
Тузовский И.Д. - Глобальный праздник как культурный феномен Цифровой эпохи |
|
c. 33-48
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.4.31767
Аннотация: Предметом исследования является современная зрелищная и праздничная культура в аспектации влияния процессов глобализации на праздничное зрелище. Автор рассматривает новый феномен, появившийся в начале XXI в. - "глобальный праздник" в контексте процессов социокультурных трансформаций связанных с переходом человечества в Цифровую эпоху и формированием глобального информационного пространства. Особое внимание уделяется трём аспектам: формированию медийного и пост-мифологического глобальных праздников Цифровой эпохи и трансформации традиционного праздника в новые метанациональные формы. Методологическими основами исследования для выявления праздников, которые приобрели статус "глобальных" в современной культуре стала адаптация "метода первых полос", применяющегося в социологических, культурологических и футурологических исследованиях и социокультурный мониторинг, в том числе - включенное наблюдение. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что в современной культуре формируется несколько типов глобальных праздников, которые имеют метанациональный характер: К первой группе автор относит медийно-производимые праздники, которые связаны с постфольклором и постмифологией современного общества или представляют собой торжественные глобальные праздники (например, наградные церемонии политических, художественных и даже научных премий и событий). Ко второй группе автор относит этнически-традиционные, которые приобрели глобальный статус (Хэллоуин, День Святого Патрика, мексиканский день смерти, праздник красок Холи и т.д.). Феномен глобальных праздников должен учитываться при проектировании национальных стратегий культурной политики, а сам глобальный праздник может стать одним из инструментов "мягкой силы" в Цифровую эпоху
|