по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Егоров Сергей Юрьевич
Юридические исследования, 2023-4
Егоров С.Ю. - Целостность новой системы научной аттестации (на примере атрибутов ученой степени) c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.4.38621

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о нормативных и правовых механизмах обеспечения целостности российской системы научной аттестации. В связи с ростом многообразия форм и правил проведения защит диссертаций в диссертационных советах различных организаций актуальность приобретает вопрос о том, способна ли современная система обеспечивать равные права и возможности для всех соискателей ученых степеней. Для поиска ответов на этот вопрос в рамках исследования было выделено три подсистемы, образованные диссертационными советами под прямым контролем Высшей аттестационной комиссии, ведущими образовательными и научными организациями, а также духовными образовательными организациями.   С целью рассмотрения специфики каждой из групп был проведен сравнительный анализ нормативных и правовых актов, регулирующих присуждение ученых степеней и их последующее использование. Проведенное изучение позволило выявить, что при видимой целостности общая аттестационная система достаточно неоднородна. Во-первых, ученые степени в различных подсистемах имеют разные варианты наименования, что создает проблему их сопоставления. Во-вторых, при одинаковом наименовании могут существенно отличаться условия присуждения, что обусловливает неравенство соискателей. В-третьих, при равенстве условий аттестации обладатели ученых степеней получают права и возможности в разном объеме. Обозначенные проблемные аспекты требуют прояснения на уровне федерального законодательства.
Политика и Общество, 2023-4
Egorov S. - Legal Regulation for Ensuring the Integrity of the Russian Scientific Certification System c. 46-58

DOI:
10.7256/2454-0684.2023.4.43802

Abstract: This article is devoted to the issue of preserving the integrity of the Russian state system of scientific certification in the context of the growing diversity of regulatory and legal acts, as well as practices for awarding academic degrees. The recent expansion of the autonomy of a number of scientific and educational organizations raises a number of doubts, primarily related to the ability to ensure equal rights and opportunities for applicants for academic degrees in different parts of the system. This article provides a comparative analysis of state acts and regulatory acts of organizations that carry out procedures for the independent awarding of academic degrees. In the course of this study, three subsystems were identified that operate according to comparable rules but provide different rights and opportunities. The first subsystem is dissertation councils under the leadership of the Higher Attestation Commission and Russia’s Ministry of Education and Science. There, a place is occupied by special dissertation councils, in which the applicant avoids the publication of articles and the text of the dissertation, as well as other publicity requirements. The second subsystem is formed by scientific and educational organizations found on a special list. Similar norms and requirements apply within the framework of their local regulations, but there are also noticeable differences. These include reducing the number of dissertation councils, including candidates of sciences in them, the possibility of defending a candidate's thesis in the form of a scientific report, etc. The third subsystem includes spiritual education organizations awarding theological degrees. The ambiguity of the attitude toward such degrees remains at the federal legislation level. Theological degrees are recognized along with other academic degrees during state licensing and accreditation procedures, but their holders are not guaranteed mandatory surcharges, apostille affixing, etc. The analysis made it possible to identify indicators that are important for checking the integrity of the system and determining the direction of its improvement.
Право и политика, 2022-12
Егоров С.Ю. - Правовое обеспечение целостности российской системы научной аттестации c. 56-69

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.38620

Аннотация: Статья посвящена вопросу о сохранении целостности российской государственной системы научной аттестации в условиях роста многообразия нормативных и правовых актов, а также практик присуждения ученых степеней. Произошедшее в недавние годы расширение автономии целого ряда научных и образовательных организаций вызывает целый ряд сомнений, в первую очередь связанных со способностью обеспечивать равные права и возможности для соискателей ученых степеней в разных частях системы. В рамках статьи проводится сравнительный анализ государственных актов, а также нормативных актов организаций, которые осуществляют процедуры самостоятельного присуждения ученых степеней.      В ходе исследования было выделено три подсистемы, действующие по сопоставимым правилам, но предоставляющим отличающиеся права и возможности. Первая подсистема – диссертационные советы под руководством ВАК и Минобрнауки России. Там особое место занимают специальные диссертационные советы, защита в которых позволяет избежать публикацию статей и текста диссертации, а также иные требования публичности. Вторая подсистема образована научными и образовательными организациями, включенными в специальный перечень. В рамках их локальных нормативных актов действуют схожие нормы и требования, однако есть и заметные отличия. В их числе сокращение численного состава диссертационных советов, включение в них кандидатов наук, возможность защиты кандидатской диссертации в форме научного доклада и т.д. Третья подсистема включает духовные образовательные организации, присуждающие богословские степени. На уровне федерального законодательства сохраняется неоднозначность отношения к подобным степеням. Богословские степени наравне с другими учеными степенями признаются при проведении процедур государственного лицензирования и аккредитации, однако их обладателям не гарантированы обязательные доплаты, проставление апостиля и т.д. Проведенный анализ позволил выделить показатели, важные для проверки целостности системы и определения направлений ее совершенствования.
Современное образование, 2022-1
Егоров С.Ю. - Проблема целостности новой российской системы научной аттестации (на примере требований к диссертации) c. 9-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37622

Аннотация: Статья посвящена вопросу о целостности системы научной аттестации в современной России. После устранения монополии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) процедуры присуждения ученых степеней начали регулироваться множеством различных нормативных и правовых актов. Растущее многообразие норм и правил вызывает сомнения в том, способна ли система по-прежнему обеспечивать равные права и возможности для всех соискателей ученых степеней. На примере требований к диссертации на соискание ученой степени в статье показываются сходства и различия, существующие в разных частях указанной системы. В ходе исследования в рамках системы было выделено три подсистемы, предъявляющие относительно схожие требования. Первой подсистемой являются классические и специальные диссертационные советы, напрямую контролируемые ВАК. Вторая система образована ведущими научными и образовательными организациями, самостоятельно присуждающими ученые степени. В третью подсистему входят духовные образовательные организации, которым предоставлено право присуждать богословские степени, признаваемые равнозначными другим ученым степеням на уровне федеральных государственных образовательных стандартов.      Для рассмотрения каждой из названных систем были изучены соответствующие требования федерального законодательства, локальные нормативные акты образовательных и научных организаций, самостоятельно присуждающих ученые степени, а также внутренние установления духовных образовательных организаций. Сравнительный анализ нормативных и правовых актов позволил проследить каким образом обеспечивается целостность всей системы российской научной аттестации в контексте многообразия ее форм. В целом, данная система по-прежнему остается сопоставимой в части требований к диссертациям, однако возникающие после их защиты права и возможности соискателей заметно отличаются в зависимости от места защиты.
Педагогика и просвещение, 2020-1
Егоров С.Ю. - Организационные подходы и методы реализации задач по подготовке служителей и религиозного персонала c. 38-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.27601

Аннотация: Предметом настоящего исследования является современная практика российских евангельских церковных общин и ассоциаций в сфере решения задач по подготовке служителей и религиозного персонала. Подобная деятельность осуществляется на территории самих общин, совместно со светскими университетами, а также на базе духовных образовательных организаций. Наличие широкого диапазона вариантов, с одной стороны, обеспечивает руководство общин достаточно большими возможностями для принятия решений, но с другой, обусловливает ограничения и риски как в плане качества подготовки, так и с точки зрения применимости тех или иных норм законодательства к соответствующей практике. В качестве базового подхода для решения задач исследования была избрана так называемая методология мягких систем, являющаяся одной из разновидностей системного анализа. Это методологическое направление позволяет проводить реконструкцию и сопоставление нормативных установлений и актуальной практики в изучаемой сфере. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые многообразие практик в сфере подготовки служителей и религиозного персонала в рамках российских евангельских церквей было изучено с использованием ресурсов системного анализа. Это позволило не только систематизировать соответствующие практики, но и выявить их принципиальные характеристики, необходимые для принятия эффективных управленческих решений руководителями общин и образовательных организаций. Кроме того, полученные исследовательские результаты важны для развития российского законодательства в части регулирования государственно-конфессиональных отношений.
Современное образование, 2019-4
Егоров С.Ю. - Развитие моделей и механизмов управления в современных системах евангельского богословского образования c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.27659

Аннотация: Предметом настоящего исследования является управленческая практика, существующая в российских системах евангельского богословского образования. Модели и механизмы управления в данной сфере развивались под влиянием мировых трендов в менеджменте, российских традиций управления образованием, вероучения и традиций евангельских церквей. В зависимости от внешних и внутренних условий развития духовных образовательных организаций их руководители применяли те или иные управленческие механизмы и модели, позволяющие им достигать организационные задачи, в том числе поддерживать осуществление образовательного процесса. Методология мягких систем, разработанная специалистами Ланкастерского Университета при активном участии Питера Чекленда, является основной в данной исследовательской работе. Применение этого системного подхода позволяет выявлять общие закономерности, несмотря на разрозненность доступных данных. Научная новизна исследования заключается в том, что управленческая практика представителей евангельских образовательных систем была рассмотрена с позиции прагматических установок и конкретных решений в сравнении с нормативными взглядами на соответствующую сферу. Значительный массив релевантных данных, проанализированных автором в рамках исследования, позволяет показать прямую аналогию подходов и принципов принятия решений в сфере богословского образования с практикой управления в ведущих мировых университетах и иных организациях.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Егоров С.Ю. - Механизмы и практики профессионализации работников в системах евангельского богословского образования c. 65-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.27661

Аннотация: Предметом данного исследования являются принципы и практика обеспечения профессионального роста преподавателей и административных работников российских евангельских образовательных организаций. Исследовательский интерес представляют как жизненные стратегии работников, приводящие их в профессиональную сферу и побуждающие в ней остаться, так и механизмы адаптации и поддержки, используемые духовными образовательными организациями. В контексте широкой дискуссии о повышении качественного уровня высшего образования в России представляется особенно ценным сравнить опыт, накопленных в рамках государственной системы образования, с аналогичным опытом частных образовательных систем, в частности – с опытом богословского образования. Целью исследования является комплексное сравнение светского и евангельского богословского образования в вопросах моделей, этапов, принципов и механизмов профессионализации работников высшего образования. Методология исследования базируется на системном подходе в сочетании с методами психологии труда и социальной психологии. Это позволяет проводить системный анализ соответствующей практики с учетом специфических особенностей изучаемой проблематики. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые жизненные траектории и специфика профессионализации работников систем евангельского богословского образования были подвергнуты обстоятельному системному изучению, при котором учитывается как российская практика, так и релевантный мировой опыт. Проведенная работа позволила выявить типовые шаблоны поведения, а также наиболее значимые проблемы профессионального роста работников сферы высшего богословского образования в сравнении с аналогичными явлениями в светском образовании. В светских образовательных системах подобные данные нашли свое обсуждение, благодаря чему и стало возможным проведение сравнения с реалиями богословского образования.
Современное образование, 2019-3
Егоров С.Ю. - Практика и проблемы применения образовательных стандартов в системах евангельского богословского образования в России c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.27586

Аннотация: Предметом данного исследования является практика применения норм и требований федерального законодательства об образовании, установлений российских и международных религиозных организаций, государственных и конфессиональных образовательных стандартов в деятельности систем евангельского богословского образования в России. Эти системы, представленные духовными образовательными организациями и образовательными отделами других религиозных организаций, в своей непосредственной практике избирательно применяют положения различных нормативных и правовых актов, ориентируясь на свои прагматические задачи. Изучение реальной практики применения обозначенной группы норм и требований особенно актуально в контексте реформирования российского законодательства и обновления государственной политики в сфере образования и науки. Исследование базируется на системном подходе, предполагающем рассмотрение как самих норм и требований, так и практики их применения. Сравнительно-правовой и структурно-функциональный методы являются основными для данной работы. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые нормативные и правовые акты, регулирующие богословское образование в России, были рассмотрены с позиции прагматики их применения евангельскими образовательными системами. Подобный анализ, учитывающий систему взаимоотношений человека, общества, и государства, позволяет выявить проблемные аспекты в законодательстве и государственной политике в сфере образования и науки, которые требуют корректировки в соответствии с полученными научными результатами. Автор последовательно разбирает практику правоприменения в обозначенной сфере, показывая недостатки и преимущества как государственных, так и конфессиональных актов.
Педагогика и просвещение, 2019-3
Егоров С.Ю. - Подходы и методы разработки и реализации образовательных программ в системах евангельского богословского образования c. 36-46

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.27660

Аннотация: Предметом исследования являются методические аспекты и практика разработки и реализации образовательных программ в рамках российских евангельских образовательных систем. Данные системы с момента своего появления в России, с одной стороны, предпринимают усилия к учету национальных образовательных традиций, а с другой, в значительной степени ориентированы на соответствие мировым тенденциям в сфере высшего образования, в том числе богословского. В контексте попыток продвижения российских университетов в мировых рейтингах представляется актуальным изучение подобного многолетнего опыта интеграции подходов и методов из разных образовательных контекстов. Основные исследовательские задачи в рамках работы решаются с применением методологии мягких систем Питера Чекленда. Выбор данного варианта системного подхода обусловлен спецификой изучаемой проблематики и разнородностью доступных данных, что в рамках данной методологии не является непреодолимым препятствием. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые программы евангельского богословского образования были изучены в сравнении с мировыми трендами и тенденциями в сфере разработки и реализации образовательных программ. Анализ значительного массива данных о соответствующей практике позволил выделить и рассмотреть наиболее передовые подходы и методы, которые применяются в системах евангельского образования, но могут быть перенесены и за их пределы. Научные результаты, полученные в рамках настоящего исследования, представляют особую ценность в контексте дискуссий о проблемах и успехах интеграции российского высшего образования в глобальную образовательную систему.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Егоров С.Ю. - Теоретические основы и практика организации образовательного процесса в системах евангельского богословского образования c. 8-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27650

Аннотация: Предметом данного исследования являются установки философии образования, на которых базируется образовательный процесс в различных программах евангельского богословского образования. Основное внимание уделено тому, как зафиксированные в нормативных и декларативных документах представления об образовательной деятельности влияют на непосредственную практику в данной сфере. Несмотря на наличие различных документов, описывающих компоненты философии образования, в евангельском сообществе пока не существует единой доктрины образовательной деятельности. Более того, программы разного уровня нередко реализуются в соответствии с различными установками. При этом имеет место и широкий диапазон схожих установок, позволяющий говорить о целостности богословского образования. В качестве основного подхода для данного исследования была избрана методология мягких систем, развитие которой началось в Ланкастерском Университете Питером Чеклендом и его коллегами. Эта методология позволяет реконструировать представления об образовании, существующие в официальных документах и в непосредственной практике, а также проводить их сопоставительный анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые различные аспекты философии богословского образования, используемой в российских системах евангельского образования, были подвергнуты обширному системному анализу. Автор на основе значительного массива данных показывает каким образом те или иные установки из философии образования, проявляются в различных компонентах программ разного уровня и направленности. Полученные научные результаты позволяют, с одной стороны, формулировать рекомендации по развитию данной профессиональной сферы, а с другой, способствовать развитию эффективной государственной политики по отношению к богословскому образованию.
Политика и Общество, 2018-10
Егоров С.Ю. - Евангельское богословское образование в контексте российского законодательства и конфессиональных норм c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.10.27517

Аннотация: Предметом исследования являются представления о границах и составе систем евангельского богословского образования, зафиксированные в действующем российском законодательстве, а также в установлениях религиозных организаций евангельского вероисповедания. В России богословское образование регулируется сразу двумя Федеральными законами – «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Двойственность подчинения обусловливает возникновение правовых коллизий, а также определяет специфическую направленность развития как самой сферы, так и государственно-конфессиональных отношений. Расширение участия представителей религиозных организаций в сфере высшего образования, а также закрепление специальности «Теология» в российских государственных стандартах определяет актуальность активного изучения обозначенной проблематики. Системный подход в рамках методологии мягких систем избран в качестве основного для настоящего исследования. Для работы с нормативными актами применен сравнительно-правовой метод, а для изучения непосредственной практики – структурно-функциональный. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые нормы российского законодательства в части регулирования богословского образования, в том числе программ подготовки служителей и религиозного персонала, были подвергнуты системному анализу с учетом позиции, интересов и практики представителей образовательных организаций, учрежденных евангельскими церквями. Автор показывает те аспекты практики правоприменения, в которых проявляются положительные особенности государственных норм, а также те, где евангельские верующие предпочитают использовать установления религиозных организаций и по возможности избегать светские нормы и правила.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-4
Егоров С.Ю. - Миссионерская деятельность советских протестантов (по материалам Совета по делам религиозных культов) c. 155-164

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.25130

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются категории, в которых освещалась миссионерская деятельность протестантов, живших в Советском Союзе в период с 1944 по 1965 год. В качестве основы источниковой базы выступают документы, хранящиеся в фондах Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, в первую очередь – в фонде уполномоченного по Москве и Московской области. Особое внимание уделяется языковым особенностям данных документов, многие из которых сочетают терминологию из различных культурных пространств. Исследование выполнено в рамках методологического подхода истории понятий, который предполагает изучение как самих терминов, так и контекста их применения. Термины анализируются не только как компоненты профессионального языка, но и как инструменты для совершения политических действий. Новизна исследования заключается в том, что впервые история миссионерской деятельности протестантов советского периода изучается в рамках методологии истории понятий. Автор показывает то, каким образом применение таких категорий как «агитация», «вербовка», «евангелизм», «благовестие», «миссионерство» и «миссия» влияли на восприятие соответствующей деятельности целевой читательской аудиторией исследуемых документов.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2018-3
Егоров С.Ю. - Системы евангельского богословского образования в контексте международных норм и принципов c. 47-61

DOI:
10.7256/2454-0633.2018.3.27515

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются представления о границах и составе систем евангельского богословского образования, отраженные в актах различных межправительственных и неправительственных международных организаций. Данные системы представляют собой духовные образовательные организации, факультеты светских университетов, а также структурные подразделения религиозных объединений, осуществляющие функции по подготовке служителей и религиозного персонала. Необходимость обращения к международным актам обусловлена неоднозначностью формулировок профильного российского законодательства и установлений российских централизованных религиозных организаций, которая затрудняет развитие данной сферы в контексте гармонизации государственно-конфессиональных отношений. В качестве основной в исследовании применяется методология мягких систем, разработанная Питером Чеклендом и его сторонниками. Применение этой методологии позволяет провести реконструкцию нормативных требований различных международных актов, сопоставить полученные результаты с актуальной практикой в соответствующей сфере, а также выделить наиболее приоритетные направления ее развития. Новизна исследования заключается в том, что впервые нормативные акты межправительственных международных организаций, регулирующих высшее образование на глобальном уровне, были изучены в сравнении с установлениями международных неправительственных организаций, созданных представителями евангельских церквей с целью развития профессионального богословского образования. Автор на материале обширной источниковой базы показывает то, как богословское образование может быть имплементировано в глобальную образовательную систему. Подобный мировой опыт способен оказаться весьма ценным для развития российского законодательства, в том числе в части обеспечения международного сотрудничества в сфере образования.
Человек и культура, 2018-2
Егоров С.Ю. - Отрицание исторического мифа как основание идентичности (на примере советских протестантов) c. 30-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25134

Аннотация: Предметом исследования является политика конструирования идентичности российских протестантов в советский период и в современной России. Основное внимание сфокусировано на таком культурном феномене как исторические мифы и их влиянии на конструирование собственной идентичности представителями протестантизма. Многие мифы о протестантах возникли еще до образования СССР, но в Советском Союзе приобрели особое звучание, дополненное новыми советскими мифами. В качестве материалов, составляющих основу источниковой базы исследования, выступают документы, собранные и написанные работниками Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Основным методом исследования является культурно-исторический анализ, позволяющий выявить исторические мифы, их особенности и способы применения, а также основные понятия, которые использовались при их формулировании. Научная новизна исследования заключается в том, что советские исторические мифы о протестантах были рассмотрены в качестве самостоятельного направления изучения, а не просто в статусе иллюстраций к других сюжетным линиям. Проведенное исследование показало, что отрицание негативных мифов было и остается одним из основных компонентов политики идентичности российских протестантов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.