по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Редникова Татьяна Владимировна
Юридические исследования, 2021-8
Кожокарь И.П. - К вопросу об актуальности совершенствования правового регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36231

Аннотация: В работе рассматривается проблема регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Обосновывается актуальность совершенствования действующего законодательства, прежде всего, в связи с ежегодным ростом числа невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения и фактической невозможности их использования в гражданском обороте. Дается анализ существующей процедуре признания земельных долей невостребованными и их перехода в муниципальную собственность, отмечается ее крайняя неэффективность. Рассматриваются предложение об изменении гражданского и земельного законодательства в части упрощения оснований передачи таких объектов в муниципальную собственность, путем возможного признания данных объектов бесхозными вещами, изменения процедуры передачи таких долей в муниципальную собственность, а также уточнения оснований прекращения права собственности субъектов на невостребованные на земельные доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Анализируются критические замечания экспертов на указанную инициативу, возражения против возможного применения статьи 225 Гражданского кодекса РФ к субъективным правам, поскольку это противоречит действующей концепции, допускающей применение правил о приобретении бесхозяйных вещей только к вещам как телесным объектам, а также возможного распространения правил о прекращении права собственности на имущество, которое не может принадлежать лицу, на случаи, когда обладатель доли в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, не сданный в аренду, в определенный срок не выделит участок в счет установленной ему доли.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2020-4
Редникова Т.В. - Формирование единых подходов к правовой охране биологического разнообразия и его компонентов в Арктике: к постановке проблемы c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0633.2020.4.34851

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с охраной биоразнообразия Арктики, исследованы основные международно-правовые документы и документы стратегического планирования Арктических стран. Подчеркивается, что несмотря на уникальную способность к адаптации к суровым климатическим условиям, способность экосистем Арктики и их компонентов к самовосстановлению значительно снижена, что говорит о необходимости минимизации негативного воздействия на них со стороны различных факторов, а также обеспечения максимального уровня охраны экосистем, в том числе и правовыми средствами. При этом с учетом единства природной среды Арктического региона и происходящих в ней процессов максимальная эффективность охраны окружающей среды Арктики может быть достигнута лишь путем объединения и координации усилий всех Арктических стран.   На основе данных о состоянии окружающей среды Арктики определен ряд основных угроз для состояния биологического разнообразия региона. Особую роль здесь играют климатические изменения, создающие целый ряд глобальных проблем. Во-первых, потепление климата неизбежно приводит к таянию арктических льдов, сокращению или полному исчезновению площади ледяного покрова на отдельных участках, что приводит к таким последствиям, как сокращение численности видов, в частности морских млекопитающих, чей жизненный цикл неразрывно связан с наличием льда. С глобальным потеплением климата неразрывно связан процесс смещения широтных границ арктических экосистем к северу, создающий угрозу проникновения в них новых биологических видов, традиционно обитающих южнее, что может привести к нарушению функционирования экосистем вследствие доминирования чужеродных видов над коренными сообществами.
Сельское хозяйство, 2020-4
Редникова Т.В. - Биоэнергетика в устойчивом развитии сельского хозяйства: проблемы и перспективы развития отрасли c. 21-30

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.4.35335

Аннотация: Российская Федерация обладает огромным потенциалом для развития сельскохозяйственного производства. Устойчивое развитие сельского хозяйства является основой обеспечения продовольственной безопасности страны. Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года обращается внимание на необходимость развития экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнь и деятельность людей, проживающих в сельской местности. Предметом исследования статьи является значение биоэнергетики как одного из перспективных направлений получения электроэнергии из возобновляемых источников для устойчивого развития сельского хозяйства, а также ее роль в снижении негативного влияния на окружающую среду сельскохозяйственного производства. Биоэнергетика как один из высокотехнологичных компонентов зеленой экономики позволяет обеспечить возвращение органических отходов сельского хозяйства в производственный цикл. Тем самым развитие биоэнергетики может внести весомый вклад в решении проблемы утилизации отходов сельскохозяйственного производства и одновременно обеспечить сельские регионы теплом и энергией, что особенно важно для удаленных регионов станы с плохо развитой инфраструктурой. В то же время необходимость привлечения первоначальных инвестиций является одной из основных проблем, препятствующих широкому внедрению объектов биоэнергетики в нашей стране. В последнее десятилетие в сфере правового регулирования возобновляемой энергетики в Российской Федерации произошел ряд положительных сдвигов. Только путем развития правового регулирования c учетом имеющегося на сегодняшний день российского и зарубежного опыта можно создать в стране действительно эффективную отрасль возобновляемой энергетики – биоэнергетику, которая параллельно будет решать проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство, 2020-4
Устюкова В.В. - Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения и утилизации отходов животноводства и биологических отходов c. 12-20

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.4.35337

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются общественные отношения по обеспечению биологической безопасности посредством применения мер административной ответственности за правонарушения в сфере обращения отходов животноводства и биологических отходов.Цели исследования – анализ доктринальных подходов к определению понятий «отходы животноводства» и «биологические отходы», а также юридическая оценка применения статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение правил обращения и утилизации названных видов отходов, формулирование предложений по уточнению некоторых норм ветеринарных правил. Исследование проводилось с использованием общенаучных и специально-юридических методов (анализа, обобщения, формально-юридического, сравнительно-правового, исторического). Это позволило автору рассмотреть понятие биологических отходов в развитии, выявить его сильные и слабые стороны в период действия Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов 1995 г. в сравнении с действующими правилами 2020 года. Проанализированы спорные вопросы, возникшие в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с нарушением ветеринарно-санитарных правил утилизации биологических отходов, высказана авторская позиция по ним, не всегда совпадающая с позицией арбитражных судов и судов общей юрисдикции.Научная новизна состоит в выводе о общих целях правового регулирования ответственности в сфере обращения с животноводческими и биологическими отходами и необходимости регулирования их в рамках одной главы КоАП РФ, а не разных главах, как это сделано сейчас. Утверждается о необходимости уточнения понятий «биологические отходы» и «отходы животноводства» и признании некоторых видов указанных отходов вторичными ресурсами. Сделана попытка отграничения рассматриваемых отходов от других видов отходов (в том числе от пищевых отходов продуктов животного происхождения).
Сельское хозяйство, 2020-3
Кузнецова И.Н. - Минимизация ущерба на объектах сельского хозяйства (виноградниках) при использовании ловчих хищных птиц в качестве биорепеллента c. 7-13

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.3.33311

Аннотация: Виноделы часто сталкиваются с необходимостью борьбы с насекомыми, болезнями и другими вредителями, которые угрожают их бизнесу, защищая каждую гроздь будущего урожая. Одной из наиболее постоянных угроз является большие скопления птиц, которые относятся к виноградникам как к доступному источнику корма, и представляют риск уничтожения целых культур, причем за относительно короткое время. На протяжении многих лет виноделы обращались к различным новомодным средствам отпугивания, чтобы предотвратить порчу растений и урожая, в том числе к шумным воздушным пушкам, лазерным излучателям, лентам с голографическим покрытием, сетке, накинутой на виноградные лозы, акустическим системам, и даже использовали воздушных змеев.   Однако, вышеописанные средства со временем утрачивают эффективность, и отпугивающий эффект по продолжительности меньше необходимого для созревания культуры и сохранения урожая. Это объясняется привыканием и адаптацией животных и птиц к изменениям факторов окружающей среды - неподтвержденные реально возникающими условиями опасности или демонстрацией летального эффекта (гибели) устройства птицы перестают замечать. Формирующееся привыкание приводит к игнорированию, поведение животных и птиц фокусируется на кормодобывании и урожай снова оказывается под угрозой. Однако наиболее достойные результаты по сохранению урожая достигаются при использовании в комплексной программе отпугивания проверенного временем метода, который совсем не требует причудливых технологий: соколиная охота. Основанный на естественном страхе жертвы перед хищником, метод биорепеллентного воздействия не вызывает привыкания. Многовековые традиции соколиной охоты являются эффективными и, как нельзя лучше, соответствуют современным международным стандартам в сфере производства экологически чистой продукции.
Сельское хозяйство, 2020-3
Соловяненко Н.И. - Вопросы правового регулирования применения цифровых технологий в сельскохозяйственном бизнесе c. 46-53

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.3.35336

Аннотация: Современная аграрная революция подразумевает внедрение высоких технологий, которым отводится существенная роль в качестве фактора устойчивого развития в сфере продовольственной безопасности, сельского хозяйства, рационального использование природных ресурсов. Цифровая трансформация сельского хозяйства охватывает применение в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия широкого спектра технологий (интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта, анализа больших данных, электронной коммерции и ряда других). Законодательство отстает от внедряемых цифровых технологий, которые постоянно совершенствуются и являются «движущейся целью» с точки зрения регулирования. Существенно важной задачей является формирование актуальной нормативной базы, которая укрепит доверие к цифровому сельскому хозяйству.   Цифровые стратегии определяют цели регулирования. В России создание и развитие национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» вовлечено в правовой механизм стратегического планирования. Оно направлено на создание условий для интенсификации производительности труда и сокращение производственных расходов за счет применения в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия высоких технологий Мероприятия цифрового сельского хозяйства должны поддерживаться обновляемыми базовыми законодательными положениями. Правовое регулирование мероприятий, обеспечивающих цифровую трансформацию в том числе сельского хозяйства, должны поддерживаться актуализированными законодательными положениями общего характера. Государственная информационная система сбора и анализа отраслевых данных "Единое окно" проектируется в качестве источника входных данных для национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».
Сельское хозяйство, 2020-2
Ющенко М.С., Вислогузова И.В. - Правовые особенности сельскохозяйственной деятельности на Байкальской природной территории и перспективы для производства органической продукции c. 24-32

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.2.33301

Аннотация: Сельское хозяйство в Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкальской природной территории не является ведущей отраслью экономики, но в то же время играет важную роль в хозяйственной жизни местного населения. На Байкальской природной территории установлен особый правовой режим природопользования и охраны окружающей среды, действуют существенные ограничения для развития сельского хозяйства, что тормозит развитие Байкальского макрорегиона. Запрещается применение средств защиты растений, минеральные удобрения, налагаются ограничения в размещении объектов сельскохозяйственного назначения. Необходимо также соблюдать природоохранные технологии возделывания земли. Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать развитие на БПТ органического сельского хозяйства, которое подразумевает высокую культуру земледелия, которая позволяет избежать негативных процессов приводящих к деградации почв и экосистемы в целом (распашку маломощных склоновых почв, применение отвальной обработки пашни на склоновых ландшафтах, сведение лесов, отсутствие лесополос, бессистемное использование и перегрузку пастбищ, палы на сельскохозяйственных угодьях и др.). Вместе с тем, переход от обычного сельскохозяйственного производства к органическому занимает несколько лет и является очень затратным.На переходном этапе выходом из сложившейся ситуации, может стать производство на БПТ, за пределами водоохранной зоны, продукции «зеленого бренда», которая отличается от органической продукции более мягкими требованиями стандартов.
Сельское хозяйство, 2020-2
Устюкова В.В. - Субсидиарная ответственность членов сельскохозяйственных кооперативов c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.2.33840

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются общественные отношения по установлению и применению мер субсидиарной ответственности в сельскохозяйственных кооперативах. Цели исследования – юридическая оценка норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» о субсидиарной ответственности членов кооперативов и их применения судами при рассмотрении споров; анализ доктринальных взглядов юристов и экономистов на проблемы субсидиарной ответственности вообще и такой ответственности в сельскохозяйственных кооперативах, в частности; разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере, что позволит скорректировать и практику правоприменения.На основе проведенного с использованием общенаучных и специально-юридических методов исследования автор приходит к выводу, что предложения о полном отказе от установления в сельскохозяйственных кооперативах субсидиарной ответственности в современных условиях вряд ли могут быть реализованы. В такой ситуации более целесообразным представляется корректировка норм действующего законодательства по следующим основным направлениям: установление в Законе равного размера ответственности для всех членов производственного кооператива, а не в зависимости от величины их пая;четкое указание на то, что субсидиарная ответственность членов производственного кооператива не является солидарной;более детальное урегулирование порядка внесения дополнительных взносов членов потребительских кооперативов для покрытия убытков кооператива;возложение субсидиарной ответственности по долгам кооператива не только на вновь вступающих в него членов, но и на выбывших членов кооператива (по убыткам, образовавшимся в период их членства) в течение двух лет после их выхода из кооператива.Уточнена дополнительная аргументация ранее высказывавшихся в специальной литературе конструктивных идей и формулировании новых выводов и предложений, реализация которых позволит сделать сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы более привлекательными для сельских тружеников организационно-правовыми формами.
Сельское хозяйство, 2020-2
Мельников Н.Н. - К вопросу о понятии и характеристиках многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения c. 42-47

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.2.33843

Аннотация: Особое внимание в статье уделено понятию, характеристикам и специфике многоконтурных земельных участков сельскохозяйственного назначения. В правоприменительной практике многоконтурный земельный участок выступает объектом земельных отношений, при этом нормативная база РФ характеризуется существенными пробелами в регулировании режима данного участка. В частности, Земельный кодекс РФ и другие положения действующего законодательства не содержат норм о понятии многоконтурного участка, порядке его образования и правовом режиме. Особенности режима многоконтурных сельскохозяйственных земельных участков также характеризуются неполнотой правового регулирования. Пробельностью характеризуется вопрос о допустимости пересечение границ многоконтурного земельного участка с границами населенных пунктов и (или) муниципальных образований, что может привести к размещению частей многоконтурного участка в составе разных категорий земель и в свою очередь свидетельствует о существовании проблемы отнесения многоконтурного земельного участка к землям нескольких категорий.   В статье анализируются ряд дискуссионных вопросов, в том числе о многоконтурном участке как объекте прав и экономической потребности образования таких земельных участков в отсутствие законодательно установленных критериев. Практике известны примеры отождествления части многоконтурного участка с обычным земельным участком, что затрудняет разграничение указанных объектов. Актуальным представляется вопрос о целесообразности образования многоконтурных участков и внесения изменений в ЗК РФ и дополнения норм Кодекса положениями и соответствующем виде земельного участка.По результатам исследования сделан вывод о том, что недопустимости принадлежности отдельных частей многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения к различным категориям земель.
Сельское хозяйство, 2020-1
Редникова Т.В. - Сельскохозяйственное производство генетически модифицированной продукции как средство обеспечения продовольственной безопасности: европейский опыт правового регулирования c. 42-53

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.1.33298

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования применения генетически модифицированных организмов в процессе сельскохозяйственного производства в Европейском Союзе.Решение задач интенсификации сельскохозяйственного производства в первую очередь возможно путем применения новых современных интенсивных технологий растениеводства, животноводства и рыбного хозяйства, разрабатываемых в том числе и на основе новейших достижений биотехнологической отрасли. Одним из направлений интенсификации сельскохозяйственного производства является использование генетически модифицированных культур, что позволяет увеличить рентабельность выращивания растений, обеспечить их повышенную устойчивость к негативным климатическим условиям, возбудителям инфекционных заболеваний и др. Возможность применения таких технологий связана с необходимостью оценки их потенциального риска для окружающей среды и здоровья человека.   В Европейском союзе уже в течение почти 20 лет существует довольно развитая система нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты применения генетически модифицированных организмов в сельском хозяйстве. Однако их коммерческое использование в Европейском Союзе в силу различных причин (сложность администрирования, негативное отношение в обществе и др.) с течением времени не получило широкого распространения, а в большинстве государств-членов к настоящему времени было запрещено. С учетом европейского опыта автором делается вывод о необходимости применения иных методов интенсификации сельхозпроизводства, а запрет на коммерческое использование генетически модифицированных организмов при производстве продуктов питания оправдан в виду недостаточности научных данных об их безопасности для здоровья человека и окружающей среды
Сельское хозяйство, 2020-1
Степанова А.А. - Особенности правового регулирования сбора дикорастущих растений как вида предпринимательской деятельности c. 33-41

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.1.33299

Аннотация: Помимо заготовки древесины, законами России также предусмотрены иные виды лесопользования, оказывающих менее пагубное воздействие на лесные экосистемы. Леса нашей страны обладают высоким потенциалом дикорастущих лесных ресурсов. Спрос на данный вид продукции растет с каждым годом. Ягоды и орехи, экспортируемые из России, завоевали популярность на зарубежных рынках. В некоторых регионах страны сбор и заготовка дикоросов является народным промыслом, а также дополнительным источником доходов. В некоторых случаях, стоимость лесной недревесной продукции равна, а иногда и превышает стоимость древесины. Данная отрасль является экономически и социально значимой, а ее развитие будет способствовать занятости и повышению доходов населения, развитию регионов, созданию органического рынка в нашей стране. Законодатель считает необходимым развивать и поддерживать предпринимателей, занимающихся заготовкой дикоросов.   Но, на сегодняшний день данная отрасль до сих пор является слабо развитой. Этому способствует недостаточно разработанная законодательная база, не учитывающая нюансов данной отрасли, путаница в полномочиях органов государственной власти, в ведении которых находится данная сфера предпринимательской деятельности, недоступность мер государственной поддержки для лиц, занимающихся заготовкой недревесных лесных ресурсов, сложность оценки потенциала дикорастущих лесных пищевых и лекарственных ресурсов на лесном участке, сложность узаконивания деятельности по заготовке и переработке дикоросов, отсутствие средств для глубокой переработки дикоросов, а также ряд экологических, экономических и социальных факторов. В статье проанализированы проблемы, которые являются преградой для развития данной отрасли предпринимательской деятельности по заготовке лесных пищевых ресурсов и лекарственных растений и предложены возможные пути их решения.
Сельское хозяйство, 2020-1
Попова О.В. - Правовое регулирование сельскохозяйственного страхования c. 25-32

DOI:
10.7256/2453-8809.2020.1.33300

Аннотация: Развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, которое названо в качестве основного направления государственной поддержки сельского хозяйства, развития сельскохозяйственных территорий, осуществляется только в форме государственного субсидирования страховой премии, что не может быть оценено как достаточное. Концепция дальнейшего развития системы страхования рисков не выработана. При этом необходимость развития правового института сельскохозяйственного страхования в условиях меняющегося климата становится все более очевидной. Предлагается дальнейшее развитие сельскохозяйственного страхования не только через систему субсидирования части затрат на оплату страховой премии, но также путем развития страховой кооперации, увеличения вариативности страховых продуктов.   Кроме того, поднимается вопрос о необходимости создания прозрачной системы компенсационных выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.Функциями государства являются функции обеспечения национальной безопасности, а значит и продовольственной безопасности, а значит, и обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций. Возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям при крупномасштабных стихийных бедствий и природных катаклизмов должно осуществляться из средств федерального бюджета либо при его поддержке. Невозможно с точностью предугадать, сколько денег потребуется на ликвидацию последствий, этот вопрос должен быть подвергнут экономическому анализу и даже междисциплинарному научному исследованию. Но это вопрос государственной важности, и организация таких исследований также должна быть функцией государства.
Международное право, 2019-4
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Влияние политики международных организаций относительно исследований генома человека на развитие законодательства зарубежных стран c. 27-34

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.4.30942

Аннотация: Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие вопросы исследования и редактирования генома человека и их влияние на развитие национального законодательства разных стран. Авторами проводится анализ правоприменительной практики Европейского суда по правам человека, ряд решений которого был принят с учетом положений международных правовых актов в сфере проведения геномных исследований, в частности Конвенции Овьедо. В статье определены существующие в международном сообществе подходы к правовому регулированию репродуктивного клонирования человека и перспективы их трансформации. На основе проведенного сравнительно анализа правовых подходов к регулированию геномных исследований на международном уровне их влияния на формирование национального законодательства в исследуемой сфере, авторы приходят к следующим выводам. Международные правовые акты ориентируют государства на формирование правовой политики в сфере геномных исследований, созданию национальных нормативных актов, посредством которых, с одной стороны, дальнейшее развитие научного прогресса чрезмерно не ограничивалось, а с другой разрешались бы сопутствующие проблемы этического, правового и социального характера, а также в полной мере было обеспечено соблюдение прав человека. На международном уровне надо продолжить разработку правовых и этических вопросов в сфере геномных исследований с учетом всесторонней оценки рисков и многообразия существующих проблем.
Сельское хозяйство, 2019-3
Липски С.А. - Меры правового характера, обеспечивающие рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и некоторые другие аспекты современного соотношения норм аграрного и земельного права на федеральном и региональном уровнях c. 15-20

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32456

Аннотация: В настоящее время имеется ряд проблем соотношения норм аграрного и земельного права. Это относится к наличию взаимных отсылок, дублирования и пробелов в регулировании; к включению земельно-правовых норм в акты аграрного законодательства на федеральном и региональном уровнях. В статье дана общая оценка современного состояния этих отраслей на федеральном уровне. Также в ней рассмотрены характер их соотношения, наличие (или отсутствие) земельно-правовых норм в актах аграрного законодательства на федеральном и региональном уровнях. В процессе написания статьи были использованы общенаучные, специально-юридические, в том числе формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. В настоящий момент активно идет разработка законопроектов, обеспечивающих рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения (о землеустройстве, о мелиорации). Однако отмечается, что эти проекты имеют существенные недостатки. Обоснованы предложения по уточнению норм аграрного и земельного законодательства, обеспечивающих рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Сельское хозяйство, 2019-3
Самончик О.А. - Некоторые аспекты применения норм об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования c. 21-27

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32477

Аннотация: В статье проведен анализ применения норм об изъятии земельных участков для целей недропользования, при этом особое внимание уделено изъятию земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий и производственной основой обеспечения продовольственной безопасности страны. Подняты такие не урегулированные или нечетко урегулированные правом аспекты изъятия земельных участков, как недостаточность обоснования изъятия исключительно наличием у организации лицензии на пользование недрами; отсутствие учета интересов аграрной отрасли в сохранении ценных сельхозугодий при предоставлении участков недр в пользование и другие. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: формально-юридический, абстрактно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой Опираясь на анализ судебной практики, автор приходит к следующим выводам. Принудительное изъятие участков у добросовестных правообладателей должно быть обосновано наличием исключительной государственной или муниципальной нужды, неотложными общественными интересами. Соответствующее обоснование должно содержаться в ходатайстве организации-недропользователя об изъятии земельного участка, что следовало бы предусмотреть в главе VII.1 Земельного кодекса РФ, посвященной изъятию земельных участков для публичных нужд. Это требование в определенной мере препятствовало бы выбытию ценных земель сельскохозяйственного назначения из аграрного сектора экономики.
Сельское хозяйство, 2019-3
Тепляшин И.В., Богатова Е.В. - Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации c. 1-6

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32478

Аннотация: В статье рассматриваются правовые основы инноваций в аграрном секторе современной России, дается авторское определение аграрной правовой политики, устанавливающее статические характеристики данного вида политики и динамическое содержание деятельности государства в аграрной сфере. Авторы статьи предлагают установить ключевые параметры правовой инновации как определенной системы правовых средств и законодательных решений, призванных усилить правовое регулирование в социально-экономической, политической, управленческой и иных сферах государственно-правового развития. Также подчеркивается содержание правовой инновации в агропромышленном комплексе (АПК) России, которая обусловлена научно-техническими, географическими, биологическими особенностями развития территории, изменениями сельскохозяйственного товарооборота и основана на решениях преимущественно представительных органов власти. В процессе работы над статьей авторами были использованы формально-юридический, абстрактно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования. Исходя из особенностей правового регулирования в сфере сельскохозяйственных отношений, особенностей реализации продовольственной безопасности в современной России осуществляется классификация правовых инноваций в агропромышленном секторе экономики. Приводятся обоснования развития аграрного сектора экономики с учетом технических нововведений, системных технологических преобразований и реализации интересов отечественных сельхозпроизводителей. Предложения, направленные на претворение правовых инноваций в АПК, основываются на стратегии автономного и самодостаточного развития российского агропромышленного комплекса и рынка сельского хозяйства.
Сельское хозяйство, 2019-3
Владимиров И.А. - Правовые проблемы развития института аграрного предпринимательства c. 28-37

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32479

Аннотация: В процессе исследования было выявлено, что в настоящее время что современная юридическая наука не успевает за темпами развития реального производственного сектора, в том числе российской аграрной экономики, поэтому ученым остается лишь научно описывать объективно складывающуюся реальную действительность. Автор отмечает, что проблема правового регулирования аграрного предпринимательства усугубляется комплексным характером нормативного регулирования указанной сферы, в практике которого применяются нормы гражданского, предпринимательского, налогового, трудового, земельного, экологического и аграрного законодательства. Использование автором метода анализа правовых норм позволил автору выявить смысл правовой нормы и определить степень ее влияния на развитие общественных отношений, участниками которых являются субъекты аграрного предпринимательства. Сравнительно-правовой метод был использован для сравнения, характеристики и выявления особенностей правового статуса субъектов аграрного предпринимательства, а также для сравнения конституционно-правовых норм законодательства зарубежных государств, регулирующих предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве. Изучены труды зарубежных авторов по исследуемой тематике. На основе анализа трудов зарубежных авторов по исследуемой тематике, а также трудов российских ученых, автором обоснована концепция правового регулирования аграрного предпринимательства. Предложены авторские определения понятий «аграрное предпринимательство», «субъект аграрного предпринимательства», «правовое регулирование аграрного предпринимательства», «сельскохозяйственная организация». Определены теоретические основы института правового регулирования аграрного предпринимательства.
Сельское хозяйство, 2019-3
Редникова Т.В. - Генетические ресурсы растений в сельском хозяйстве: проблемы правового регулирования. c. 7-14

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.3.32534

Аннотация: Сохранение генетических ресурсов растений является важной составляющей в решении задач обеспечения продовольственной безопасности каждого государства. Отдельное внимание в статье уделяется анализу применения банков генетических ресурсов растений как одного из эффективных методов сохранения генетического разнообразия как культурных, так и дикорастущих растений. Для сохранения генетических ресурсов растений in situ играют такие традиционно существующие институты, как ботанические сады и и особо охраняемые территории с природоохранными режимами различной степени жесткости. При написании статьи были использованы общенаучные, специально-юридические, в том числе формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования для анализа состояния правового регулирования обращения с генетическими ресурсами растений как на международном, так и на национальном уровне. Научные достижения в области генетических исследований развиваются опережающими темпами. Правовое регулирование в сфере обращения с генетическими ресурсами растений нуждается в значительном совершенствовании. При разработке законодательства в данной сфере необходимо учитывать ее междисциплинарный характер и опираться на опыт ученых и практиков, осуществляющих деятельность как по обращению с генетическими ресурсами растений, так и в других областях генетических исследований. Законодательство в сфере обращения с генетическими ресурсами, в том числе и создания генетически измененных организмов с заданными свойствами должно быть максимально комплексным, а также обеспечивать всестороннюю оценку возможных рисков для окружающей среды и здоровья человека, а также унифицированные подходы к организации проведения научных исследований в данной сфере.
Полицейская и следственная деятельность, 2019-2
Редникова Т.В., Аверина К.Н. - Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации c. 40-47

DOI:
10.25136/2409-7810.2019.2.29872

Аннотация: Предметом исследования статьи являются проблемные аспекты уголовно-правовой охраны особо охраняемых территорий в Российской Федерации. В статье кратко рассматривается эволюция законодательства в данной области, а также действующие нормы законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, регламентирующие создание особо охраняемых территорий, формирование их правовых режимов, являющихся объектом преступных посягательств в соответствии со ст. 262 УК РФ. Статья посвящена поиску проблемных моментов в правоприменительной практике указанной нормы, а также поиску путей ее совершенствования. Выводы, полученные в ходе написания статьи, основываются на результатах анализа международного, российского и зарубежного законодательства в сфере охраны окружающей среды, биологического разнообразия и его компонентов, регламентирующего использование особо охраняемых территорий, а также практики применения норм уголовной ответственности за посягательства на режим особо охраняемых территорий и природных объектов. Меры юридической ответственности являются традиционным инструментом, имеющим с одной профилактическое воздействие, предостерегающее от противоправного поведения, с другой стороны, обеспечивающих пропорциональное тяжести совершенного деяния наказание. Отсутствие в действующем законодательстве четко определенных критериев значительности ущерба, причиняемого особо охраняемым природным территориям, значительно затрудняет правоприменение ст. 262. Представляется целесообразным конкретизация критериев значительности ущерба в примечании к указанной статье. Представляется необходимым упорядочение подходов к квалификации преступлений, совершаемых на особо охраняемых природных территориях, в том числе и по единообразному применению совокупности норм.
Сельское хозяйство, 2019-2
Землякова Г.Л. - О порядке исчисления сроков неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии c. 39-46

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.2.32449

Аннотация: Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие порядок исчисления сроков неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которые позволяют органам государственной власти применить процедуру его изъятия у недобросовестного собственника. В связи с этим автор произвел ретроспективный анализ норм закона, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, учитывая все этапы, когда происходило внесение в него изменений, выявил недостатки правового регулирования данной сферы, препятствующие вовлечению земельных участков в сельскохозяйственный оборот. В исследовании применялись такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также следующие частнонаучные методы: историко-правовой, формально-юридический. Автором сделан вывод о том, что неоднократно вносимые изменения в статью 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» конкретизировали нормы, регулирующие процедуру изъятия неиспользуемых по назначению земельных участков у собственников. Тем не менее, это не позволило кардинально решить проблему неиспользования пригодных для сельскохозяйственного производства земель.
Сельское хозяйство, 2019-2
Куделькин Н.С. - Правовая охрана растений от вредных организмов c. 33-38

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.2.32451

Аннотация: Автором исследованы вопросы правовой охраны растений от вредных организмов, в том числе и от чужеродных видов, инвазии которых являются серьезной угрозой для биоразнообразия. Такое положение дел определяет сложный объект исследования, которым являются отношения, возникающие в сфере охраны растений от вредных организмов. Проблема охраны растений от вредных организмов имеет комплексный характер, поскольку угрожает как культурным растениям, так и лесам и растительному миру вне лесов. Данные отношения регулируются на международном и национальном уровне. При написании статьи использовалась система различных методов, логических приемов и средств познания: общенаучные, специально-юридические, в том числе формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. В настоящее время в России для обеспечения надлежащего уровня охраны культурных растений от вредных организмов, не являющихся карантинными объектами, существует потребность развития законодательства о защите растений. Такая проблематика может быть урегулирована как в самостоятельном законе, так и совместно с вопросами, связанными с карантином растений. Актуальной для Российской Федерации является необходимость разработки и принятие закона «О растительном мире», в котором особое внимание следует уделить вопросам, связанным с охраной растительного мира вне лесов, в том числе и их защите от вредных организмов. Отмечается, что в целях повышения эффективности борьбы с вредными организмами в лесах предлагается разрешить применение токсичных веществ для борьбы с вредными организмами в случаях, когда использование других средств не эффективно, а возможный риск от применения токсичных веществ ниже ожидаемого полезного эффекта.
Сельское хозяйство, 2019-2
Каспрова Ю.А. - Проблемы преподавания дисциплины «Аграрное право» в высших учебных заведениях c. 28-32

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.2.32452

Аннотация: Предметом исследования являются особенности преподавания дисциплины «Аграрное право» в высших учебных заведениях, ориентированных на подготовку бакалавров в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Автор рассматривает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), образовательные стандарты учебных заведений, получивших право их самостоятельной разработки, и учебные планы ряда высших учебных заведений на предмет наличия в них дисциплины «Аграрное право». Также уделяется внимание фонду актуальной учебной литературы по данной дисциплине. В качестве методов исследования для выявления существующих проблем применялись методы анализа, наблюдения, описания, формально-юридический метод, правосоциологический метод. Основными выводами исследования является следующее. Во-первых, в специализированных аграрных университетах, даже при наличии юридического факультета, «Аграрное право» зачастую не преподается на уровне бакалавриата. Выдвигается предложение об обязательности дисциплины «Аграрное право» в профильных высших учебных заведениях (в первую очередь в тех, которые подведомственны Министерству сельского хозяйства РФ). Во-вторых, отмечается низкая мотивация студентов при изучении данной дисциплины. В-третьих, по дисциплине «Аграрное право» подготовлено недостаточное количество актуальных учебников.
Сельское хозяйство, 2019-2
Воронина Н.П. - Сельскохозяйственная кооперация: проблемы правового регулирования c. 1-6

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.2.32453

Аннотация: В современных условиях импортозамещения и увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции важное значение приобретает надлежащее правовое обеспечение сельскохозяйственной кооперации как механизма, позволяющего объединить экономические возможности и разделить риски субъектов сельскохозяйственной деятельности. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что сельскохозяйственная кооперация представляет сложный социально-экономический механизм, решающий не только экономические, но и социальные проблемы. Законодательное регулирование сельскохозяйственной кооперации имеет множество правовых подходов. Но в большинстве стран правовое регулирование носит специальный характер. Это позволяет отразить правовые особенности сельскохозяйственных кооперативов и сформировать механизм государственной поддержки. В современных условиях предлагаемой унификации законодательства о кооперативах обоснован вывод о наличии объективных предпосылок сохранения Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Вместе с тем, данный нормативный правовой акт не лишен недостатков. Предметом исследования является законодательство о сельскохозяйственной кооперации. Методы исследования – сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой. В настоящей статье через призму анализа российского дореволюционного, советского законодательства, отечественной и зарубежной доктрины сельскохозяйственной кооперации выявлены проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации и сформулированы авторские предложения по совершенствованию правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Это позволили прийти к выводу о том, что отразить особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов как субъектов сельскохозяйственной деятельности возможно только путем дифференцированного правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Вместе с тем недостатки правового регулирования требуют новой редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Сформулированы авторские предложения по совершенствованию Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2018-2
Редникова Т.В., Куделькин Н.С., Ма С. - Государственная политика России и Китайской Народной Республики в сфере охраны окружающей среды Арктики: перспективы международного и двустороннего сотрудничества c. 17-31

DOI:
10.7256/2454-0633.2018.2.25919

Аннотация: В условиях экономической глобализации и интеграции актуальные проблемы обеспечения устойчивого развития региона могут быть решены исключительно путем международного и межгосударственного сотрудничества. В статье проводится анализ положений государственной политики России и Китая в сфере охраны окружающей среды Арктики, ее целью является поиск направлений совместной деятельности этих стран. Анализ положений российской государственной политики в Арктике показал, что признание на самом высоком уровне серьезных экологических угроз свидетельствует о намерении их преодоления. Российская политическая доктрина содержит широкий круг мер по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития региона. Заявленная цель может быть достигнута исключительно путем совершенствования системы правового регулирования всех видов деятельности в Арктике. В статье анализируются положения Белой книги «Арктическая политика Китая» в сфере охраны окружающей среды, посвященные участию Китая в решении экологических проблем региона. При сравнении политических доктрин России и Китая в сфере охраны окружающей среды Арктики, отмечается сходство содержащихся в них целей и задач. На современном этапе наиболее актуальными представляются такие проблемы, как борьба с загрязнением окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, сохранение арктических экосистем, борьба с глобальным потеплением. Сотрудничество между странами может осуществляться как на основе международных, так и двусторонних соглашений. В целях обеспечения интересов Российской Федерации в Арктике, представляются целесообразными разработка и подписание отдельного регионального двустороннего соглашения, посвященного проблемам охраны окружающей среды Арктики.
Политика и Общество, 2011-1
Редникова Т.В. - Правовое обеспечение охраны окружающей среды в городских населенных пунктах (рецензия)
Аннотация: Статья содержит рецензию на книгу Л.Н.Чолтян "Правовое обеспечение охраны окружающей среды в городских населенных пунктах". В книге исследуются правововые нормы, регулирующие охрану окружающей среды в городских населенных пунктах, практическая их реализация, формируются ведущие направления обеспечения охраны окружающей среды в городских поселениях в современных условиях.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2010-12
Редникова Т.В. - Актуальные проблемы правового регулирования обращения с генетическими ресурсами: зарубежный опыт реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии.
Аннотация: Конвенция о биологическом разнообразии была принята в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года. Основными ее целями являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. Рецензируемая монография посвящена обзору и анализу опыта практической реализации ее положений, касающихся оборота генетических ресурсов и использования традиционных знаний в различных странах и континентах. Она представляет интерес для российского читателя, интересующегося проблемами правового регулирования обращения генетических ресурсов не только на территории нашей страны, но и во всем мире.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2010-9
Редникова Т.В. - Правовой режим территориальной охраны морской среды (рецензия)
Аннотация: Статья содержит рецензию на книгу М.М.Каленченко "Правовой режим территориальной охраны морской среды". В данной книге описаны различные подходы к территориальной охране морской среды, применяемые зарубежными государствами и международными организациями, проблемы и пути реализации международного опыта при создании морских особо охраняемых природных территорий. Книга содержит анализ основ международно-правового режима морских пространств, а также проводит анализ международных договоров, предусматривающих механизмы территориальной охраны морской среды.
Право и политика, 2009-12
Редникова Т.В. - Формирование и реализация Интегрированной политики в области производства продукции в ЕС на национальном уровне на примере Дании.
Аннотация: В статье рассматривается реализация Данией Интегрированной политики производства и оборота продукции, выдвинутой Европейской Комиссией. Данная политика направлена на сокращение воздействия на окружающую среду товаров и услуг в процессе их жизненного цикла путем использования набора политических инструментов, применение которых должно сделать рынок товаров более «эколого-дружелюбным» при помощи регулирования не только сферы их производства, но и потребления.
Право и политика, 2009-11
Редникова Т.В. - Поздравление О.Л.Дубовик с 60-летним юбилеем
Аннотация: Юбилей 22 ноября 60 лет
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"