по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Жеребятьев Денис Игоревич
Историческая информатика, 2023-2
Жеребятьев Д.И., Пимонова Д.А. - Виртуальная реконструкция малых архитектурных форм Богородицкого дворцово-паркового ансамбля усадьбы графов Бобринских конца XVIII века c. 102-128

DOI:
10.7256/2585-7797.2023.2.43509

Аннотация: Статья посвящена виртуальной реконструкции малых архитектурных форм Богородицкого парка усадьбы Бобринских. Помимо уникального архитектурного ансамбля, это место славилось своим парком, а все благодаря его создателю – управителю усадьбы Андрею Тимофеевичу Болотову. Именно А.Т. Болотов оставил подробнейшие воспоминания о строительстве паркового ансамбля, а также целый альбом с зарисовками видов парка, что позволяет нам в настоящие дни представить красоту и величие усадьбы. В центре внимания виртуальной реконструкции наиболее красивая часть парка, которая находилась к северо-западу от дворца, ближе к берегу Большого пруда.   В статье рассматриваются особенности строительства парка и возникшие трудности при создании объектов малых архитектурных форм. Подробно разбираются методы и технологии компьютерного моделирования, применяющиеся при создании трехмерной исторической реконструкции малых архитектурных форм, рельефа парка, водоемов и зеленых насаждений на основе исторических источников. Работа содержит исследование по истории строительства парка усадьбы Бобринских, его развития после отставки управителя А.Т. Болотова, развития и восстановления в ХХ – ХХI вв., дается обзор исторических источников, в том числе материалы проекта ООО «Реставрация и архитектура» 2014 года, которые позволяют восстановить исторический облик дворцово-паркового ансамбля усадьбы.
Историческая информатика, 2022-4
Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. - Виртуальная реконструкция типовых железнодорожных станций Великого Сибирского пути конца XIX - начала XX вв. c. 84-102

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.4.39524

Аннотация: Статья посвящена вопросам сохранения культурного наследия, связанного со строительством и функционированием в конце XIX – начале ХХ вв. Великого Сибирского пути (позднее названного Транссибирской магистралью – Транссибом). Транссиб – крупнейший инфраструктурный проект Российской империи, созданный на бюджетные средства государства в 1891-1916 гг. Важной задачей строителей магистрали было и создание ее инфраструктуры, включая строительство станций со всеми необходимыми строениями и сооружениями. На небольших станциях (а их было большинство) пассажирские здания были оригинальными деревянными строениями, представлявшими интерес с архитектурной и функциональной точек зрения. Практически все они утратили свой первоначальный облик, характеризующийся «русским стилем» рубежа XIX-ХХ вв. Цель данной статьи – создать виртуальную реконструкцию пассажирских зданий (а также и других строений), стоявших на небольших станциях Великого Сибирского пути. Подробно рассмотрена источниковая база для создания 3D-моделей типовых строений железнодорожных станций магистрали, включающая чертежи этих строений, фотографии периода их строительства и более позднего периода, современные спутниковые Яндекс-снимки, а также текстовые описания объектов виртуальной реконструкции. Представлены 3D-модели пассажирских зданий и других строений железнодорожных станций, приводится их визуализация на онлайн платформе Twinmotion Cloud; она доступна для просмотра по QR-кодам на мобильных устройствах и для персональных компьютеров на любой операционной системе.
Историческая информатика, 2019-2
Жеребятьев Д.И., Маландина Т.В. - Виртуальная реконструкция интерьера Малого (Нижнего) кабинета императора Николая I в Зимнем дворце в 1850-1855 годах c. 159-200

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.30086

Аннотация: В современную эпоху высоких информационных и компьютерных технологий поиск путей решения проблемы сохранения историко-культурного наследия получил новые возможности для развития и претворения в жизнь. Историческая 3D реконструкция интерьера является задачей иного рода, нежели 3D-реконструкция монастырей, дворцово-парковых ансамблей или исторической городской застройки. Рабочие кабинеты великих исторических деятелей воплощают в своем облике их образ жизни, личностные особенности, характер деятельности и те внутренние изменения, которые человек рано или поздно переносит, в том числе и на окружающую его пространственную среду. В статье подробно обсуждается методика виртуальной реконструкции облика интерьера «Нижнего» кабинета Николая I в Зимнем дворце в 1850-1855 годах с помощью технологий дополненной реальности и панорамного видео. Тема исторической виртуальной реконструкции интерьера чаще возникает в контексте музейного дела b является на сегодняшний день крайне мало разработанной, в то время как работа с интерьерами как отражением человеческой личности имеет не меньшее значение для развития исторической науки, чем внешняя архитектурная реконструкция.
Историческая информатика, 2018-3
Борисова С.В., Карташов С.А., Жеребятьев Д.И., Тришин И.Г., Мироненко М.С., Дрыга Д.О. - Сохранение культурного наследия домонгольской Руси: реконструкция утраченных сюжетов каменных рельефов Георгиевского собора XIII в. c. 51-75

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.3.27576

Аннотация: Белокаменный Георгиевский собор – один из самых известных памятников домонгольского каменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XIII в. Уникальной особенностью собора является белокаменный резной декор, в сюжетах которого прослеживается христианская иконография, языческие образы и растительный орнамент. В XV веке собор обрушился и был восстановлен, однако целостность каменных рельефов была утрачена. Впоследствии рельефы были восстановлены мастерами архитектора Василия Ермолина в произвольном порядке, что, скорее, усложнило задачу реконструкции их должного расположения. В ходе перестройки храм стал ниже, потерял свои изначальные пропорции и уникальный орнамент. Часть рельефов была утеряна, другая оказалась в труднодоступных местах. Некоторые каменные рельефы можно найти в кладке собора под крышей храма или в колоннах; внутри здания находятся рельефы, не использованные мастерами при воссоздании храма. Неоднократно разными исследователями предпринимались попытки реконструкции собора, но разрозненность рельефов и их множественные повреждения затрудняли проведение такого рода работ. Современные информационные технологии, включающие в себя лазерное сканирование, фотограмметрию, программы 3D моделирования и BIM, открывают новые перспективы для решения задачи реконструкции первоначального облика собора и утраченных древних сюжетов, а также для проверки существующих гипотез реконструкции собора. Оцифровка каменных рельефов позволяет исследователю работать с рельефами в цифровом формате, не нарушая текущей целостности самого объекта. Одним из результатов стала разработанная авторами программная среда для систематизации каменных рельефов. В данной среде авторами была проведена реконструкция ряда утраченных мифических и библейских сюжетов каменных рельефов, расположенных на стенах собора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.