по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Эльзессер Анастасия Сергеевна
Психолог, 2020-5
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Эльзессер А.С. - Методологические основания разработки системного подхода в прикладной психологической диагностике пациентов с социально значимыми заболеваниями c. 45-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33729

Аннотация: Теоретическим предметом исследования является личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Целью настоящего исследования стало определение методологических оснований для выбора универсального набора психодиагностических методик для пациентов с социально значимыми заболеваниями. Произведен теоретический анализ результатов современных отечественных и зарубежных психологических эмпирических исследований, позволяющих описать личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Осуществлена систематизация данных на основе биопсихосоционоэтической модели, предложенной Г. В. Залевским, которая выделяет составляющие психологической диагностики и психологической работы в соответствии с компонентами функционирования психики: Я телесным, Я социальным, Я актуальным, Я духовным. Определено, что современные исследования, как правило, раскрывают 1-2 компонента структурного Я психики. Предложена совокупность методов, которые могут быть положены в основу системного психодиагностического исследования личности пациента с социально значимыми заболеваниями. Предложено использовать для выявления Я актуального, Я социального и дезадаптивных черт: Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик; для изучения аспектов Я актуального: Стратегии совладающего поведения (ССП), Индекс жизненного стиля (LSI), Интегративный тест тревожности; Шкала депрессии Бека; для Я социального: Шкала субъективного ощущения одиночества в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS); для Я духовного: Реконцептуализированный тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; для Я телесного: Гиссенский опросник соматических жалоб. Предложенный набор методик позволяет осуществить системно-структурный принцип, добиваясь целостной картины функционирования психики в диагностики пациента.
Психолог, 2020-3
Кадыров Р.В., Эльзессер А.С., Бартковская Н.С. - Тревожность пациента на разных этапах генеза инфаркта миокарда c. 75-86

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32992

Аннотация: Предметом исследования является тревожность у лиц на разных этапах генеза инфаркта миокарда (ИМ). В настоящее время получены данные, подтверждающие, что высокий уровень тревожности вносит вклад в заболеваемость, рецидивы и неблагоприятное течение инфаркта миокарда как в совокупности с иными факторами риска, так и независимо от них. Однако вклад отдельных аспектов тревожности в рецидив инфаркта миокарда остается малоизученным, что делает актуальным определение компонентов тревожности на разных этапах возникновения данного заболевания. В статье представлены сравнительный анализ и описание уровня выраженности разных компонентов тревожности у следующих эмпирических групп: 33 лица без инфаркта миокарда в анамнезе, но входящих в группу риска по его возникновению; 29 пациентов, находящихся в течение 2-5 дней на стационарном этапе восстановления после инфаркта миокарда; 27 пациентов, прошедших постстационарный период реабилитации после инфаркта миокарда. В контрольную группу вошли 30 условно здоровых лиц. Применялся тест тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева на основе разработанной ими компонентной модели тревожности, U-критерий Манна-Уитни для обработки данных. Основные выводы исследования включают следующие положения. 1) Компоненты тревожности: астенический, фобический, компонент эмоционального дискомфорта выражены у пациентов, перенесших инфаркт миокарда, а также у лиц, находящихся в группе риска по возникновению данного заболевания. Однако предположение о том, что вклад тревожности в генез инфаркта миокарда осуществляется через данные компоненты, требует дополнительного лонгитюдного исследования. 2) Проводимая в настоящее время реабилитация пациентов после инфаркта миокарда снижает лишь общий уровень ситуативной тревожности, практически не затрагивая те её составляющие, которые могут в дальнейшем провоцировать рецидив ИМ. 3) Пациентов с ИМ, находящихся на разных этапах заболевания, в том числе после реабилитации, отличает высокая личностная тревожность. В программы профилактики и реабилитации ИМ рекомендуется включать те подходы психологической коррекции, которые позволяют с доказанной эффективностью снижать уровень личностной тревожности в долговременной перспективе, такие как краткосрочная когнитивно-поведенческая психотерапия.
Психолог, 2019-3
Эльзессер А.С., Капустина Т.В. - Проблема диагностических возможностей психологических методик: современное состояние c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.3.30013

Аннотация: Предмет статьи - диагностические возможности психологических методик. Данный термин, несмотря на частое употребление, не имеет четкой структуры и принимает различные значения от статьи к статье. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как применение термина «диагностические возможности» в отечественных эмпирических исследованиях; структура понятия «диагностические возможности» психологических методик; современное состояние проблемы широкого задействования ненадежных психодиагностических методик в практической деятельности психолога, причины данной проблемы и способы её преодоления. Произведен теоретический анализ применения термина «диагностические возможности» в последних отечественных эмпирических исследованиях. Рассмотрены объективные причины распространения ненадежных психодиагностических методик. Основные выводы исследования включают следующие положения. 1) В научном психологическом познании наблюдается диалектика теории и практики: границы «диагностических возможностей» определяет заложенная в психодиагностическую методику теоретическая модель психического феномена, которая, в свою очередь, выстраивается на основе актуальных эмпирических данных. 2) В структуру понятия «диагностические возможности» входят: «измеряемые» эффекты и диагностические признаки; применимость для выборки и задач; наличие эталонных образцов для интерпретации; надежность, обоснованность, валидность. Понятие «диагностические возможности» тождественно понятию «психометрические свойства». 3) Объективные причины широкого распространения ненадежных методик: использование устаревших методик; доступность методик; использование методик специалистами непсихологических направлений; механическое использование интерпретатора методики специалистами-психологами. 4) Намечены пути преодоления данной проблемы: привлечение студентов к психодиагностическим исследованиям кафедр; выработка профессиональным сообществом психодиагностов механизма распространения методик; размещение предупреждений о возможном вреде самодиагностики онлайн, повышение доступности онлайн-консультаций; приращение понимания методологических оснований психодиагностического исследования у специалистов-психологов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"