по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Беляева Татьяна Николаевна
Филология: научные исследования, 2023-12
Беляева Т.Н., Гусева Н.В. - Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба») c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.12.69197

Аннотация: В данной статье представлен анализ романа «Пÿрымаш» («Судьба») одного из талантливых прозаиков марийской литературы начала XXI века Михаила Прокопьевича Павлова. В 1999 году за его издание он стал лауреатом республиканского периодического журнала «Ончыко». А в 2011 году Совет Программы родственных народов Эстонии совместно с Ассоциацией финно-угорских литератур присудил Михаилу Прокопьевичу Павлову Литературную премию в категории художественные прозаические произведения за сборник «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки»), куда вошел и данный роман. Несмотря на высокую оценку творчество национального прозаика остается малоизученным. Писатель раскрывает драматические события указанного периода: репрессии 1937-х гг. и тяжкая доля членов семей репрессированных, жизнь «за решеткой», трагические события Великой Отечественной войны, нелегкие послевоенные годы и перестроечное время (1970-1990-е гг.). Использование культурно-исторического метода исследования позволило проанализировать историю марийского народа XX века через призму судеб его героев. Убедительно показана внешняя и внутренняя борьба персонажей за свободную и счастливую жизнь, хорошо раскрыты характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией, показан менталитет народа. Прозаику удалось раскрыть внутренние переживания политзаключенных, суть самой правоохранительной системы страны советов, объяснить причину тяжелой жизни «врагов народа» и их семей. В центре внимания писателя – идейно-нравственный поиск героем истины, добра, справедливости, личного счастья и благополучия. Поэтому повествование весьма психологично. Писатель приводит к мысли, что главными мерилами человеческой жизни и устоев общества остаются такие качества как чувство справедливости, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и взаимопонимание, умение любить и жертвовать собой во имя этого чувства.
Litera, 2023-12
Беляева Т.Н., Гусева Н.В. - Система персонажей в романе марийского писателя М. Шкетана «Эреҥер» («Эренгер») c. 79-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.12.69259

Аннотация: Данная статья посвящена анализу соотнесенности персонажей друг с другом, их индивидуальной характеристике в одном из первых крупных прозаических произведений марийской литературы – в романе Якова Павловича Майорова (псевдоним Шкетан) «Эренгер» (1933). Выявлены художественная значимость литературных героев в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, его проблематики, способы выражения характеров (портретное описание, внутренние диалоги, монологи и т.д.). Такие герои, как Эвай Петр, Ванька Савельев, Веруш, Орина, Шамрай Шумат, Клавдия Алгаева, Якуш Ведыр, находясь в центре внимания прозаика и обладая твердым характером и сильной волей, активно преображают действительность. Через действия, совершаемые поступки, внешние и внутренние проявления личности главного героя Эвая Петыра выражена основная авторская концепция мира и человека в нем. В этом большом художественном полотне отразились история, быт, культура марийского народа начала XX века; духовный облик и характер советских людей. Использование культурно-исторического метода позволило проанализировать историю марийского народа указанного периода через призму судеб его героев. Писателю удалось раскрыть индивидуальное своеобразие черт характера каждого героя произведения, психологически тонко обрисовать его внутренний мир, мысли и переживания. Раскрывая судьбу типических героев разных социальных слоев: общественную формацию коммунистов (Эвай Петр, Шамрай, Сакар, Шимай Егор), сельскую интеллигенцию (Клавдия Алгаева, Вачай, Яндышев), кулаков и торговцев (Якуш Ведыр, Кури Микал, Карантай Миклай, Карантай Каре, Сардай Серге, Герман Ведыр, братья Жмаковы), бедных крестьян, первыми поддержавших советскую власть (Окшак Микита, Лыривон Кузьма, Шайык Семон, Микитан Вома) и т.д., М. Шкетан повествует о жизни марийского народа в период до октябрьской революции 1917 года и в первое десятилетие Советской власти. Широкий охват общественно-политических, социальных проблем и глубокое освещение жизненных процессов во всей сложности и многогранности, яркая система персонажей определили художественную значимость произведения. Главная особенность в изображении характеров героев романа в том, что их жизнь показана в творческой взаимосвязи: воздействуя друг на друга, меняя общественный строй, уклад жизни, они меняются сами.
Litera, 2023-11
Беляева Т.Н. - Идейный мир трилогии марийского писателя Н. Лекайна «Кӱртньӧ вий» («Железная воля»), «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны») и «Кугезе мланде» («Земля предков») c. 71-81

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.11.69034

Аннотация: Анализ тематики, проблематики, идеи и пафоса трилогии марийского писателя Никандра Лекайна (Еремеева Никандра Сергеевича) послужил основой данной статьи. В романах «Железная воля», «Земля предков» изображен процесс социального и национального возрождения ранее угнетенного марийского народа. Изображение событий начала XX века (столыпинская аграрная реформа, Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, НЭП) происходит через призму авторского мировоззрения. Писатель показывает, в каких условиях проходил процесс становления Советской власти, внедрения новой экономической политики, роста и формирования нового прогрессивного человека, преодоления в сознании народа мари пережитков прошлого. Роман бывшего фронтовика «В огне великой войны» раскрывает патриотизм и героизм многонационального советского народа, проявленный в борьбе с фашистскими захватчиками, в годы Великой Отечественной войны. Структурно-семантический метод исследования позволяет оценить, как идейный мир, авторское мировидение, так и его отдельные поэтические элементы (систему персонажей, композиционные особенности и т.д.). В марийском литературоведении данный аспект рассматривается впервые. Писатель последовательно раскрывает духовное перерождение главного героя Эчана в активного борца с самодержавным строем за права угнетенных; мотивы его поступков в деле укрепления Советской власти в марийском крае; деятельность коммунистической партии в построении нового советского общества. Через призму писательского внимания многосторонне изображается облик сопротивляющегося и борющегося советского воина (Геннадия Алексеева, Лашманова, Шубина, Ани, Виктора Сосновского, Жарова и др.); героические действия партизанских отрядов деда Евсея, Ивана Зуева в тылу врага; мучительная жизнь в оккупации жителей деревни Сосновка; жестокость немецких захватчиков; духовное убожество предателей (Тимки Прыгунова, его отца, Иона Рыженькова, Бородавки, волостного старшины Иоакимова). Трилогия Н. Лекайна эпически раскрывает исторические события конца XIX – середины XX вв.
Филология: научные исследования, 2023-11
Беляева Т.Н. - Жанр исторических романов о Великой Отечественной войне в марийской литературе в первые послевоенные годы. c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.11.69085

Аннотация: В данной статье анализируется становление и развитие жанра исторического романа в национальной словесности в первый послевоенный период. Объектом исследования послужили произведения марийских писателей Никандра Лекайна «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны», 1948) и Вениамина Иванова «Тутан» («Буря», 1965). Всеобщий народный патриотический настрой, героизм, решимость народа до конца вести борьбу с врагом выходят у Н. Лекайна на первый план. В произведении нет конкретного главного героя, объединяющего все сюжетные линии, в ней через отдельные поступки людей разных поколений представлен многонациональный облик советского народа. А в романе В. Иванова на первый план выдвигается судьба конкретной, индивидуализированной личности, его внутренние переживания. Вместе с тем прозаик выявляет в персонажах черты общественного: подчеркивает мужество, бесстрашие в борьбе с врагом и бескрайную человечность по отношению к родным и друзьям, гуманизм, патриотизм, доверчивость к людям и т.д. Историко-типологический метод исследования позволил выявить общие и специфическое в изображении драматических событий Великой Отечественной войны в марийской и литературах народов России. Проблема становления данного жанра в региональном литературоведении анализируется впервые. Сравнительное изучение исторических романов марийских писателей первого послевоенного периода позволило выявить, что расширение и углубление проблемно-тематического диапазона (тема тыловых будней в деревне, проблема дезертирства и предательства и т.д.) марийской словесности указанного периода наметило определенные сдвиги в изображении внутреннего мира характеров персонажей. Наметилась тенденция многопланового раскрытия социально-исторических и идеологических факторов формирования личности, психологически глубинного объяснения мотивов поступков героев. Н. Лекайну и В. Иванову удалось найти те жизненные конфликты, которые дали возможность психологически выверено изобразить диалектику души человека на войне, осмыслить истоки народно-патриотического подъема, показать глубинные процессы современной им действительности.
Litera, 2022-12
Беляева Т.Н. - Роль фольклора в формировании жанра сатирического романа (на материале марийской литературы первой трети XX века) c. 66-74

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.12.39402

Аннотация: В данной статье на материале марийской национальной литературы первой трети ХХ века рассматривается проблема фольклора и литературы. Предмет исследования - роль фольклорных традиций в формировании жанра сатирического романа. Показано влияние фольклорных образов-персонажей, жанров устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка и др.), их поэтики и стилистики на процесс формирования марийской национальной литературы, на рождение первого марийского сатирического романа – романа Н. В. Игнатьева «Савик». В таком научно-теоретическом аспекте данное произведение марийской литературы исследуется в региональном и отечественном литературоведении впервые. Метод исследования структурно-семантический, который позволяет увидеть комическую составляющую сатирического романа на уровне как жанрового его содержания, так и его поэтики. В статье доказывается, что именно фольклорный жанровый и образный интертекст способствует раскрытию сатирической проблематики романа «Савик»; основными сатирическими приемами и средствами в нем являются сарказм, специфическая номинация персонажей («говорящие имена), «звучащая» топонимика, пародия, комическая ситуация, преувеличение, специфические речевые приемы и др., многие из которых имеют фольклорную основу. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста, являются неотъемлемыми составляющими его поэтики и стилистики, тесно связаны с идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.
Филология: научные исследования, 2019-6
Беляева Т.Н., Рябинина М.В. - Историческое время в ценностном выражении в марийской драматургии ХХ–ХХI веков c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31477

Аннотация: 1) В данной статье в рамках изучения аксиологической парадигмы марийской национальной литературы впервые рассматривается историческое время в ценностном выражении в марийской драматургии ХХ–ХХI веков. Объектом исследования стали ключевые пьесы, анализ которых позволяет максимально реализовать цель данной статьи, а именно, выстроить динамику ценностной трактовки исторического времени и, в целом, исторической темы в марийской драматургии ХХ–ХХI веков, – это «Акпатыр» С. Чавайна (1935), «Алдиар» А. Волкова (1981), «Аксар ден Юлавий» («Аксар и Юлавий») К. Коршунова (1979), драматургическая трилогия Г. Гордеева «Князь Öртöмö», («Öртöмö он», 1995), «Болтуш» (1995) и «Не преклонюсь!» («Мый ом суко садак!», 2002), «Ший калык» («Серебряный народ») Л. Яндака (2010). 2) Методологию исследования определяют историко-типологический и структурно-семантический анализ произведений, что позволяет увидеть ценностные аспекты проблематики марийской драматургии ХХ–ХХI веков и способы их выражения в изображаемом историческом времени. 3) В статье доказывается, что, начиная с первых марийских пьес и заканчивая пьесами ХХI столетия, драматурги заостряют внимание на защите социальной и национальной свободы народа, на героическом самопожертвовании ради нее, актуализируя их как ценности исторического времени; значительное место в пьесах современных авторов занимает проблема единства народа (Г. Гордеев, Л. Яндак); драматургами подчеркивается характерная для всех сложных исторических эпох в жизни народа мари идея верности национальным традициям, в том числе религиозным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.