ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Семенова Анастасия Владимировна
Филология: научные исследования, 2017-3
|
Семенова А.В. - Дискредитация язычества в поэме М. М. Хераскова «Владимир» |
|
c. 27-40
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2017.3.23776
Аннотация: Предметом статьи является один из наименее изученных аспектов поэмы М. М. Хераскова «Владимир» – дискредитация язычников. В произведении Херасков уделяет много внимания язычникам, противящимся принятию христианства. Их точка зрения и доводы против новой веры важны в контексте внутренней борьбы Владимира, однако автор дискредитирует язычников, ставя под сомнение их аргументы. Поэт акцентирует отрицательные стороны культа, опираясь в целом на свидетельства историков, однако сгущая краски и домысливая ряд подробностей. С дискредитацией язычества связан фантастический план поэмы: силы добра и зла, посланники небес и ада вмешиваются в дела людей, оказывая поддержку христианам и язычникам соответственно. Язычество во «Владимире» уподобляется поклонению дьяволу, о чем свидетельствует отождествление Перуна с князем мира, а божеств, почитаемых киевлянами до принятия христианства, – с его приспешниками. Сопоставление поэмы Хераскова с историческими источниками позволяет выявить, в каких случаях поэт более или менее вольно интерпретирует исторический материал либо вносит в произведение вымышленные, в том числе фантастические, элементы с целью подчеркнуть приоритет христианства по отношению к язычеству. Новизна исследования заключается в том, что "Владимиру" посвящено мало работ, многие аспекты поэмы остаются неизученными, в том числе дискредитация язычества, о которой идет речь в настоящей статье. Мы пришли к выводу, что вымышленные подробности, частично обоснованные летописными свидетельствами или противоречащие им, накладываются на историческую основу поэмы, создавая эффект призмы, сквозь которую исторические события, в целом изложенные относительно достоверно, предстают в новом свете. Старая вера во «Владимире» дискредитирована, автор не оставляет возможности толковать выбор киевского князя как разрушение исконной культуры и насаждение чуждой, крещение Руси, напротив, спасает народ, оказавшийся на краю гибели.
Семенова А.В. - Историческая основа поэмы М. М. Хераскова «Владимир» |
|
c. 23-37
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2017.3.23947
Аннотация: В статье рассматривается историческая составляющая поэмы М. М. Хераскова «Владимир». Произведение на тему российской истории предполагает опору автора на исторические источники, переработку исторического материала. Вместе с тем поэма не должна быть достоверной, автор волен трактовать исторические события в соответствии с замыслом произведения. Необходимо также принимать во внимание жанровые признаки эпической поэмы, которые требовали от автора следовать традиции: подчеркивать размах и значимость описываемых событий. В статье предпринята попытка выявить соотношение истории и вымысла в поэме Хераскова. Сопоставление поэмы Хераскова с историческими источниками позволяет определить, в каких случаях поэт более или менее вольно интерпретирует исторический материал либо вносит в произведение вымышленные подробности. Херасков во «Владимире» выдерживает героический пафос, создает образ сильного врага, акцентирует подвиги главного героя, сгущает краски, создавая полноценное батальное полотно, заполняет имеющиеся в свидетельствах историков пробелы яркими деталями. Историчность в поэме отступает на второй план, но остается фундаментом, на котором строится сюжет произведения. Поэме «Владимир» посвящено немного работ, историческая основа произведения не изучена, что определяет актуальность нашего исследования.
|