по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Соколова Елена Станиславовна
Genesis: исторические исследования, 2018-7
Соколова Е.С. - О гносеологическом потенциале личностно-мировоззреческого фактора в историко-правовых исследованиях надсословной проблематики: (на примере политико-юридических реалий конца XVII - первой четверти XVIII в.) c. 7-25

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25905

Аннотация: Статья посвящена определению гносеологической значимости выявления детерменирующей роли российских политических элит Нового времени в институционализации российского самодержавия и становлении надсословного политического режима авторитарного типа. На основе синтеза политико-юридического, социокультурного и микроисторического подходов к изучению носителей правовой информации периода государственно-правовых преобразований Петра I прослеживается эволюция его теоретических взглядов на природу и сущность именных указов. По мнению автора, личная установка царя на активизацию режима законности происходила в результате взаимодействия «вотчинного» традиционализма, проникновения на российскую почву теоретико-правовых конструкций европейского Просвещения, основанных на доктрине государственного патернализма, и насущной потребности политической практики в формировании модели профессионального правосознания чиновничества, основанного на идеале «общего блага». На примере реконструкции доктринальных оснований, положенных в основу ряда сепаратных указов законодательного характера, нацеленных на модернизацию политико-юридической и административной практики Российского государства изучаемого в статье периода, автор приходит к выводу, что их патерналистская направленность была опосредована представлением об отсутствии правовых ограничений воли монарха-самодержца, свойственного старомосковскому правосознанию под воздействием комплекса исторических и социокультурных факторов. В результате прагматический интерес правительственной элиты к укреплению закона и законности способствовал не только возвышению монарха над подданными и формированию надсословной модели авторитарного политического режима, но и содействовал развитию правового нигилизма на разных уровнях общества, уставшего к началу 1720-х гг.от издержек петровской модернизации и вызванного ею кризиса политической системы Российской империи.
Genesis: исторические исследования, 2017-2
Соколова Е.С. - Самодержавный идеал в надсословных стратегиях Милославских и Нарышкиных: к вопросу о репрезентативной сущности некоторых нормотворческих инициатив конца XVII в. c. 55-84

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.17810

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования самодержавного идеала верховной царской власти в российском законодательстве конца XVII в. На основе герменевтической интерпретации широкого круга нормативно-правовых актов периода династического кризиса 1680-х – начала 1690-х гг., ознаменованного ожесточенным политическим соперничеством Милославских и Нарышкиных, автор приходит к выводу о фрагментарности ряда законодательных инициатив в области легитимации принципа единодержавия. Их ярко выраженный репрезентативный потенциал, в основном, преследовал узкопрагматические цели в области укрепления международно-правового статуса Российского государства и создания прочной социальной опоры неокрепшего самодержавия, становление которого происходило в условиях слабого юридического обеспечения на основе ценностных установок средневекового традиционализма. В частности, первостепенное внимание политической элиты конца XVII столетия привлекал поиск правовых средств для преодоления разнообразных дипломатических конфликтов, постоянно возникавших из-за нежелания большинства европейских держав придерживаться в церемониальной практике принципа равенства Московской Руси и Священной Римской Империи. Менее казуистичной и более последовательной оказалась законодательная политика царевны Софьи Алексеевны, а впоследствии и молодого Петра I, направленная на формирование социальной поддержки самодержавия, выступившего в качестве основного гаранта «правого» суда для всех свободных категорий российского населения и обеспечения некоторых корпоративных интересов. Помимо этого моделирование политико-правового имиджа российского самодержавия потребовало обращения на законодательном уровне к репрезентативным средствам визуально-мнемонического характера, заимствованным из арсенала церемониальной византийской практики и создающим иллюзию «закрытости» государева « верха» для рядовых подданных. Вопреки распространенному в историографии мнению о последовательном формировании российской самодержавной парадигмы на протяжении XVII в. автор статьи подчеркивает спонтанность большинства законодательных новелл в области легитимации единодержавной верховной власти. Их репрезентативное значение существенно повышалось в условиях борьбы за власть и прекращения деятельности Земских Соборов на фоне сохранения остаточных проявлений земской активности в переломные моменты существования Российского государства. Ту же смысловую нагрузку несло в себе обнародование судебных решений по делам о посягательствах на верховную власть и ее носителей, фигурантами которых являлись видные представители московской политической элиты конца XVII столетия. Таким образом, преемственность законодательной политики Романовых, направленной на юридическое обеспечение самодержавного идеала, коренилась не только в ее доктринально-идеологической основе, но и в социокультурных условиях государственно-правового быта, сохранявших свое политико-юридическое значение и в период реформ Петра Великого.
Genesis: исторические исследования, 2015-6
Соколова Е.С. - Культ Аполлона в греко-римской политико-юридической традиции: о мнемонических истоках формирования солярной семантики европейских монархий раннего Нового времени c. 420-447

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16407

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые мнемонические образы аполлонического культа, при помощи которых формировались политико-правовые аспекты греко-римской картины мира, включая представление о природе человека, общества и античного полиса как отражении универсального космического логоса. Реконструкция семантического смысла ряда культовых практик осуществляется на основе герменевтического анализа античного нарратива и мифо-поэтической традиции с целью выявления мемориальных кодов, при помощи которых происходила визуализация дуалистических концептов греко-римской онтологии, положенных в основу представлений античных интеллектуалов об упорядоченности вселенского начала и его координирующей роли в организации гражданского быта полисной общины. Особое внимание уделяется проблеме моделирования текстовых стратегий природного ландшафта храмовых садов и других посвященных Аполлону античных святынь в их визуально-репрезентативном контексте, существовавшем как неотъемлемая часть политической и правовой культуры античного гражданина. Ландшафтная среда, связанная с сакральными представлениями греко-римских интеллектуалов о взаимозависимости солярной, жизнеутверждающей ипостаси «лучезарного» бога и присущей ему темной хтонической силы, рассматривается с точки зрения ее мнемонического потенциала как овеществленный образ вечного логоса. Автор приходит к выводу о том, что по мере укрепления монархического начала греко-римской государственности полисемантическое начало аполлонического культа уступает место солярной символике, сыгравшей решающую роль в создании визуально-репрезентативных «сценариев» легитимации суверенитета верховной власти в европейских монархиях раннего Нового времени.
Genesis: исторические исследования, 2015-4
Соколова Е.С. - О роли церемониальных стратегий в легитимации российского самодержавия (XVII – первая четверть XVIII в.) c. 36-83

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15331

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления историко-правового потенциала исторической антропологии и некоторых мнемонических конструкций современной методологии гуманитарного исследования. Рассматриваются теоретико-исторические и институциональные основания историко-юридической реконструкции репрезентативных стратегий церемониального текста, при помощи которых осуществлялось моделирование семантических кодов идеологии самодержавия в Российском государстве XVII – первой четверти XVIII в. Автор анализирует культурно-историческую и политико-правовую основу коронационного церемониала и иных форм визуально-мнемонической саморепрезентации верховной власти. Церемониальный текст рассматривается как составная часть юридического дискурса, направленного на легитимацию династии Романовых и формирование в правосознании российских подданных имперской парадигмы мышления. Наряду с воссозданием мифологического компонента репрезентативных стратегий указанного периода прослеживаются основные формы трансляции мнемонических кодов верховной власти на массовую аудиторию. Анализируется репрезентативная функция нормативно-правовых актов, разработанных в качестве законодательного обеспечения церемониальных аспектов юридической политики российского самодержавия. На основе широкого круга официальных юридических текстов, отражающих преемственность ряда мифологем, ориентированных на моделирование самодержавного идеала, автор делает вывод об активной роли российской правительственной элиты в утверждении коллективных образов «исторической памяти» как на законодательном уровне, так и в рамках опосредованного законодательством политического пространства самодержавной России.
Genesis: исторические исследования, 2015-3
Соколова Е.С. - «Закон яко фортеция правды»: о теоретико-практических основах законодательной политики Петра Великого c. 345-366

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15151

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления основных концептов юридической стратегии Петра I в области утверждения верховенства закона. Петровская модель законности длительное время оценивалась в историографии как некритическое заимствование просветительской традиции германского протестантизма без учета старомосковских законодательных реалий, имевших место в законотворчестве первых Романовых. Показана взаимосвязь законодательных новелл Петровского времени с правительственными инициативами предшествующего периода, направленными на укрепление социально-политического имиджа самодержавной власти. Вопреки мнению об опосредованности режима законности в первой четверти XVIII столетия Северной войной законодательная политика Петра I рассматривается как средство заполнения институциональных «пустот», создававших препятствие для эффективной реализации самодержавной парадигмы верховной власти. Особое внимание уделено вопросу о степени влияния старомосковского традиционализма в регламентации отношений подданства на Петровский вариант «законной монархии». На основе сопоставления ряда именных указов рубежа XVII – XVIII вв. с последующей законодательной стратегией Петра I, обеспечивающей общеобязательность его именных указов, сделан вывод о наличии ярко выраженной диспропорции между идеологемой «государственного интереса», «партикулярными» потребностями сословий и формальным критерием верховенства закона в пользу личной воли государя-самодержца.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"