по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Владимир Геннадьевич
Философская мысль, 2024-3
Кузьмин В.Г. - К вопросу о существовании абстракций c. 30-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.44090

Аннотация: Исследуется данность абстракции. Она предусматривает бытие её релятивных состояний (данность экстенсиональная или интенсиональная). Анализируются некоторые виды абстракции, в частности, абстракция отождествления, изолирующая и др. Показано, что первая дана интенсионально, а вторая – экстенсионально. Делается вывод о том, что абстрагирование и идеализация – это две стороны одного процесса. Используется интервальная методология и феноменологический подход (в интерпретации А. Мейнонга). Отмечается, что для каждого «размера» интервала абстракции – а их всего три: «ситуация», «со-бытие» (совокупность предметно связанных ситуаций) и «универсум» – имеют место свои виды абстракций. В частности, абстракция конструктивизации дана в ситуации, а изолирующая – в со-бытии. В заключении делается вывод о том, что вопрос о существовании абстракций сам по себе некорректен. Существование объектов (конкретных или абстрактных) – это всего лишь один из многих модусов бытия объектов. Для абстрактных объектов характерен более слабый модус, чем для реально существующих. Существование, как одно из состояний данности, в модусной интерпретации само собой элиминируется. Уместнее говорить о бытии каких-либо объектов в ситуации (в со-бытии, в универсуме) с каким-то модусом для «Я» и/или для Другого (Других). Таким образом, абстрактные объекты бытийствуют в данности точно также как и любые другие, в том числе реально существующие.
Философская мысль, 2024-2
Кузьмин В.Г. - Релятивные состояния данности объекта: интенсиональность и экстенсиональность. Некоторые примеры из физики, математики и повседневности c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.2.40772

Аннотация: В статье исследуется данность объекта в ситуации. Такая данность обусловлена соответствующим актуальным (интенциональным) свойством, формирующим ситуацию с изучаемым объектом в акте внимания. В ситуации объект имеет свой способ бытия – модус. Модусы условно разделяются на сильные и слабые. В гносеологическом плане данность объекта в ситуации имеет два релятивных друг другу состояния, зависящие от положения познающего субъекта по отношению к этому объекту. В соответствие с этим, объект познаётся либо интенсионально, либо экстенсионально. Используется феноменологический подход. Показано различие внутреннего и внешнего наблюдателей в конституируемой ситуации. Такое разграничение происходит не вообще, а зависит от актуального свойства в ситуации. Акт познания привносит асимметричность в данность его релятивных состояний: одно из них будет актуальным (с сильным модусом), другое – только возможным (со слабым модусом) в той же самой ситуации. Такая асимметричность, в частности, проявляется в корпускулярно-волновом дуализме и выражается через принципы дополнительности и неопределённости. В частности, показывается, что принцип дополнительности указывает на двойственность данности объекта, выражаемую через его релятивные состояния, а принцип неопределённости указывает на разность модусов (сильный и слабый) этих состояний в одной и той же ситуации. В обоснование сказанного приводятся некоторые другие примеры из физики, а также из математики и повседневности.
Философская мысль, 2023-7
Кузьмин В.Г. - Абстрагирование объектов на примере понятия-концепта «цвет». Феноменологический аспект c. 9-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.40076

Аннотация: Исследуются особенности абстрагирования объектов в трёх различающихся по «размеру» сегментах реальности: «ситуация», «со-бытие» (ситуаций) и «универсум». При этом абстрагирование объектов может быть двух видов: «внутреннее» и «внешнее». В первом случае оно представляет собой идеализацию по внутренне присущему свойству, во втором случае – отвлечение от каких-то внешних аспектов, заданных в соответствующем сегменте реальности, в том регионе бытия, в котором объект имеет значение. Цель работы – выявить особенности абстрагирования объектов при феноменологическом подходе. Общая концепция обусловлена интервальной методологией. Отмечено, что при феноменологическом подходе характер абстрагирования целиком зависит от «размера» соответствующего сегмента реальности (в методологии – интервала абстракции).    Подробно излагаются представленные новации на примере понятия-концепта «цвет». Выявлено различие между понятием «цвет» (как результатом «внутреннего» абстрагирования) и концептом «цвет» («внешнего» абстрагирования). Разграничена роль конкретного цвета, категорий цвета и цветности в интендировании объектов цветовой реальности. Изучается абстрагирование цвета в различающихся сегментах реальности, в частности, конкретный цвет в «ситуации», категория цвета в «со-бытии» и, наконец, цветность в «универсуме». Выявлена особая роль серого (ахроматического) цвета в видении. Абстракция серого цвета играет большую роль в восприятии цветов как в обыденной жизни, так и в эстетике (живописи).
Философская мысль, 2021-10
Кузьмин В.Г. - Двухуровневость восприятия и модусы цвета. Контрастность и дополнительность цветов c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36358

Аннотация: Для «Я» цвет - это цветовой текст, структура, состоящая из двух элементов: внутреннего контекста (содержание: тон, насыщенность, яркость) и внешнего (условий, при которых цвет реализуется в ситуации: освещённость, близость и т. д.). В восприятии цвет актуализируется при наложении его содержания на условия реализации. В зависимости от соотношения указанных контекстов раскрываются способы бытия (модусы) цвета. Их три: видимый цвет, невидимый и бесцветный. Цель статьи: раскрыть модусы цвета, показать, как они связаны с контрастностью и дополнительностью цветов, отчего возникает двухуровневость восприятия цвета. В статье используются ситуационный и феноменологический подходы. Видимый цвет для «Я» имеет место при полном наложении внутреннего контекста на внешний. Невидимый цвет - при наличии внутреннего контекста и при отсутствии одного или нескольких факторов внешнего: нет освещения, нет контраста с окружающим фоном и т. д. Модус цвета «бесцветный» проявляется в случае, когда в ситуации не полностью задан внутренний контекст при наличии внешнего: нет тона, насыщенности или яркости. Цвет в модусе «бесцветный» – это ахроматический цвет. Сочетаемость отдельных цветов внутри цветового текста приводит к феноменам дополнительности и контрастности. Они связаны с модусами цвета. Имеют место два уровня восприятия цвета. Первый, фундаментальный, – это восприятие ахроматического цвета с градациями от ослепительно белого до исключительно чёрного. Серый цвет с разной степенью яркости присутствует в хроматических цветах (как «подложка»). Второй уровень – восприятие собственно хроматических цветов, вписанных в ситуацию. И здесь хроматические цвета воспринимаются как уже фундированные на бесцветной «подложке». Такая двухуровневость восприятия цвета обусловлена стремлением сознания к гармонии и равновесию, т. е. к минимизации восприятия визуального, к экономии мышления видимого.
Философия и культура, 2019-9
Кузьмин В.Г. - Язык живописи и герменевтика цвета: феноменологический аспект c. 40-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.9.30948

Аннотация: Последовательно излагаются основные положения герменевтики цвета. Её своеобразие основано на субъективности восприятия цвета познающими субъектами. Благодаря «зазору» в понимании, обусловленному субъективностью зрителя, возникает эстетический момент в восприятии визуального. Изложение основано на анализе особенностей цветовых текстов, своеобразных «атомов» цветовой реальности (феноменологического обобщения концепта «цвет») и сопровождается применением полученных выводов к анализу языка живописи. Понимание цветового текста производится как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Первый включает в себя константное содержание, второй – все те аспекты, которые обусловлены ситуацией и состоянием самого зрителя. Смысл цветовых текстов определён как результат «цветового вывода»: полученное впечатление, созданный образ. Зритель наделён функцией завершения. В коммуникации понимание цветового текста основано на категориях цвета: лингвистических (вербальных) и базисных (цветовых). В рамках философии Другого актуален вопрос об адекватности передачи «цветового смысла» от «Я» к Другому. Такая адекватность может быть вариативной и во многом зависеть от принятых правил языковой игры (по Л. Витгенштейну). Язык живописи представлен в процессуальном плане и бывает в двух формах: собственно язык живописи (основан на дифференциации деятельности художника на неделимые составляющие) и метаязык живописи, конституируемый в сознании художника или зрителя на основе создания образов. Даётся анализ процесса интерпретации произведений живописи как в рамках языка живописи, так и в рамках метаязыка.
Философская мысль, 2019-6
Кузьмин В.Г. - Двойственность понимания как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Смысл и граничные условия понимания c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.6.30159

Аннотация: Предметами исследования являются феномен понимания, связанная с нею двойственность и смысл элементов языка (слова, предложения или текста). Исследуется их зависимость от граничных условий, в рамках которых понимание состоялось. Двойственность понимания в свою очередь обусловлена двойственностью интенционального (актуального) свойства объектов языка (слова, предложения, текста в целом). Такое свойство дано во внутреннем контексте (через которое объект бытийствует), но разворачивается оно относительно субъекта во внешнем контексте с применением соответствующих граничных условий (естественных установок). Процедура понимания представляется как процесс достижения полноты соответствия актуального свойства, заданного во внутреннем контексте, его проявлению во внешнем контексте относительно субъекта. На основе феноменологического подхода определяются граничные условия (предпонимание, предубеждения и т. д.). Описывается сущность герменевтического круга, взаимосвязь ожидания и интуиции. Понимание как процесс имеет два направления развития: горизонтально направленное и вертикально направленное. Это имеет значение в обучении. В зависимости от соотношения между граничными условиями и ожиданиями самого субъекта выводится различие между возможностью и вероятностью понимания. Новизна исследования заключается в обосновании двойственности понимания через двойственность интенционального (актуального) свойства элементов языка. Исследуется понимание и смысл в зависимости от принятых субъектом естественных установок (граничных условий понимания). Анализируется диалогичность понимания в коммуникации между «Я» и Другим, влияние граничных условий в герменевтической логике. Воспринимаемый смысл текста или его части в коммуникации представляется через взаимосвязь смыслов: субъективного (понимаемого конкретным Я») и интерсубъективного (предназначенного для понимания Другим).
Философская мысль, 2018-10
Кузьмин В.Г. - Цветовая реальность: свойства и относительность c. 16-31

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.26723

Аннотация: Цель статьи: используя феноменологический подход, показать, что концепт «цвет» с онтологической точки зрения может быть представлен как особого рода цветовая реальность. В момент интенции она проявляет себя через цветовой текст. В интенциональности такой текст представляет собой единое целое, которое конституируется в сознании на основе восприятия цвета конкретного предмета и всей той ситуации, в которую он помещён (освещённость, носитель цвета, цветовая комбинация окружающих предметов и т. д.). Научная новизна исследования обусловлена необходимостью дать исчерпывающий единый подход к онтологии цвета. Выявляются основные свойства цветовой реальности в её взаимосвязи с познающим субъектом (стабильность, абстракция и категоризация, герменевтика, её динамизм и др.). Описываются два её базиса: хроматический и ахроматический, выделяются её стабильные компоненты (инварианты), проявляемые в языке через категории цвета. На основе таких инвариантов для выражения цветовой реальности в языке создаётся метаязык, важным свойством которого является статистическая основа его образования. Инварианты цветовой реальности проявляются и в культуре через использования одних и те же цветов в обрядах и традициях. Анализируя ранее опубликованные данные из отечественной и зарубежной литературы, предложен принцип относительности: цветовая реальность, актуализированная в конкретном цветовом тексте, соответствует тому общему состоянию познающего субъекта, в котором он готов её воспринять в момент интенции. При этом учитываются физиологические и психические особенности субъекта, его языковые и культурные традиции. В интерсубъективности в границах языка указанный принцип выражается через гипотезу лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.