по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Иванова Ольга Анатольевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Иванова О.А. - К определению понятия «жанр» в этномузыкологии c. 60-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.29037

Аннотация: В статье рассматривается понятие «жанр». На примере ряда песенных образцов демонстрируются принципы классификации фольклорного материала. Указываются факторы, влияющие на приуроченность или неприуроченность материала и зависимость определения элементов, составляющих жанровые признаки в области исследования. Также освещаются исследования ученых в данной области и цитируются основные положения таких исследователей, как И.И. Земцовский, Ю.Н. Тынянов, А.Н. Веселовский, Г.Н. Поспелов, Ю.Г. Круглов, Ф.А. Рубцов, В.Л. Гошовский, Е.В. Гиппиус, В.А. Лапин, Е.А. Дорохова, О.А. Пашина. Отмечается наиболее употребительная трактовка критериев оценивания песенных образцов фольклора, выдвигаемая Е.В. Гиппиусом. Новизна работы заключается в подкреплении теоретического материала в области исследования самого понятия «жанр» музыкальным материалом локальной традиции Астраханской области. Проблематичность вопроса в этой области заключается в том, что на данном этапе развития науки существует множество мнений ученых, опирающихся на данные, характерные для конкретной территории и конкретной традиции. Таким образом, набор изучаемых элементов зачастую оказывается различным и несопоставимым. Тем самым привлечение местного материала дает право исследователям оперировать собственными аргументами, подтверждающими их гипотезы.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Иванова О.А. - К определению понятия «жанр» в этномузыкологии c. 60-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.40279

Аннотация: В статье рассматривается понятие «жанр». На примере ряда песенных образцов демонстрируются принципы классификации фольклорного материала. Указываются факторы, влияющие на приуроченность или неприуроченность материала и зависимость определения элементов, составляющих жанровые признаки в области исследования. Также освещаются исследования ученых в данной области и цитируются основные положения таких исследователей, как И.И. Земцовский, Ю.Н. Тынянов, А.Н. Веселовский, Г.Н. Поспелов, Ю.Г. Круглов, Ф.А. Рубцов, В.Л. Гошовский, Е.В. Гиппиус, В.А. Лапин, Е.А. Дорохова, О.А. Пашина. Отмечается наиболее употребительная трактовка критериев оценивания песенных образцов фольклора, выдвигаемая Е.В. Гиппиусом. Новизна работы заключается в подкреплении теоретического материала в области исследования самого понятия «жанр» музыкальным материалом локальной традиции Астраханской области. Проблематичность вопроса в этой области заключается в том, что на данном этапе развития науки существует множество мнений ученых, опирающихся на данные, характерные для конкретной территории и конкретной традиции. Таким образом, набор изучаемых элементов зачастую оказывается различным и несопоставимым. Тем самым привлечение местного материала дает право исследователям оперировать собственными аргументами, подтверждающими их гипотезы.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Иванова О.А. - Характеристика жанровой структуры хороводных песен дельты Волги c. 65-70

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.40265

Аннотация: В статье рассказывается о различных вариантах функционирования песенного фольклора и его отношение в связи с этим, к различным жанровым группам. Так, многие исследователи указывают на необходимость учета всех составляющих конкретного, рассматриваемого примера (в данном случае — песни). В статье рассматриваются подходы к изучению фольклора таких исследователей как В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Е.В. Гиппиус, З.В. Эвальд, З.Я. Можейко, Г.Я. Сысоева, Ю.Г. Круглов. Основное направление изучения песенного фольклора — комплексный анализ исследуемого материала, поскольку песня содержит в себе не только текст и мелодию, она может включать и другие элементы фольклора, такие как хореография, инструментарий и т.д.. Также обязательным элементом традиции является функциональное применение народного творчества, а именно существование звукового оформления в обряде или вне такового. Такие элементы выступают основополагающими при анализе песенного материала. Ведь рассматривать ритмическую формулу недопустимо без учета исполнительской интерпретации, интонационной и структурной специфики песни, и наоборот. Помимо этого, каждый образец народной музыки должен быть подтвержден многократным исполнением, как в репертуаре ансамбля исследуемой традиции, так и сольного исполнителя. Все это способствует формированию более точных выводов работы, на основании которых возможно выявление типовых формул, характеризующих песенную культуру локальной традиции. На основании рассмотренных подходов изучения песенных образцов народной музыки, в статье предлагается классификация хороводного жанра русских сел дельты Волги в зависимости от способов их реализации.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Иванова О.А. - Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области c. 34-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25040

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской области — хороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Иванова О.А. - Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области c. 34-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.40242

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской области — хороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Иванова О.А. - Бытовой сюжет хороводных песен русских сел волжской дельты c. 36-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24974

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является жанр хороводной песни, бытующий на территории русских сел волжской дельты Астраханской области. Рассматривается его отдельная содержательная константа — бытовой сюжет, проявляющийся в большинстве записанных в ходе экспедиционной работы музыкально-песенных образцов. Особое внимание уделяется соотношению текста и музыки с обрядовой стороной хоровода как знакового для российского фольклора действа. Бытовой сюжет, как правило, включает в себя рассказ, передающийся пением, о нелегкой судьбе простого народа или отдельного человека. Примерами стали образцы, записанные в Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. В статье предпринят комплексный подход к изучению хороводной песни, при котором сам объект исследования изучается с разных методологических сторон; основным же методом, используемым в работе, стал метод анализа музыкально-песенного материала. Актуальность и новизну определяет не рассматриваемый ранее экспедиционный материал, расшифрованный автором статьи самостоятельно и внедренный в репертуар некоторых фольклорных ансамблей. Примечательно, что во всех образцах присутствуют все характерные для хороводной песни как жанра жанровые признаки, среди которых главными являются: наличие рефрена, цепного запева, шаговое движение во время исполнения, функциональная закрепленность каждой песни за определенным обрядом — календарным или свадебным.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Иванова О.А. - Бытовой сюжет хороводных песен русских сел волжской дельты c. 36-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.40235

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является жанр хороводной песни, бытующий на территории русских сел волжской дельты Астраханской области. Рассматривается его отдельная содержательная константа — бытовой сюжет, проявляющийся в большинстве записанных в ходе экспедиционной работы музыкально-песенных образцов. Особое внимание уделяется соотношению текста и музыки с обрядовой стороной хоровода как знакового для российского фольклора действа. Бытовой сюжет, как правило, включает в себя рассказ, передающийся пением, о нелегкой судьбе простого народа или отдельного человека. Примерами стали образцы, записанные в Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. В статье предпринят комплексный подход к изучению хороводной песни, при котором сам объект исследования изучается с разных методологических сторон; основным же методом, используемым в работе, стал метод анализа музыкально-песенного материала. Актуальность и новизну определяет не рассматриваемый ранее экспедиционный материал, расшифрованный автором статьи самостоятельно и внедренный в репертуар некоторых фольклорных ансамблей. Примечательно, что во всех образцах присутствуют все характерные для хороводной песни как жанра жанровые признаки, среди которых главными являются: наличие рефрена, цепного запева, шаговое движение во время исполнения, функциональная закрепленность каждой песни за определенным обрядом — календарным или свадебным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.