по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Зверев Александр Сергеевич
Философия и культура, 2021-12
Зверев А.С. - Новая наука об искусстве Ханса Зедельмайра c. 54-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.12.37226

Аннотация: В статье дается краткий системный анализ основных понятий так называемой новой науки об искусстве австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра. Итогом изысканий Зедльмайра стало создание своей философии искусства и культуры, опирающихся на определенную картину мира. В основе этой науки лежит познание целого, а также единичного и уникального. Цель научного познания для Зедльмайра - понимание. Это предполагает не только отвлеченное знание, но и особый экзистенциальный опыт. Зедльмайр трактует понимание произведения искусства как его созерцание, которое, в свою очередь тождественно его актуализации или присутствию. В науке об искусстве Зедльмайра гносеологии и онтологии переходят друг в друга. Зедльмайр трактует произведение искусства одновременно и как событие и как социальный организм, в котором преодолевается как линейность времени, так и дробность множественности. Это, построенная на парадоксальном тождестве единого и многого, искусственная сложная система, и конечна, и бесконечна. В его воззрениях соединяется классический и неклассический подход к познанию целого. Зедльмайр стоит на принципах монизма, стремясь свести все понятия к единому основанию, к единой точке сингулярности, обозначающей синтез всех моментов целого, которую можно выразить одной категорией. Главная категория, которая буквально является центром противоположностей, - «середина» (Mitte). Данные идеи закономерны и логичны только в той научной картине мире, где тождественны онтология и гносеология, что предполагает, в свою очередь, единство созерцания и явления произведения. Поэтому в построениях Зедльмайра актуализация или воскресение произведения искусства оказывается тождественна акту его понимания. Системный подход к произведению искусства, который мы находим в теоретических трудах Зедльмайра, выходит за границы науки об искусстве, сближаясь с философией.
Культура и искусство, 2018-3
Зверев А.С. - Идея целостности произведения искусства в трудах Ханса Зедльмайра c. 41-47

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25918

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические взгляды австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра об интерпретации произведения искусства. Ключевую роль в его подходе играет идея целого. Произведение искусства, как целое, это не просто система внешних взаимосвязей, формальная структура, а органическое единство, которое можно созерцать как интеллектуально, так и чувственно. Важнейшим качеством целостности является наглядный характер произведения, который Х. Зедльмайр, следуя традициям немецкой классической философии, понимает как единство чувственного и духовного, абстрактного и конкретного, субъективного и объективного. Методом данного исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть различные идеи Х. Зедльмайра в их взаимосвязи. Новизна исследования заключается в рассмотрении идей Х. Зедльмайра в контексте идей немецкой классической философии, а не только среди воззрений других представителей Венской школы искусствознания. Данный подход позволяет по новому понять смысл основных категорий, используемых Х. Зедльмайром при анализе произведений искусств, таких как середина и наглядность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.