по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Никонова Светлана Борисовна
Философия и культура, 2023-8
Никонова С.Б. - Многополярный мир и спор о ценностных приоритетах. Обзор XXI Международных Лихачевских научных чтений c. 148-158

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43697

Аннотация: В данной статье читателям представлен анализ некоторых проблем, ставших центром дискуссии на прошедших в мае 2023 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов XXI Международных Лихачевских научных чтениях. Чтения прошли под общим названием «Диалоги и конфликты культур в меняющемся мире», объединив традиционную тему диалога с возникшей в последние годы проблематикой конфликта. Настоящий обзор концентрирует внимание на двух существенных проблемах, одна из которых определила ход пленарной дискуссии, а другая стала основной для секционного заседания, посвященного ценностным ориентирам и тенденциям современного мира. Основным вопросом пленарного заседания стало рассмотрение конфликта между однополярным и многополярным миром. По этому вопросу активно высказывались как отечественные, так и иностранные участники. Выступившие на Чтениях докладчики придерживались идеи приоритета ценностей многополярного мира, указывая на недемократичность однополярности. Анализируя этот аспект обсуждения, автор обзора замечает, что в современном обществе одни и те же ценностные установки развиваются до тех пределов, где приводят к противоположным выводам. Из идеи однополярности следует единственность демократической модели. Из идеи многополярности - множество различных сценариев развития, что выглядит более демократической позицией. Можно сделать вывод, что ценностная установка совпадает, основой же идеологического конфликта является конфликт политический. Тем не менее итоговое ценностное расхождение является очень острым. Этому была посвящена философско-культурологическая секция конференции. Отмечая резкость высказываемой докладчиками в адрес «новой этики» и «культуры отмены» критики, автор обзора указывает, что в этой критике присутствует желание «отменить» критикуемое, что снова объединяет обе позиции, но не предоставляет почвы для конструктивного диалога. Для преодоления противоречия необходимым является рациональный анализ идейных и исторических оснований, а также динамики развития противостоящих друг другу ценностных позиций.
Философия и культура, 2023-2
Никонова С.Б. - Обзор XX Международных Лихачевских научных чтений c. 110-120

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39014

Аннотация: В данном обзоре рассматривается основная проблематика прошедших в июне 2022 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов XX Международных Лихачевских научных чтений. Чтения состоялись после двухлетнего перерыва и проблематика их переместилась с традиционного вопроса о диалоге культур к вопросу о современной конфликтной напряженности в мире. В рамках Чтений был проведен ряд секционных заседаний, посвященных различным сторонам гуманитарного знания в контексте современной политической ситуации. Предметом рассмотрения стала дискуссия, состоявшаяся в рамках пленарного заседания, а также тематика секции, в рамках которой анализировалась этико-культурологическая проблематика. Автор обзора уделил особое внимание мнениям, высказанным иностранными участниками конференции относительно конфликтной ситуации в мире и сделанным ими предположениям о способах ее разрешения. Общей идеей этих докладов стала мысль о желательной политической многополярности глобального пространства и критика в адрес изменения в структуре понимания либеральных ценностей в современном западном мире. Также была описана тематика докладов отечественных исследователей, ученых-гуманитариев, касавшихся этих ценностных трансформаций. Автором были высказаны критические замечания по поводу общего тона дискуссии и делавшихся докладчиками выводов, поскольку, критикуя западную "культуру отмены", участники, в основном, склонялись к идее зеркального ответа - а таким образом, также к идее "отмены", что делает этот ответ неотличимым от того, что он критикует, и лишь способствующим эскалации напряженности.
Философия и культура, 2019-7
Никонова С.Б. - Западные идеалы против западной политики: непредсказуемость кризисных процессов и моральная ценность утопии. Обзор Международных Лихачевских Научных чтений 2019 года c. 30-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.7.30135

Аннотация: В статье дается обзор и анализ основных концептуальных моментов дискуссии, развернувшейся на прошедшем в мае 2019 года ежегодном форуме "Международные Лихачевские научные чтения". В этом году форум был посвящен проблеме предсказуемости и управляемости в современном мировом развитии. Автор статьи отмечает, что большинство докладчиков констатируют кризисный характер современной ситуации, в которой глобальный мир достиг момента непредсказуемости, стоит на пороге возможности движения в разных направлениях, в том числе и к катастрофическому развитию. В связи с этим все более насущной становится необходимость углубленного теоретического осмысления происходящих процессов. Рассматривается ряд ключевых тем, поднимавшихся во многих докладах, но особо ярко представленных теми или иными выступающими, на чьи сообщения и опирается автор обзора. Среди данных тем есть как те, что имеют общефилософский характер, так и те, что относятся к анализу текущей ситуации. В качестве основных выводов отмечается, что общей идеей большинства докладов стала критика политических тенденций глобального мира, констатация внутренних противоречий в действиях западных стран, вызванных нарастающим конфликтом между ценностями Просвещения и идеей мировой гегемонии, к которой некогда утверждение этих ценностей привело. Это вызывает потребность в пересмотре ряда базовых установок глобального мира, в отказе от идеи гегемонии и переходе к более сложным системам организации. При этом многие докладчики высказывались в пользу того или иного рода проектов, которые представляются, на первый взгляд, утопическими, видя в них регулятивную идею для политического действия.
Философия и культура, 2017-8
Никонова С.Б. - Кризис цивилизации: оптимизм катастрофических трансформаций или пессимизм завершившегося прогресса? По материалам Международных Лихачевских Научных чтений 2017 года c. 24-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23807

Аннотация: В данной статье анализируются итоги и выводы дискуссии, состоявшейся в рамках ежегодных Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли 18-20 мая 2017 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Чтения были посвящены проблеме кризиса цивилизации. Предметом исследования является сравнение двух представленных в докладах подходов к проблеме кризиса. Проблематизируется также и сама концепция кризиса цивилизации, исследуются ее истоки в контексте специфики современного глобального мира, анализируются сложности, возникающие при рассмотрении путей преодоления кризиса. Вычленяются и противопоставляются два подхода к проблеме кризиса, озвученные в докладах участников дискуссии, производится сравнение их с некоторыми тенденциями философско-исторического описания и проблемами, характерными для концепций западной философии истории. Основные выводы произведенного исследования можно обобщить следующим образом: существует два противоположных понимания кризиса цивилизации – кризис как перелом и трансформация, кризис как застой и невозможность трансформации, – которые оказываются взаимосвязанными в своих истоках; как ощущение застоя, так и ощущение неизбежности слома вызываются осознанием безальтернативности выбранного пути развития, гомогенизации и унификации современного мира; стремление к преодолению кризиса на пути рационализации общества продолжает тот же путь развития, который ведет к кризису; следовательно, преодоление кризиса может быть связано лишь с катастрофическими событиями и допущением определенной иррациональности действия; эта иррациональность, ведущая к слому и трансформации, является следствием самой рационализации, оказывающейся саморазрушительной и вызывающей ощущения кризиса.
Философия и культура, 2016-9
Никонова С.Б. - О гуманитарном подходе к проблеме международных конфликтов. Обзор Международных Лихачевских научных чтений 2016 года

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.19582

Аннотация: Статья посвящена обзору международного форума, ежегодно проходящего в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. В статье делается попытка рассмотреть типы и тенденции гуманитарной мысли и обозначить характеристики того направления, которое ярко представлено на Лихачевских чтениях. Характеризуются общие направления дискуссии последнего форума: проблема миссии философии и гуманитарной мысли в современном мире, проблема возможности общечеловеческого единства, рассматриваются представленные подходы к решению международных конфликтов, активно затронутая в рамках Чтений проблема международного терроризма. Показано как все докладчики, несмотря на расхождение позиций, проводят общую идею гуманитаризации современной культуры. Актуальность общей темы форума – проблемы диалога культур в глобальном мире – обосновывается не только исходя из общеэтических соображений, но и структурно-исторически, как следствие развития определенного типа мышления, одновременно ведущего к универсализации культуры, и к признанию культурных различий. Эти тенденции взаимообусловлены, но образуют внутренний конфликт современной мировоззренческой ситуации, формируя специфическую форму мысли, осознающей этот конфликт. В целом, эту мысль можно охарактеризовать как гуманитарную. Современная гуманитарная мысль классифицируется по двум типам отношения к указанному конфликту. С одной стороны, он может восприниматься как источник специфики современной культуры, основанной на нем. Такая мысль называется «парадоксалистской», к ней относятся радикальные критические течения современности. С другой стороны, можно предположить, что само осознание конфликта создает условия для его преодоления и гуманитаризации имеющегося типа культуры. Такая мысль названа в статье «гуманитаристской». Академическое сообщество Лихачевских чтений представлено как склоняющееся именно к этому варианту интерпретации современных процессов.
Философия и культура, 2015-11
Никонова С.Б. - Диалектика идеи нации. Обзор Международных Лихачевских научных чтений 2015 года

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15601

Аннотация: Статья посвящена обзору Международных Лихачевских научных чтений, состоявшихся 14-15 мая 2015 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и посвященных проблеме "Современные глобальные вызовы и национальные интересы". В статье анализируется основная проблематика докладов, прозвучавших на Чтениях, делаются выводы об основных тенденциях обсуждения. Как основной проблемный момент всех докладов выявляется вопрос о сути идеи нации. Данная идея оказывается сложной и внутренне противоречивой, что связано со спецификой ее формирования и историей развития в современном обществе. Статья представляет собой обзор конференции, содержит в себе описание и анализ избранных докладов, синтезирует их проблематику для выявления доминирующей идеи. Основной вывод данного обзора состоит в том, что главной идеей, охватывающей все доклады и подходы, является идея внутренней нестабильности, противоречивости и конфликтности понятия нации, что препятствует возможности однозначного решения связанных с ней вопросов и требует глубокого теоретического анализа ситуаций, связанных с национальными интересами.
Политика и Общество, 2015-11
Никонова С.Б. - Политика эстетического человека

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.11.16282

Аннотация: Предметом исследования является возможность политического действия в ситуации кризиса метафизических оснований политического порядка. Для анализа новых оснований политического действия в данных условиях используется понятие «эстетического человека» как выразителя пост-метафизической парадигмы, причины формирования которой связаны с критическим переворотом, произведенным в кантовской системе. Показывается, что несмотря на антиномичность политической позиции эстетического человека, критический анализ сам может стать основой для политического действия и преодолеть релятивистский кризис современной политической мысли. Исследование построено как историко-философский и сравнительный анализ ряда концепций современной политической философии, демонстрирующих основные стороны кризиса современной мысли и намечающих перспективы его преодоления. Как основа выступают концепции Л.Штрауса, Х.Арендт, С.Жижека, А.Бадью. Основным выводом произведенного исследования является указание на возможность проанализировать процессы, происходящие в политике и политической философии современности через эстетику, поскольку именно эстетика позволяет наиболее полно описать основания мировоззренческого кризиса, произошедшего в современной культуре. Также показывается, как эстетическая позиция может служить основанием для нового типа политического действия.
Философия и культура, 2015-6
Никонова С.Б. - К философии диалога культур. По материалам XIV Международных Лихачевских научных чтений

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.14329

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с идеей диалога культур в современном мире. Эти проблемы связываются автором с происхождением идеи диалога культур из недр новоевропейского индивидуализма и субъективистской концепции познания. Западноевропейский способ мышления характеризуется как чреватый внутренними противоречиями. Развитие в его рамках гуманистического идеала отношения к человеку и признания ценности уникальной человеческой личности по структурным условиям своего формирования имеет в нем обратной стороной обезличивание, дегуманизацию и насилие. На основании ряда докладов, представленных на XIV Международных Лихачевских научных чтениях, дается обзор различных позиций по отношению к возможности диалога культур. Анализируется изменение взглядов на диалог культур в связи с нарастанием напряженности в современном обществе, а также рассматриваются мировоззренческие основания конфликтогенности современной ситуации. В итоге вопрос о возможности диалога культур в современном мире оставляется как открытая возможность, что обусловливает крайнюю актуальность продолжающейся философской дискуссии на эту тему.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.