ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Клюев Никита Александрович
Клюев Н.А. - Категория «социальные медиа» в корпусной лингвистике (по материалам Национального корпуса русского языка) |
|
c. 1-16
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2018.4.26682
Аннотация: Предметом данного исследования является структура категории социальные медиа в русском языковом сознании. Особое внимание в данной статье уделяется компонентам категории ((суб-)концептам социальные сети и мессенджеры, их конкретные примеры), их концептуальному содержанию, семантико-когнитивным связям. Цель исследования заключается в анализе семантики языковых единиц, номинирующих категорию социальные медиа, их когнитивной интерпретации и выявлению взаимосвязей в употреблении данных единиц. Материалом исследования послужили данные Национального корпуса русского языка. В качестве метода концептуального анализа использован автоматизированный контент-анализ контекста употребления словосочетания социальные медиа в Национальном корпусе русского языка с последующей когнитивной интерпретацией результатов Новизна исследования заключается в первой попытке системного описания концептуальных взаимосвязей между компонентами категории социальные медиа в русском языковом сознании. Основными выводами автора в исследовании темы являются начальная стадия формирования (суб-)концептов в русском языковом сознании, а также очевидная семантическая связь номинаций, объективирующих (суб-) концепты, и когнитивная связь (суб-)концептов в сознании пользователей.
Филология: научные исследования, 2018-3
|
Клюев Н.А. - Viber и WhatsApp в русском языковом сознании: анализ полевой и категориальной структуры |
|
c. 40-51
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2018.3.26683
Аннотация: Предметом исследования является структура субконцептов WhatsApp и Viber в русском языковом сознании. Цель работы заключается в описании полевой организации ассоциативных полей на стимулы WhatsApp и Viber и выявлении классификационных когнитивных признаков. Особое внимание уделяется проведению сравнительного анализа категориальных структур субконцептов: проводится сопоставительный анализ классификаторов, полученных в результате когнитивной интерпретации номинативных полей субконцептов. Материалом исследования послужили реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента (проводился в сетевой форме). Методом концептуального исследования стала когнитивная интерпретация языковых единиц, номинирующих содержание субконцептов (ассоциаты обобщаются в когнитивные признаки, затем на основе полученных данных формируется перечень классификаторов). Основными выводами проведённого исследования являются: установление сходства субконцептов на уровне полевой организации и категориальной структуры; выявление когнитивных признаков «Цвет и элементы фирменного стиля» и «Название WhatsApp / Viber» как первичных способов различения субконцептов в сознании пользователей; выявление значительной доли аффективных признаков в структуре обоих субконцептов.
|