по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Юрий Викторович
Исторический журнал: научные исследования, 2022-3
Кузьмин Ю.В. - Мировая самолётостроительная промышленность XX века: количественный анализ c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.3.38375

Аннотация: На основе сбора данных более чем о 20000 моделях самолётов, созданных в мире в XX веке, и более 40000 записей об их выпуске, построены графики производства самолётов по годам в штуках и тоннах. Публикуется разбивка производства по годам по назначению самолётов и по ведущим странам. Производство рассчитано не только в штуках, но и по суммарной массе конструкций. Вторая оценка точнее соответствует интенсивности работы авиапромышленности, позволяя дифференцировать трудо- и материалозатраты при выпуске лёгких и тяжёлых самолётов. Указанные графики построены и публикуются впервые. Выявлена роль ведущих стран в мировом производстве. Показано, что спад производства после Первой мировой войны в десятки раз был сильнее всего выражен не в России, а в Великобритании. Показано, что СССР прочно удерживал второе место по выпуску самолётов в мире с середины 1930-х до 1990 года, а в середине 1930-х годов кратковременно вышел на первое место в мире. Показано влияние репрессий 1930-х годов на авиапромышленность СССР, выразившееся в заметном снижении интенсивности разработок новых моделей самолётов. Выявлено, что во второй половине XX века доля боевых самолётов в выпуске постоянно снижалась, и к 2000 г. свыше 80% мощностей мировой авиапромышленности было занято производством коммерческих самолётов.
Историческая информатика, 2022-3
Кузьмин Ю.В. - Развитие конструкций четырёхместных самолётов в XX веке c. 56-80

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.3.38633

Аннотация: Работа посвящена анализу конкретной подотрасли авиастроения и, в то же время, выявлению общих законов развития техники. Впервые дана общая картина развития конструкций четырёхместных самолётов в мире в XX веке, выявлены приоритетные конструкции. Показано, что развитие четырёхместных самолётов проходит через две стадии: поисковая (до конца 1940-х годов), когда периодически сменялись популярные схемы самолётов, сильно варьировались их характеристики, и сменившая её стадия зрелой технологии. Во второй половине XX века и качественные, и количественные характеристики четырёхместных самолётов менялись мало, попытки их улучшить не приводили к росту спроса. Смена поколений техники сменилась существованием, когда каждый отработанный за время предыдущего периода тип конструкции нашёл свою рыночную нишу. Раздел фаз, переход от смены поколений к их сосуществованию, чётко виден при анализе как качественных, так и количественных показателей самолётов. Обнаружена парадоксальная реакция разработчиков на спад продаж, выражающаяся в усилении конструкторской активности и попытке предложить товары с лучшими техническими характеристиками, показана неэффективность такой реакции. Выявлено, что, вопреки широко распространённому мнению, смена технологических решений в производстве происходит быстрее, чем в разработке. В результате большую часть рынка захватывают не пионеры и не ретрограды, а последователи – те, кто применяет в своих изделиях современные, но уже опробованные технологии. В то же время попытки создавать и предлагать потребителям летательные аппараты в уже не пользующейся спросом методологии упорно и безуспешно продолжаются в течение десятилетий.
Историческая информатика, 2022-2
Кузьмин Ю.В. - Развитие и разработка четырёхместных самолётов в XX веке. Статистический анализ c. 87-110

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.2.38184

Аннотация: Предмет статьи - производство и разработка четырёхместных самолётов общего назначения в мире в XX веке. Это важнейший сегмент авиации общего назначения: четырёхместных самолётов построено больше, чем трёх- и 5-10-местных самолётов вместе взятых. Его выбор связан с желанием определить, реально ли меняются требования к изделиям, предназначенным для выполнения одной и той же задачи: перевозки по воздуху четырёх человек. Методика работы заключалась в сборе сведений обо всех построенных моделях самолётов и об их выпуске. Собраны данные о 871 моделях и более чем 2500 записей об их выпуске   Впервые построены графики производства и появления новых моделей четырёхмерных самолётов с разбивкой по странам. Описаны приоритетные конструкции. Выявлена доминирующая роль США и устойчивая дуополия фирм "Цессна" и "Пайпер". Показано, что спрос на самолёты сильно варьируется в соответствии с социально-политической обстановкой в мире. Выявлена роль СССР, как одного из ведущих производителей четырёхместных самолётов, хотя и в несравненно меньших объёмах, чем в США. Показано, что конструкторы систематически отвечают на спад спроса усилением интенсивности конструкторских работ что, однако, не приводит к желаемому результату - увеличению продаж. Следовательно, такое поведение должно быть признано неэффективным.
Историческая информатика, 2021-2
Кузьмин Ю.В. - Эволюция поршневых истребителей: применение кластерного анализа к истории техники. Часть 2 c. 24-78

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.2.36064

Аннотация: Проведён кластерный анализ всех серийных конструкций поршневых истребителей, созданных с 1913 по 1951 годы. Учтены 672 модификации, строившиеся в 26 странах мира. В качестве координат выбраны максимальная скорость, нагрузка на крыло, нагрузка на мощность и весовая отдача. Кластеризация позволяет выявить пионерские конструкции: наиболее ранние модели в каждом из кластеров. Возможно также измерить динамику времени жизни идей: она соответствует длине периода, в течении которого создавались самолёты по одной методологии, имеющие сходные характеристики, то есть, самолёты одного кластера. Наконец, частота возникновения новых кластеров демонстрирует скорость прогресса технологии. Найдены переломные точки развития, это 1930 и 1935 годы. До 1930 года лётные характеристики росли как благодаря росту тяговооружённости, так и из-за увеличения нагрузки на крыло. Позднее тяговооружённость остаётся практически неизменной. В 1935 г. появились первые самолёты сразу трёх из 19 кластеров, отличавшиеся заметно более высокими данными. Среди них малоизвестный югославский истребитель Ikarus IK-2 и советский И-16 тип 5. Изучена смена стран-лидеров развития технологии. Изучено время жизни идей: промежуток между созданием первой и последней модели, относящейся к кластеру, соответствует времени, в течение которого конструкторы проектировали самолёты по одним подходам. Между войнами этот промежуток превышал 10 лет, во время бурного развития он укорачивается до 5-6 лет.
Историческая информатика, 2021-1
Кузьмин Ю.В. - Эволюция истребителей между мировыми войнами: применение кластерного анализа в истории техники c. 66-130

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35084

Аннотация: Проведён кластерный анализ конструкций поршневых истребителей, созданных с 1920 по 1944 годы. Учтены данные более 500 модификаций самолётов, серийно выпускавшихся в 18 странах. Изучаемый период разбит на пятилетние отрезки, в каждом из которых исследовалось распределение конструкций по таким параметрам, как максимальная скорость, нагрузка на крыло и нагрузка на мощность. Рассмотрены корреляции этих переменных, особое внимание уделено правильному определению расстояния. Представлена цельная картина динамики основных характеристик истребителей мира между мировыми войнами. Выявлено, что определяющим фактором роста скорости истребителей в 1920-1944 годах был рост нагрузки на крыло, связанный с совершенствованием профилей, качества исполнения и механизации крыла, а отнюдь не рост удельной мощности самолётов. В каждом периоде видны повторяющиеся модели развития: «силовой» подход, использующий появившиеся технологические возможности «в лоб», например, путём всемерного увеличения удельной мощности и комплексный подход, позволяющий добиться гораздо лучших результатов. Выявлено лидерство британской аэродинамической школы в 1920-1940 годах. Численно показано изменение направленности конструкторской школы США от метода «мощный мотор – лёгкий самолёт» к методу «совершенная аэродинамика – большая дальность полёта». Показаны место советской школы авиастроения в мире. Установлено, что последний (в рамках данного периода) скачок роста нагрузки на крыло не был совершён в СССР и Японии, что обусловило не слишком высокие скоростные характеристики истребителей этих стран в годы Второй Мировой войны, обсуждаются причины этого явления.
Историческая информатика, 2020-2
Кузьмин Ю.В. - Соотношение объемов производства и результативности конструкторских работ в мировом авиастроении XX в. Статистический анализ базы данных c. 63-87

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.2.32892

Аннотация: Результативность НИОКР в области авиации предложено оценивать по числу появляющихся в год новых модификаций самолётов. Проведено сравнение данного метода с другими: по финансовым затратам, по трудоёмкости, библиометрическими методами, указаны достоинства и недостатки предлагаемого метода. Приведена авторская методика проверки полноты исходных данных, основанная на использовании независимых выборок из той же совокупности. Впервые построена динамика создания новых модификаций самолётов в XX веке. Проведено сравнение получившегося графика с построенным ранее автором графиком производства самолётов. Метод исследования: статистический анализ данных о разработке и производстве самолётов, собранных автором в реляционной базе данных. Было выявлено, что корреляция двух графиков нарушается уже в 1910 г. и полностью исчезает после 1930 г., что огромный рост производства самолётов во время Второй Мировой войны не привёл к росту интенсивности появления новых модификаций, что график результативности конструкторских работ ведёт себя намного более жёстко, чем график производства, слабо реагируя на экономический рост и спад.
Историческая информатика, 2019-2
Кузьмин Ю.В. - Спад производства самолётов в СССР в 1980-х годах: статистический анализ базы данных c. 106-146

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.29402

Аннотация: Показано, что в первой половине 1980-х годов в авиастроении как в СССР, так и во всём мире, произошёл быстрый, одновременный и значительный спад производства, затронувший выпуск и гражданских, и военных самолётов. Выпуск же самолётов во второй половине 1980-х, вплоть до 1990 года, и в мире, и в СССР поддерживался примерно на постоянном уровне. Спад в СССР произошёл не во время «перестройки», а раньше, в период «позднего застоя». Расчёты проведены на основе собранных автором сведений. Данные из более чем 100 источников собраны в созданной базе данных, включающей более 700 записей о выпуске самолётов в СССР в 1976-1990 годах В отличие от СССР в целом и большинства других стран мира, спада в выпуске самолётов в 1980-е годы не было в странах СЭВ (ЧССР, Польше, Румынии), а также в Грузии и Узбекистане. В статье сделаны предположения о возможных причинах этого.
Историческая информатика, 2018-4
Кузьмин Ю.В. - Научно-технический уровень России в годы Первой Мировой войны на примере авиастроения (статистический анализ базы данных) c. 1-21

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28187

Аннотация: В работе рассмотрена динамика роста скорости самолётов в 1913-1918 годах для основных стран-участниц Первой мировой войны: Великобритании, Германии, Италии, России, САСШ и Франции. Впервые были рассчитаны именно средние скорости, для чего потребовалось собрать данные о выпуске летательных аппаратов по типам и по годам. Отдельно проведено сравнение только для боевых самолётов и только для истребителей - класса, для которого скорость имеет особенно большое значение. Уточнены и данные по выпуску самолётов в рассматриваемый период. Сведения о производстве самолётов в 1913-1918 годах и их характеристиках были собраны автором в созданной им базе данных, в которой имеется 2450 записей о выпуске самолётов в указанный период. Показано, что в 1913 г. средние скорости самолётов шести стран были близки, но к концу войны союзники: Великобритания, Франция и Италия вырвались вперёд. Германия и, особенно, Россия существенно отставали. Причём в Германии отставание возникло в 1917-1918 годах, а в России - не в эти революционные годы, а, в основном, в первые два года войны. Сделаны предположения о причинах такого отставания. Показано, что из года в год в авиационном производстве России росла доля отечественных конструкций и в 1917-1918 г. она достигла половины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.