ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Шевцова Анна Александровна
Человек и культура, 2020-4
|
Гринько И.А., Шевцова А.А. - Антропология манекена: ловушки и перспективы в музейной экспозиции |
|
c. 92-102
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.4.33547
Аннотация: Статья посвящена специфике использования манекенов в музейных экспозициях. Основной целью авторов было обратить внимание на нюансы выбора и подготовки музейного манекена с точки зрения музейной антропологии, и прежде всего на такие аспекты как антропологическое соответствие и символическую составляющую, которые позволяют превратить манекен из технического элемента в конструктивную деталь экспозиции, транслирующую элементы нематериального наследия. Помимо этого, целью статьи является анализ потенциальных рисков, связанных с игнорированием специфики манекена как конструктивной части музейной экспозиции. Основным источником исследования стали полевые материалы из современных экспозиций российских и зарубежных музеев. Ключевыми методами исследования стали метод кейс-стади и компаративный. По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Подбор манекенов для экспозиций необходимо производить с учетом реальной антропометрии историко-культурных групп; а если манекен не обезличен, его фенотип должен быть близок своей этнической группе. Если вышеперечисленное невозможно, то оптимальным вариантом является деантропологизация манекенов. В противном случае они девальвируют художественный уровень экспозиции и ценность подлинников. Статичные манекены с выраженными антропоморфными чертами воспринимаются скорее негативно, особенно при прямом визуальном контакте. При помощи манекенов можно ретранслировать многие техники тела как элементы нематериального наследия, и этим нельзя пренебрегать. Кроме того, манекены могут применяться в экспозиционной сценографии.
Человек и культура, 2019-2
|
Шевцова А.А., Гринько И.А. - Музеи и советская сатира |
|
c. 80-96
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.2.28444
Аннотация: В последнее время вырос интерес исследователей к музейному посетителю и его поведению. Однако для понимания сегодняшней ситуации необходим ретроспективный культурологический анализ роли музея в структуре повседневности советского гражданина. Для ответа на данный вопрос авторы решили обратиться к нетрадиционному для музеологов источнику – советской карикатуре. Предметом исследования авторов является образ музея в сатире и массовом сознании. Особое внимание уделено таким сюжетам, как изображение музейного сообщества, музею как метафоре, культуртрегерской функции музея. На основе контент-анализа визуальных и текстовых материалов советской эпохи, а также визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов в статье впервые прослеживается образ советского музея и музейного посетителя в массовом сознании. В большинстве случаев эмоциональный градус изображения отечественного музея и музейного посетителя в советской карикатуре – это не жесткая сатира, а относительно мягкий и идеологически выдержанный юмор, нацеленный на пропаганду успехов социалистического культурного строительства, при том, что музеи – не самый частый гость на страницах «Крокодила». Временная динамика музейной и околомузейной карикатуры почти не прослеживается, небольшой всплеск интереса к музейной теме можно отметить только в 1970-е гг. По всей видимости, он связан с развитием внутреннего туризма и новым требованиям к музеям как части туристической сферы.
Конфликтология / nota bene, 2017-3
|
Шевцова А.А., Гринько И.А. - Конфликт в музейном пространстве: механика и тенденции |
|
c. 67-81
|
DOI: 10.7256/2454-0617.2017.3.23956
Аннотация: Музеи принято считать бесконфликтным пространством, однако современный социокультурный контекст и коренные изменения в функционале музеев, приводят к тому, что этому институту приходится работать с конфликтом в экспозиционном пространстве. Цель данного исследования – на полевых материалах из музеев Европы проанализировать средства и методы представления различных конфликтов в музейном пространстве. Большинство из описанных в статье средств направлены на достижение трех основных задач по отношению к посетителю, который должен: проникнуться разрушительным потенциалом конфликта, смоделировать свою роль в конфликте и свои ощущения от него, получить объективную информацию о всех участниках его конфликта и его контексте. При работе над статье использовались следующие методы гуманитарного исследования: компаративно-аналитический метод, метод включенного наблюдения и идиографический метод. В отечественной музеологии и конфликтологии данная тема практически не поднималась. Как показывает практика, конфликт сегодня не только не является угрозой для музея, но, наоборот, может стать основой музейного нарратива. Для объективного отражения конфликта и эмоционального воздействия на посетителя может использоваться всё – от архитектуры музейного здания и структуры экспозиции, до дизайна витрин и аудиоэффектов.
Конфликтология / nota bene, 2016-3
|
Шевцова А.А., Гринько И.А. - Иконография национальных конфликтов в советской сатирической печати (1980–1991 гг.) |
|
c. 210-218
|
DOI: 10.7256/2454-0617.2016.3.21994
Аннотация: Предметом исследования является отображение межэтнических конфликтов в советской карикатуре. Объект исследования – национальная политика и межэтнические отношения в период позднего СССР. На основе иллюстративного ряда ведущего сатирического издания СССР авторы показывают, как карикатура использовалась в качестве инструмента национальной политики, и пытаются раскрыть механизм этой работы в 1980–1991 годы. В качестве источниковой базы были использованы иллюстрации одного из ведущих советских СМИ – выходящего с 1922 г. сатирического журнала «Крокодил», тираж которого достигал 6,5 млн экземпляров. При этом, в силу своих возможностей, «Крокодил» не только успешно способствовал формированию у советских граждан этнических стереотипов, многие их которых существуют до сих пор, но и задавал тон всей советской сатире. На основе контент-анализа и визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов в статье впервые прослеживается динамика актуализации «национального вопроса» в советском сатирическом дискурсе в указанный период. Умолчание проблем на этнической почве в «Крокодиле» создавало иллюзию решения национального вопроса, но если в предыдущие десятилетия этнически маркированные изображения составляют благостный визуальный нарратив, то в конце восьмидесятых положение меняется. Визуальный юмор и сатира были использованы для остановки и профилактики межэтнических конфликтов в Советском Союзе, однако, в очень ограниченном масштабе и с большим опозданием.
|