по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Churkina Nataliya Anatol'evna
Sociodynamics, 2018-9
Churkina N.A. - Gender identity in the aspect of transformation of gender mentality pp. 98-104

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.26259

Abstract: The subject of this research is the gender identity of a human. Special attention is given to the characteristics of such significant basis of human self-determination as its gender. Gender is the first identification criterion, which allows a human grasping his individuality and distinction from others. The author underlines that the successfulness of gender identity directly affects the human ability to cognize himself along with his position in sociocultural space, as well as effectively adapt in society. The article reviews in detail such aspects of the topic as the sociocultural content of masculinity and femininity. Based on reference to the reputable Russian and foreign sources, the author demonstrates the relevance, and simultaneously, the difficulty of acquisition of gender identity by a human in modern society. Methodological foundation leans on the views of the representatives of Annales School. The scientific novelty lies in the attempt to demonstrate that the realization of gender identity in many ways depends on the mental structures – values, stereotypes, and archetypes. As a result, this forms the gender worldview comprised of the masculine and feminine foundations, which determine the human behavior as a gender representative in various situation, in accordance with value system of the gender culture. The author underlines that the masculine and feminine stereotypes, which define the differences between men and women, act as the basis for existence of differences between the genders and establishment of hierarchical structure of modern society grounded on the patriarchal ideology. A conclusion is made that at the present stage takes place the transformation of gender mentality, which leads to the inversion of masculine and feminine behavioral strategies of a human.
Philosophy and Culture, 2018-5
Churkina N.A. - To the question about communicative function of mentality pp. 17-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.26269

Abstract: This article reveals the peculiarities of communicative function of human mentality. As a specific way of reasoning and sensing, mentality is associated with human comprehension of the surrounding reality and manifests as the means of formation of the holistic picture of the world. As a complicated sociocultural system, mentality has a number of function. The functions can be determined as a way of behavior of any system, as well as its response to the external and internal influences. The article substantiates the existence of communicative function of mentality, which defines the conditions of interaction between the individuals in mental space. Methodological basis for this research contains the functional approach that allows establishing the representations on the activity of mentality, as well as hermeneutics that explains the specificity of understanding the surrounding reality by the representatives of various sociocultural communities. A conclusion is made that due to the mental unity of the participants of information interaction, in communication form the collective senses that define the human’s picture of the world, establish the social conventions, as well as originate the human representations about themselves as a possessor of certain sociocultural peculiarities; in other words, is realized the personal and collective identification of the carriers of common mentality.
Sociodynamics, 2018-5
Churkina N.A. - Masculinity and femininity in modern society: state and transformation trends pp. 16-20

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26276

Abstract: The subject of this research is the masculinity and femininity as the elements of gender mentality structure of a human. The author determines that the acquisition of masculinity and femininity is a result of socialization process, in terms of which a person grasps the values, stereotypes and etalons ascribed to the male and female. It is also underlined that the establishment of masculinity and femininity is certainly affected by the gender archetypes that reflect the profound universalities of human gender. Within the framework of the claimed problem, is revealed that in patriarchal society the gender mentality forms r to the principle of binarity, while the masculinity and femininity are opposite and labeled axiologically. Methodological foundation contains the synthesis of existential and gender approaches towards characteristic of the human gender. Such synthetic analysis allows revealing the naturally substantiated, as well as sociocultural grounds of the gender and overcome the extremes of the aforementioned approaches. The scientific category that unites the indicated research areas is the gender mentality of a human. The conducted analysis of gender mentality determines the content of masculinity and femininity, as well as denotes the transformation trends of the gender mental structures in modern society. The main conclusion lies in the statement on the inversions of structural content of gender mentality in modern society. The process of women’s masculinization is an evident feature of modern gender relations: females adopt the male behavioral strategies and effectively implement them; while the males somewhat lose the traditional to them behavioral patterns.
Man and Culture, 2018-4
Churkina N.A. - Image of the Other in the realm of gender mentality pp. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Abstract: The problem of gender specificities of human mentality is relevant within the modern sociocultural knowledge. The subject of this research is the gender mentality that defines the identity of a human as a representative of a gender. It is underlined that the principle of binary oppositions underlie the mechanism of gender mentality of a patriarchal society, which leads to the establishment of hierarchy and diverse value markedness of masculinity and femininity as the key structural elements of gender mentality. Particular attention is given to the analysis of relation to the “Other” from the perspective of binary structuring of gender mentality. Methodology contains the works of the representatives of the French Annales School, as well as the scholars who actualize gender approach in science. The author’s main contribution lies in the analysis of the transformation of gender mentality in modern society under the influence of sociocultural changes. The becoming dominant in modern society principle of decentration contributes to changing the perception of a woman as the Other, and with time grow into foundation of a new gender order.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чуркина Наталия Анатольевна
Социодинамика, 2018-9
Чуркина Н.А. - Гендерная идентичность в аспекте трансформации гендерной ментальности c. 98-104

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.26259

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является гендерная идентичность человека. Особое внимание в статье уделяется характеристике такого значимого основания самоопределения человека как его пол. Пол — это первый идентификационный критерий, который позволяет осознать свою индивидуальность и свое отличие от других. Автор подчеркивает, что от успешности гендерной идентичности зависит способность человека понять себя, осознать свое положение в социокультурном пространстве и эффективно адаптироваться в обществе. В статье подробно рассматриваются такие аспекты темы как социокультурное содержание маскулинности и феминности. На основе обращения к авторитетным российским и зарубежным источникам автор показывает актуальность и одновременно сложность обретения гендерной идентичности человеком в современном обществе. В качестве методологической основы в работе используются взгляды представителей Школы Анналов. Научная новизна статьи состоит в стремлении автора показать, что осуществление гендерной идентичности во многом происходит на основе ментальных структур – ценностей, стереотипов, архетипов. В результате складывается гендерная картина мира, состоящая из маскулинных и феминных оснований, которые детерминируют поведение человека как представителя пола в различных ситуациях в соответствии с системой ценностей гендерной культуры. Автор отмечает, что маскулинные и феминные стереотипы, определяющие различия между мужчинами и женщинами, выступают основой существования различий между полами и выстраивания иерархической структуры современного общества на основе патриархальной идеологии. В статье делается вывод, что в настоящее время происходит трансформация гендерной ментальности, что ведет к инверсии маскулинных и феминных стратегий поведения человека.
Философия и культура, 2018-5
Чуркина Н.А. - К вопросу о коммуникативной функции ментальности c. 17-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.26269

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности коммуникативной функции ментальности человека. Ментальность как специфический способ мышления и чувствования связана с пониманием человеком окружающей действительности и выступает средством формирования целостной картины мира. Как сложная социокультурная система ментальность обладает рядом функций. Функции можно определить, как способ поведения какой-либо системы, способ ее реагирования на внешние и внутренние воздействия. В статье обосновывается существование коммуникативной функции ментальности, которая определяет условия взаимодействия индивидов в ментальном пространстве. Методологической основой данного исследования выступает функциональный подход, позволяющий сформировать представления о жизнедеятельности ментальности, а также герменевтика, позволяющая объяснить специфику понимания окружающей действительности представителями разных социокультурных общностей. В работе делается вывод о том, что благодаря ментальному единству участников информационного взаимодействия в коммуникации формируются коллективные смыслы, определяющие картину мира человека, устанавливаются социальные конвенции, а также происходит становление представлений человека о себе как обладателе определенных социокультурных особенностей, то есть осуществляется личная и коллективная идентификация носителей общей ментальности.
Социодинамика, 2018-5
Чуркина Н.А. - Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации c. 16-20

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26276

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются маскулинность и феминность как элементы структуры гендерной ментальности человека. Автором работы определяется, что обретение человеком маскулинности и феминности выступает результатом процесса социализации, в рамках которого человек усваивает ценности, стереотипы, эталоны, приписываемые мужскому и женскому полу. Также автор подчеркивает, что на становление маскулинности и феминности определенное влияние оказывают гендерные архетипы, которые отражают глубинные универсалии пола человека. В рамках заявленной проблемы определяется, что в патриархальном обществе гендерная ментальность формируется на основе принципа бинарности, а маскулинность и феминность противоположны друг другу и ценностно маркированы. Методологической основой данной работы выступает синтез эссенциального и гендерного подхода к характеристике пола человека. Такой синтетический анализ позволяет раскрыть как природно-обусловленные, так и социокультурные основания пола и преодолеть крайности вышеназванных подходов. Научной категорией, позволяющей объединить указанные научные направления, выступает гендерная ментальность человека. Проведенный анализ гендерной ментальности позволяет определить содержание маскулинности и феминности, а также обозначить тенденции трансформации гендерных ментальных структур в современном обществе. Основным выводом проведенного исследования выступает утверждение о инверсии структурного содержания гендерной ментальности в современном обществе. Процесс маскулинизации женщин выступает яркой особенностью современных гендерных отношений: женщины перенимают мужские стратегии поведения и эффективно применяют их для адаптации. Что касается мужчин, то они в некоторой степени утрачивают те образцы поведения, которые традиционно считались свойственными именно мужскому полу.
Человек и культура, 2018-4
Чуркина Н.А. - Образ Другого в пространстве гендерной ментальности c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Аннотация: Проблема гендерных особенностей мышления человека является актуальной в современном социокультурном знании. Предметом исследования данной статьи является гендерная ментальность, определяющая идентичность человека как представителя пола. В статье подчеркивается, что в основе механизма гендерной ментальности патриархального общества лежит принцип бинарных оппозиций. Это приводит к установлению иерархичности и различной ценностной маркированности маскулинности и феминности как основных структурных элементов гендерной ментальности. Особое внимание в статье уделяется анализу отношения к «Другому» с точки зрения бинарного структурирования гендерной ментальности. В качестве методологической основы исследования выступают работы представителей французской Школы Анналов, а также ученых, актуализирующих гендерный подход в науке. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ трансформации гендерной ментальности в современном обществе под воздействием социокультурных изменений. Принцип децентрации, который становится в современном обществе доминирующим, способствует изменению отношения к женщине как к Другому и со временем станет основой нового гендерного порядка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"