по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Осипов Сергей Викторович
Философия и культура, 2023-7
Осипов С.В. - Сталинские дома на улице Ленина: позднесоветский патриотический дискурс в неподцензурной рок-песне (1981-1991) c. 29-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39098

Аннотация: Предметом исследования является позднесоветская неподцензурная рок-песня как в общем контексте советской популярной культуры, так и в контексте патриотического дискурса в советской популярной песне 1960-1980-ых гг. Рассматривается соотношение различных сегментов советской популярной музыки и их доступ к средствам массовой коммуникации, феномен трансформации рок-музыки из маргинальной субкультуры в один из сегментов популярной советской песни. На конкретных примерах демонстрируется содержательная многогранность неподцензурной советской рок-песни, в частности - ее вклад в патриотический дискурс. Рассматривается длительность и устойчивость существования рассмотренных вариаций патриотического дискурса. К основным выводам проведенного исследования относятся: - развитие массовой/популярной песни находится в прямой зависимости от развития средств массовой коммуникации и обеспечения доступа к ним; - в 1960-1980-ые гг. советское государство утратило монополию на владение средствами доставки песенного контента слушателю; - к началу 1980-ых гг. советская рок-музыка перестала быть копией западного образца и стала именно советским/российским песенным жанром, опирающимся на отечественную мелодику, русскую литературную поэтическую традицию и т.д.; -вышеперечисленное и доступ к средствм доставки песенного контента превратили рок-песню в сегмент советской популярной музыки, как в подцензурном, так и в неподцензурном вариантах; - общественно-политическое содержание вообще и патриотическая тематика в частности не были атрибутом исключительно официальной советской песни, но находили свое выражение в творчестве авторов неподцензурной рок-сцены; - советская популярная неподцензурная песня делала патриотический дискурс значительно более разнообразным, насыщенным, острым и т.д. - выявленные интерпретации патриотического дискурса имеют устойчивое существование, актуализируясь в современной медийной среде.
Культура и искусство, 2021-5
Осипов С.В. - Играя со стереотипами: Россия и русские в анимационном сериале «Симпсоны» (1989-2020 гг.) c. 76-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.33404

Аннотация: Предметом исследования является образ СССР/России в отражении популярного анимационного телесериала "Симпсоны" на протяжении последних 30 лет, учитывая как способ подачи заложенной в медиатексте информации, так и сложность/простоту декодирования этой информации зрителем, многозначность/однозначность трактовок и т.д. Выделяются следующие связанные с СССР/Россией темы: иммиграция в США и жизнь иммигрантов на новой родине, холодная война, коммунизм и антикоммунизм, русская культура, Россия как соперник Соединенных Штатов. Отслеживаются динамика, разнообразие и специфика использования советской/российской тематики на протяжении 30 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. нюансы. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории конца XX - начала XXI вв. Новизна исследования заключается как в выявлении основых тем "русского присутствия" в сериале (на основании анализа почти 700 телевизионных эпизодов), так и в определении способов подачи этих тем (нивелирование устоявшихся стереотипов или же разоблачение их прямым текстом ради противодействия манипуляциям с общественными настроениями). Оспаривая утверждение об идеологии "Симпсонов" как о чисто неолиберальной, автор указывает на более сложную и критичную по отношению к американскому обществу картину мира "Симпсонов". Россия занимает в этом мире особое место в силу сложных двусторонних отношений со времен холодной войны, чье наследие так до конца и не преодолено. Неискоренимым рудиментом холодной войны является ассоциация России с коммунизмом, причем «коммунизм» становится синонимом любого инакомыслия. Россия также ассоциируется с богатой культурой, но культурой highbrow, малоинтересной большинству обычных граждан. Культурное несовпадение лишь усиливает общие сложности взаимопонимания, основанные на политическом противостоянии и неизжитых идейных предрассудках, против которых и направлен основной сатрический запал "Симпсонов".
Genesis: исторические исследования, 2019-6
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Император Николай II и земская делегация 6 июня 1905 г.: компромиссы и упущенные возможности c. 65-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.6.28400

Аннотация: Предметом исследования является малоизвестный эпизод Первой русской революции 1905-1907 гг.: прием императором Николаем II в Петергофе делегации земского съезда 6 июня 1905 г. Подробным рассмотрения данного события (предыстория, ход, последствия) выявляются тенденции в развитии отношений власти и общества по состоянию на май-июнь 1905 г., отмечаются сделанные обеими сторонами по пути к аудиенции компромиссы и упущенные обеими сторонами возможности, которые открывала эта аудиенция. Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, привлечены архивные материалы,мемуарная литература, материалы прессы. На примере конкретного события выявляются тенденции, характерные для всей Первой русской революции. Прием императором земской делегации 6 июня 1905 г. рассматривался прежде в общей хронологии отношений власть/общества, развития земского движения или политической деятельности участников приема. В данном исследовании в центр поставлено само событие, показан общественно-политический контекст, раскрыта предыстория, подробно описан сам прием, проанализированы выступления участников приема, описаны общественная реакция на событие и его последствия. Чтобы беспрецедентный прием царем земской делегации состоялся, обе стороны были вынуждены пойти на уступки. Цепочки взаимных микроуступок и компромиссов привели к приему, который мог стать началом сотрудничества власти и земства,но обернулся упущенными возможностями и для царя, и для оппозиции по вине обеих сторон. Исходя из конкретного эпизода, авторы отмечают специфику Первой русской революции в постепенности преобразований и наличии устойчивого государственного порядка как стороны заключающихся компромиссов.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-2
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Организационные и технические проблемы становления белогвардейской наградной системы c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.2.28672

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы организационно-технического обеспечения функционирования наградных институтов различных белогвардейских армий периода Гражданской войны в России. Анализируются проблемы административного, производственно-технического и кадрового характера, проявившиеся при разработке и производстве групп наград различных белогвардейских формирований и правительств. Сравниваются подходы и возможности белых и красных в формировании наградных систем. Освещаются каналы обеспечения белогвардейских частей и подразделений наградными знаками и сырьем для их изготовления. Выделяются специфические особенности белогвардейской наградной системы Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод. Многосторонний анализ множества разрозненных объектов (наград) позволяет сделать обобщающие выводы касательно специфических проблем и особенностей белогвардейской наградной системы и указать на элементы преемственности и новизны в данной системе. Новизна исследования заключается в отказе от традиционного индивидуально-описательного подхода к наградам и выявлении общих проблем и подходов белогвардейских правительств относительно наградной системы, причем упор сделан на организационные и производственно-технические сложности. Авторы указывают на различные способы организации производства наград (дореволюционные запасы, централизованные заказы командования, личные инициативы командиров подразделений,размещение заказов за границей и т.д.), источники сырья (переплавка царских наград, конфискации у ювелиров и церкви, золотой запас и т.д.). Общие проблемы Белого движения отразились и в наградной системе: отсутствие единой системы, ограниченные сырьевые и производственные возможности, падение качества. Именно попытки ограниченным набором средств создать наградную систему и сделали белогвардейскую наградную систему уникальным явлением.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-1
Осипов С.В. - Формирование исторической памяти: образ короля Георга VI в англо-американском кино и телевидении c. 187-205

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.1.28122

Аннотация: Предметом исследования является формирование исторической памяти средствами массовой культуры на примере конкретной личности - британского короля Георга VI, чей образ был фактически заново сформирован в последние 10 лет и явлен публике после десятилетий забвения/однобокого подхода. Материалом для исследования стали более 10 теле- и киновоплощений короля Георга VI, представляющие собой преимущественно контекстуальные или герменевтические биографии самого Георга или близких к нему исторических персон, произведенные в последние 40 лет. Методом исследования является анализ и социально-культурная интерпретация серии кино- и телеобращений к образу Георга VI c целью выявления динамики и особенностей формирования образа исторического персонажа в массовой культуре и исторической памяти. Автор приходит к выводу, что за последние десять лет англо-американское кино и телевидение заново сформировали образ короля Георга VI в качестве узнаваемой исторической персоны, прочно привязанной к важнейшим историческим событиям и личностям XX века и обладающей целым набором замечательных качеств. Георг VI был заново представлен как положительный и активный персонаж британской истории в той полноте, которая ранее присутствовала на страницах специальных исследований о короле, но не в массовой культуре. Сложившийся в среде профессиональных историков консенсус касательно фигуры Георга VI был успешно перенесен в сферу массовой культуры, и та оказала существенное влияние на формирование исторической памяти о покойном короле.
Культура и искусство, 2018-6
Осипов С.В. - Меняющаяся Россия и меняющаяся бондиана: страна и люди в зеркале медийной франшизы (1962-2015 гг.) c. 25-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26463

Аннотация: Предметом исследования является меняющийся образ СССР/России в отражении популярной медийной франшизы о Джеймсе Бонде в период с 1962 по 2015 гг. Отслеживаются насыщенность, целесообразность и особенности использования советской/российской тематики на протяжении 50 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. компоненты. Выделяются разные периоды обращения бондианы к советской/российской тематике с разной степенью глубины и критичности отражения СССР/России. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории второй половины 20 - начала 21 вв. Исследование отталкивается от инициатив российских властей по применению "мягкой силы", которые, как представляется, используют слишком узкий набор форматов. Автор обращает внимание на успешность формата мультимедийной франшизы, практикуемого западной массовой культурой. Бондиана берется как пример успешной франшизы с политическим подтекстом. Изучение обращений бондианы к образу СССР/России помогает понять механизмы успеха франшизы и что именно за образ она формирует; оценивает ее стереотипность/оригинальность. Автор заключает, что, вопреки мнению советской кинокритики, бондиана не несла в себе образа врага и тяготела к нейтрально-положительному образу СССР. Негативный образ России 90-ых гг. объективно обоснован, в дальнейшем российский компонент уходит из бондианы в связи со смещением фобий Запада в сторону мирового терроризма. Пиками интереса к советской/российской тематике были 2-я пол. 70 - сер. 80-ых гг. и сер. 90-ых гг., что имело четкую взаимосвязь с политическими процессами в реальном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.