по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Осипов Сергей Викторович
Философия и культура, 2023-7
Осипов С.В. - Сталинские дома на улице Ленина: позднесоветский патриотический дискурс в неподцензурной рок-песне (1981-1991) c. 29-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39098

Аннотация: Предметом исследования является позднесоветская неподцензурная рок-песня как в общем контексте советской популярной культуры, так и в контексте патриотического дискурса в советской популярной песне 1960-1980-ых гг. Рассматривается соотношение различных сегментов советской популярной музыки и их доступ к средствам массовой коммуникации, феномен трансформации рок-музыки из маргинальной субкультуры в один из сегментов популярной советской песни. На конкретных примерах демонстрируется содержательная многогранность неподцензурной советской рок-песни, в частности - ее вклад в патриотический дискурс. Рассматривается длительность и устойчивость существования рассмотренных вариаций патриотического дискурса. К основным выводам проведенного исследования относятся: - развитие массовой/популярной песни находится в прямой зависимости от развития средств массовой коммуникации и обеспечения доступа к ним; - в 1960-1980-ые гг. советское государство утратило монополию на владение средствами доставки песенного контента слушателю; - к началу 1980-ых гг. советская рок-музыка перестала быть копией западного образца и стала именно советским/российским песенным жанром, опирающимся на отечественную мелодику, русскую литературную поэтическую традицию и т.д.; -вышеперечисленное и доступ к средствм доставки песенного контента превратили рок-песню в сегмент советской популярной музыки, как в подцензурном, так и в неподцензурном вариантах; - общественно-политическое содержание вообще и патриотическая тематика в частности не были атрибутом исключительно официальной советской песни, но находили свое выражение в творчестве авторов неподцензурной рок-сцены; - советская популярная неподцензурная песня делала патриотический дискурс значительно более разнообразным, насыщенным, острым и т.д. - выявленные интерпретации патриотического дискурса имеют устойчивое существование, актуализируясь в современной медийной среде.
Культура и искусство, 2021-5
Осипов С.В. - Играя со стереотипами: Россия и русские в анимационном сериале «Симпсоны» (1989-2020 гг.) c. 76-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.33404

Аннотация: Предметом исследования является образ СССР/России в отражении популярного анимационного телесериала "Симпсоны" на протяжении последних 30 лет, учитывая как способ подачи заложенной в медиатексте информации, так и сложность/простоту декодирования этой информации зрителем, многозначность/однозначность трактовок и т.д. Выделяются следующие связанные с СССР/Россией темы: иммиграция в США и жизнь иммигрантов на новой родине, холодная война, коммунизм и антикоммунизм, русская культура, Россия как соперник Соединенных Штатов. Отслеживаются динамика, разнообразие и специфика использования советской/российской тематики на протяжении 30 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. нюансы. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории конца XX - начала XXI вв. Новизна исследования заключается как в выявлении основых тем "русского присутствия" в сериале (на основании анализа почти 700 телевизионных эпизодов), так и в определении способов подачи этих тем (нивелирование устоявшихся стереотипов или же разоблачение их прямым текстом ради противодействия манипуляциям с общественными настроениями). Оспаривая утверждение об идеологии "Симпсонов" как о чисто неолиберальной, автор указывает на более сложную и критичную по отношению к американскому обществу картину мира "Симпсонов". Россия занимает в этом мире особое место в силу сложных двусторонних отношений со времен холодной войны, чье наследие так до конца и не преодолено. Неискоренимым рудиментом холодной войны является ассоциация России с коммунизмом, причем «коммунизм» становится синонимом любого инакомыслия. Россия также ассоциируется с богатой культурой, но культурой highbrow, малоинтересной большинству обычных граждан. Культурное несовпадение лишь усиливает общие сложности взаимопонимания, основанные на политическом противостоянии и неизжитых идейных предрассудках, против которых и направлен основной сатрический запал "Симпсонов".
Genesis: исторические исследования, 2019-6
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Император Николай II и земская делегация 6 июня 1905 г.: компромиссы и упущенные возможности c. 65-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.6.28400

Аннотация: Предметом исследования является малоизвестный эпизод Первой русской революции 1905-1907 гг.: прием императором Николаем II в Петергофе делегации земского съезда 6 июня 1905 г. Подробным рассмотрения данного события (предыстория, ход, последствия) выявляются тенденции в развитии отношений власти и общества по состоянию на май-июнь 1905 г., отмечаются сделанные обеими сторонами по пути к аудиенции компромиссы и упущенные обеими сторонами возможности, которые открывала эта аудиенция. Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, привлечены архивные материалы,мемуарная литература, материалы прессы. На примере конкретного события выявляются тенденции, характерные для всей Первой русской революции. Прием императором земской делегации 6 июня 1905 г. рассматривался прежде в общей хронологии отношений власть/общества, развития земского движения или политической деятельности участников приема. В данном исследовании в центр поставлено само событие, показан общественно-политический контекст, раскрыта предыстория, подробно описан сам прием, проанализированы выступления участников приема, описаны общественная реакция на событие и его последствия. Чтобы беспрецедентный прием царем земской делегации состоялся, обе стороны были вынуждены пойти на уступки. Цепочки взаимных микроуступок и компромиссов привели к приему, который мог стать началом сотрудничества власти и земства,но обернулся упущенными возможностями и для царя, и для оппозиции по вине обеих сторон. Исходя из конкретного эпизода, авторы отмечают специфику Первой русской революции в постепенности преобразований и наличии устойчивого государственного порядка как стороны заключающихся компромиссов.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-2
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Организационные и технические проблемы становления белогвардейской наградной системы c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.2.28672

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы организационно-технического обеспечения функционирования наградных институтов различных белогвардейских армий периода Гражданской войны в России. Анализируются проблемы административного, производственно-технического и кадрового характера, проявившиеся при разработке и производстве групп наград различных белогвардейских формирований и правительств. Сравниваются подходы и возможности белых и красных в формировании наградных систем. Освещаются каналы обеспечения белогвардейских частей и подразделений наградными знаками и сырьем для их изготовления. Выделяются специфические особенности белогвардейской наградной системы Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод. Многосторонний анализ множества разрозненных объектов (наград) позволяет сделать обобщающие выводы касательно специфических проблем и особенностей белогвардейской наградной системы и указать на элементы преемственности и новизны в данной системе. Новизна исследования заключается в отказе от традиционного индивидуально-описательного подхода к наградам и выявлении общих проблем и подходов белогвардейских правительств относительно наградной системы, причем упор сделан на организационные и производственно-технические сложности. Авторы указывают на различные способы организации производства наград (дореволюционные запасы, централизованные заказы командования, личные инициативы командиров подразделений,размещение заказов за границей и т.д.), источники сырья (переплавка царских наград, конфискации у ювелиров и церкви, золотой запас и т.д.). Общие проблемы Белого движения отразились и в наградной системе: отсутствие единой системы, ограниченные сырьевые и производственные возможности, падение качества. Именно попытки ограниченным набором средств создать наградную систему и сделали белогвардейскую наградную систему уникальным явлением.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-1
Осипов С.В. - Формирование исторической памяти: образ короля Георга VI в англо-американском кино и телевидении c. 187-205

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.1.28122

Аннотация: Предметом исследования является формирование исторической памяти средствами массовой культуры на примере конкретной личности - британского короля Георга VI, чей образ был фактически заново сформирован в последние 10 лет и явлен публике после десятилетий забвения/однобокого подхода. Материалом для исследования стали более 10 теле- и киновоплощений короля Георга VI, представляющие собой преимущественно контекстуальные или герменевтические биографии самого Георга или близких к нему исторических персон, произведенные в последние 40 лет. Методом исследования является анализ и социально-культурная интерпретация серии кино- и телеобращений к образу Георга VI c целью выявления динамики и особенностей формирования образа исторического персонажа в массовой культуре и исторической памяти. Автор приходит к выводу, что за последние десять лет англо-американское кино и телевидение заново сформировали образ короля Георга VI в качестве узнаваемой исторической персоны, прочно привязанной к важнейшим историческим событиям и личностям XX века и обладающей целым набором замечательных качеств. Георг VI был заново представлен как положительный и активный персонаж британской истории в той полноте, которая ранее присутствовала на страницах специальных исследований о короле, но не в массовой культуре. Сложившийся в среде профессиональных историков консенсус касательно фигуры Георга VI был успешно перенесен в сферу массовой культуры, и та оказала существенное влияние на формирование исторической памяти о покойном короле.
Genesis: исторические исследования, 2018-7
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России (вторая половина XVIII – начало XX вв.) c. 96-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26465

Аннотация: Объектом исследования являются наградные знаки, которыми награждались за успехи в учебе и поведении учащиеся системы среднего и высшего образования в дореволюционной России (конец 18-начало 20 вв.), этапы становления наградной системы, конкретные знаки отличия и т. д. Отмечается многофункциональность образовательных наград, их значительная материальная ценность равно как и ценность при трудоустройстве. Рассматриваются механизмы обеспечения престижности данных наград. Приводятся описания конкретных наградных знаков различных высших учебных заведений (медали, перстни, жетоны, шифры). На основе анализа собранного массива данных с помощью историко-генетической методологии определяются истоки, особенности и этапы развития наградной системы, выделяются её уровни, указывается на моральный и материальный аспекты. Авторы систематизируют сведения о наградах средней и высшей школы царской России, обращая внимание на комплексный характер многих знаков отличия (моральное поощрение, материальное поощрение, знак корпоративной солидарности). Выделяются четыре уровня наград: первый (золотые и серебряные медали и золотые шифры ), второй - Высочайше пожалованные медали для выпускников отдельных учебных заведений и специальных училищ, третий (грамоты, наградные листы, книги н за успехи в учёбе в течение обучения в конце четверти, полугодия или учебного года),четвёртый – памятные подарки (золотые и серебряные выпускные жетоны, золотые перстни). Делаются выводы о преимуществах дореволюционной наградной системы в плане наличия материальной составляющей, преимуществ при приеме на государственную службу и т.д.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.