ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Гаврилова Наталья Владимировна
Гаврилова Н.В. - Тенденции в интерпретации пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в современном театре |
|
c. 28-36
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.10.33890
Аннотация: Cтатья посвящена анализу тенденций в интерпретации пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в современном театре. Предметом исследования являются четыре театральных постановки пьесы на отечественной сцене: «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в Театре им. Евгения Вахтангова (2009), «Дядя Ваня» Андрея Щербана в Александринском театре (2009), «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского в Театре им. Моссовета (2009) и «Дядя Ваня» Стефана Брауншвейга в Театре Наций (2019). Данные постановки отражают как извечные вопросы бытия, поднимаемые пьесой А. П. Чехова, так и актуальные изменения, происходящие с восприятием пьесы в современном мире. Исследование данных постановок и их анализ в контексте чеховской пьесы и современных реалий жизни по сравнению с XIX веком ранее никогда не становились самостоятельным объектом изучения, поэтому научная новизна данной работы заключается в осмыслении значения пьесы «Дядя Ваня», написанной в конце XIX века, для XXI века и определении актуальных для современного человека проблем и вопросов, поднимаемых в пьесе. С помощью смыслообразующих тем пьесы режиссеры говорят о вымирании доброты, о природном и человеческом вырождении, о человеческой разобщенности и непонимании. Актуализация данных вопросов отражает их сегодняшнюю злободневность. Тем самым пьеса «Дядя Ваня» свидетельствует о своей своевременности и непреходящей жизненности для XXI века.
Гаврилова Н.В. - Эссе Д. Фридмана или о пьесах А. П. Чехова в современном театре |
|
c. 85-94
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2018.3.27047
Аннотация: В предлагаемой статье рассматривает вопрос о современном состоянии чеховских пьес в театральных постановках в связи с провокационным эссе английского театрального критика Джона Фридмана. Целью исследования является изучение проблемы современного состояния чеховских пьес в современном театре и опровержение суждений, предложенных Д. Фридманом, о необходимости прекращения чеховских постановок в связи с утратой оригинального смысла пьес. В ходе работы рассмотрены основные положения английского критика, касающиеся драматургии А. П. Чехова и места русского драматурга в современном театре и мировой литературе, а также разобрана полемика, возникшая в «Чеховском вестнике» в ответ на эссе среди литературоведов, театральных критиков, режиссеров и студентов. В основу нашего исследования положены такие литературоведческие методы, как: сравнительный, аналитический, критический, типологический, историко-функциональный. Неоднозначность интерпретаций чеховских пьес давно волнует чеховедов, и новизна проведенного нами исследования заключается в том, что данная работа способствует расширению взглядов на эту проблему и вносит свой вклад в изучение сегодняшнего отношения к пьесам Чехова и смыслового наполнения его драматургии. К тому же, точка зрения английского критика и полемика специалистов по творчеству Чехова не становились ранее самостоятельными объектами изучения. В результате работы предложен вывод о неугасающем интересе к чеховским пьесам, глубина которых подталкивает режиссеров постоянно переосмысливать их. Тем самым развитие современного театра невозможно представить без пьес Чехова.
|