по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сергеев Дмитрий Олегович
Арктика и Антарктика, 2023-4
Хименков А.Н., Сергеев Д.О., Кулаков А.П., Романов А.В. - Особенности организации инженерно-геокриологического мониторинга автомобильных дорог, эксплуатируемых на территориях распространения многолетнемерзлых пород c. 125-157

DOI:
10.7256/2453-8922.2023.4.68814

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой статьи является оценка состояния инженерно-геокриологического мониторинга геотехсистем (ГТС) автомобильных дорог на территории распространения многолетнемёрзлых пород. Предмет исследования – комплекс мероприятий по сбору, обработке и накоплению данных о деформациях автомобильных дорог, выявлению причин их появления и принятию решений по их устранению. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как причины возникновения деформаций объектов автодороги в разных геокриологических условиях. Особое внимание уделяется анализу различных вариантов получения первичной информации. Автомобильные дороги в криолитозоне с самого начала эксплуатации подвергаются интенсивным деформациям, которые возобновляются и после проведения ремонтно-восстановительных работ. Причиной этого являются не только нарушения в проведении изыскательских и проектных работах, но и воздействие данных объектов на мерзлотные условия территории, вызывающие активизацию комплекса криогенных процессов. Основным методом, используемым в данной публикации, является анализ фондовых и литературных материалов по мерзлотным условиям и криогенным процессам на сооружениях автомобильных дорог и прилегающих территорий Основными выводами проведённого исследования являются: деформации на автомобильных дорогах в криолитозоне обусловлены комплексом причин, связанных с интенсивными фазовыми переходами воды в толщах горных пород, что кардинально отличает их от аналогичных геосистем, сформированных в более южных районах; инженерно-геокриологический мониторинг рассматриваемых объектов необходимо осуществлять на основе взаимодействия эксплуатирующей организации, структуры ведущей научное сопровождение и центра принятия управленческих решений; существующая нормативная база не соответствует проблемам возникшим при эксплуатации автомобильных дорог в криолитозоне. Новизна исследования заключается в том, что были совместно рассмотрены различные варианты мерзлотных условий, наблюдаемые криогенные процессы, совокупность деформаций объектов автомобильных дорог в области распространения многолетнемёрзлых пород, соотношение стационарных и периодических наблюдений, структура информационного и организационного обеспечения.
Арктика и Антарктика, 2018-2
Хименков А.Н., Власов А.Н., Волков-Богородский Д.Б., Сергеев Д.О., Станиловская Ю.В. - ФЛЮИДОДИНАМИЧЕСКИЕ ГЕОСИСТЕМЫ В КРИОЛИТОЗОНЕ. 2 Часть Криолитодинамические и криогазодинамические геосистемы c. 48-70

DOI:
10.7256/2453-8922.2018.2.26377

Аннотация: Вторая часть статьи посвящена рассмотрению условий возникновения и развития двух видов флюидов в многолетнемёрзлых породах: потоков мерзлых пород и льда и газовых потоков. Эту работу затрудняет отсутствие соответствующего понятийного аппарата, разработанных классификаций, систематизированных признаков выделение различных по генезису динамических образований в мёрзлых породах. В работе проанализирован понятийный аппарат флюидогеодинамики, используемый в геологии, и рассмотрена возможность его использования в геокриологии. Проанализированы условия развития различных типов литогенных флюидов: за счёт формирования ядра жёсткости, движения мёрзлых пород по склону, субаквальных оползней, складкообразования у боковой поверхности растущих повторно-жильных льдов. Основное внимание уделено построению феноменологических моделей формирование флюидов в многолетнемёрзлых грунтах, дополненному структурным методом и методом актуализма. На основе анализа строения воронки газового выброса (Ямальского кратера) рассмотрена возможность и условия фильтрации газа сквозь льдистые многолетнемёрзлые породы. Предложена математическая модель напорной фильтрации газовых флюидов в структурно-неоднородной среде (в грунте) на основе уравнения Бринкмана, применительно к многолетнемёрзлым породам.
Арктика и Антарктика, 2017-4
Хименков А.Н., Станиловская Ю.В., Сергеев Д.О., Власов А.Н., Волков-Богородский Д.Б., Мерзляков В.П., Типенко Г.С. - Развитие взрывных процессов в криолитозоне в связи с формированием Ямальского кратера c. 13-37

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.4.25094

Аннотация: Аннотация. Предметом исследования являются естественные взрывные процессы в криолитозоны. Объектом исследования является Ямальский кратер. Авторами подробно рассматриваются группы естественных взрывных процессов на территории распространения многолетнемерзлых пород. Предложен новый подход в теории формирования воронок газового выброса. Он базируется на механизме миграции газовых флюидов из зоны диссоциации газогидратов в вышележащую толщу многолетнемёрзлых пород. Зона диссоциации формируется на участках локального прогрева за счёт поступления тепла сверху. Показана стадийность процессов подготовки взрывного процесса сформировавшего Ямальский кратер. Проведён расчёт давления выброса мёрзлой кровли при формировании Ямальского кратера. Выделены, и охарактеризованы 4 фазы подготовки естественных взрывных процессов. Рассмотрены различные сценарии подготовки естественных взрывных процессов в криолитозоне. Создание феноменологической модели процессов тепломассопереноса и напряженно-деформированного состояния в мёрзлых породах содержащих газовые гидраты при изменении температуры и давления. Экспериментальное и теоретическое исследование процессов разложения газогидратов Разработка подходов к оценке обеспечения устойчивости природно-технических систем Арктики, включающих мёрзлые породы содержащие газогидраты в условиях меняющегося климата и растущей техногенной нагрузки. Основными выводами проведённого исследования являются: взрывы гидролакколитов и образование воронок газового выброса относятся к одной группе процессов - физическим взрывам естественного происхождения; подготовка взрывных процессов в многолетнемёрзлвх породах, проходит через несколько стадий; при подготовке взрывов естественного происхождения в многолетнемёрзлых породах, большую роль играет миграция газовых флюидов
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.