по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Артемьева Ольга Аркадьевна
Психология и Психотехника, 2020-4
Артемьева О.А., Синёва О.В. - В поисках научного коллектива Л. С. Выготского c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34639

Аннотация: Хотя Л. С. Выготский занимает центральное место в истории отечественной психологии в силу уникального вклада в развитие научной мысли и организацию работы новых научных центров, собственно научный коллектив под руководством Л.С Выготского в данной статье впервые выступает в качестве предмета самостоятельного научного исследования. Обсуждаются результаты целеописательного биографического анализа, материалом которого стали историко-психологические источники, опубликованные свидетельства очевидцев–современников Л. С. Выготского, зафиксированные в форме официальных и неофициальных документов: воспоминания, данные бесед и интервью, научные автобиографии, стенограммы выступлений, биографические статьи, а также изданные архивные материалы. Новизна реализованного исследовательского подхода состоит в обращении к научной деятельности Л.С Выготского и его научной школы с позиций теории коллектива. Выявлено, что, в силу работы в разных учреждениях, различия целей научной деятельности, группа ученых под руководством Л. С. Выготского не может быть определена как коллектив. Лидер советской психологии и дефектологии возглавлял несколько связанных научных коллективов: с 1924 г. их основной базой был Институт экспериментальной психологии, с 1929 г. – Экспериментальный дефектологический институт и Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, с 1932 г. – Всесоюзный институт экспериментальной медицины. Для организации эффективной научной работы коллективов существенное значение имели творческие, педагогические и организаторские способности Л. С. Выготского. Ученый реализовал демократический стиль руководства, основанный на единстве руководства, познания и общения. Возглавляемая Л. С. Выготским научная школа – исследовательский коллектив была объединена прогрессирующей экспериментально и практико-ориентированной научно-исследовательской программой, чувствительной к общественным потребностям в построении теории и системы психологической помощи в СССР.
Психология и Психотехника, 2019-4
Артемьева О.А. - Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31238

Аннотация: Реализуется историко-психологический подход к решению проблемы взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР. Обсуждаются результаты эмпирического исследования с применением методов биографического и событийного анализа, сленгового анализа заголовков, качественного и количественного анализа научных и практико-ориентированных публикаций ведущих советских психологов, а также официальных документов, регламентировавших организацию психологической науки и практики. Впервые предлагается периодизация развития взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР; дается краткая характеристика каждого из периодов. Определяется значение государственной организации и регламентации науки и практики, а также самоорганизации психологов. Делается вывод о влиянии кардинальных изменений социальных условий развития отечественной психологии в начале и в конце ХХ века, в частности революции 1917 г., «перестройки» и последующего распада СССР, прежде всего, на состояние психологической практики. Ставится проблема преемственности в развитии исследовательской и практической психологии в России; отмечается ее связь с решением педагогических задач. Проведенный анализ позволяет расширить историографические представления о закономерностях развития взаимоотношений психологической науки и практики в СССР и проследить генезис «схизиса» исследовательской и практической психологии в современной России.
Психолог, 2018-5
Артемьева О.А. - Призрак изоляционизма в российской психологии первой половины ХХ века: социальные и методологические установки ученых c. 14-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27221

Аннотация: Статья посвящена проблеме изоляционизма русской и советской психологии. Представляются основные теоретические подходы к ее решению в отечественной и западной психологии. Предлагается и реализуется социально-психологический подход, предполагающий анализ регуляторов научной деятельности психологов в связи социальным контекстом развития науки. Предметом исследования выступают социальные и методологические установки отечественных психологов в первой половине ХХ века. Основной метод исследования – историко-научная реконструкция развития психологии. Материалом качественного анализа стали официальные партийные документы, биографические, библиографические, архивные данные о деятельности ведущих российских психологов. С опорой на авторскую концепцию социально-психологической детерминации развития психологии, определяются особенности социализации и научной профессионализации как основных механизмов, ответственных за формирование социальных и методологических установок русских дореволюционных и советских психологов. Выявляются причины и закономерности реализации изоляционистских установок в развитии советской психологии. Делается вывод о том, что изоляционистская установка была не имманентна отечественной психологии, а навязана извне, партийным руководством страны. Будучи непродуктивным социально-психологическим феноменом, она все же определила формирование позитивной методологической установки на самобытный марксистский подход, работу по построению объективной психологии деятельности, ориентированной на практику.
Психолог, 2017-6
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Социальная детерминация развития научно-практических течений советской психологии в первой половине ХХ века: результаты исследования c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.21612

Аннотация: Обосновывается проблема социальной детерминации развития практической психологии в России. Предлагается ее историко-научное решение на материале истории развития основных течений отечественной практической психологии в первой половине XX столетия. Дается краткая характеристика основных современных подходов к определению условий, предпосылок, факторов и результатов социальной детерминации развития педологического, психоаналитического и психотехнического течений в 1920-х–начале 1930-х гг. Представляются результаты эмпирического исследования детерминации развития и кризиса течений в первой половине XX столетия с применением таких методов историко-психологического исследования, как анализ продуктов научной деятельности, биографический и библиографический анализ, методы историко-психологической реконструкции и разработки периодизации исторического процесса. Выделяются основные социальные условия развития научно-практических течений: 1) советская научная политика; 2) общественная потребность в практико-ориентированных исследованиях, проявившаяся в производственной, идеологической, социальной и административной сферах. Впервые раскрывается основной механизм социальной детерминации развития научно-практических течений советской психологии – институционализация. Определяются специфические черты советской научной политики в отношении практической психологии: ее амбивалентный характер и значение для процессов деинституционализации (упразднение научно-исследовательских центров, ликвидация специализированных печатных органов и т.п.). Предлагается периодизация развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX столетия с учетом социального контекста.
Психология и Психотехника, 2015-6
Артемьева О.А., Курбатова М.В. - Монотеизм с позиций психоанализа

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.14905

Аннотация: В статье представлены основы психоаналитического подхода к исследованию образа Бога в монотеизме: они реализуют его антропоцентрическую, гуманистическую трактовку. По мнению З. Фрейда и К.Г. Юнга, образ Бога в иудаизме и христианстве, с одной стороны, наделяется чертами человеческой личности и обязанностями родителя, с другой – представляет некий идеал развития человека, предполагающий интеграцию всех субстанций личности в целостную систему. Иначе говоря, идея и образ Бога либо выводится из личного опыта человека и группы, либо рассматривается как средство развития личности. Хотя нивелирование сакрального содержания образа Бога приводит к упрощению изучаемого феномена, представления о его психологическом значении и потенциале видятся ценными для теории и практики психоаналитической помощи невротической личности нашего времени. Проводится анализ книг З. Фрейда «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм», работ К.Г. Юнга «Ответ Иову», «Психология и религия» и др. Реконструируются взгляды авторов на психологические корни и значение религии – как конструкта психики, защищающей себя от травмирующего воздействия окружающей реальности, или содержания коллективного бессознательного, способствующего индивидуации. Соответственно в качестве условия преодоления неврозов, с одной стороны, рассматривается отречение от религии, а с другой – обращение к религиозному опыту как источнику жизни, смысла и красоты.
Психолог, 2014-2
Артемьева О.А. - Советская психотехника: социальная биография научно-практического течения c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12015

Аннотация: История отечественной психологии 1920-1930-х гг. представляет редкий науковедческий материал. В это время под действием уникальных социальных условий наблюдался рост и ликвидация целого ряда научно-практических течений – психоанализа, педологии, психотехники. Обращение к истории развития каждого из этих течений позволяет вскрыть существенные закономерности социальной детерминации науки. В представляемой работе на основе анализа историко-научных, в том числе архивных, материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются трагические судьбы ее лидеров И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Выделяются этапы социальной биографии психотехнического течения как субъекта научной деятельности. Дается характеристика социальных условий его становления и ликвидации в советской России. В качестве результата социальной детерминации развития течения прослеживается смена методологических установок советских психотехников. При реконструкции «социальной биографии» советской психотехники анализировались основные публикации и личные документы ее научных лидеров, результаты историко-психологических исследований и официальные документы, регулировавшие деятельность советских психотехников в 1920–1930 гг. Проведенная работа позволила сделать вывод о зависимости развития научно-практического течения от таких социальных условий, как экономические, идеологические и политические. Особое внимание уделяется амбивалентному характеру влияния советской научной политики: с одной стороны, репрессии в отношении ученых-практиков приводили к подавлению исследовательской инициативы и ослаблению научно-технического потенциала страны, с другой – советская научная политика способствовала объединению научного сообщества на основе общих методологических принципов.
Психолог, 2013-3
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии c. 249-270

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.599

Аннотация: В статье раскрывается проблема соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. На основе анализа обобщающих работ В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, О.Г. Носковой, Т. Лихи, Р. Смита и других отечественных и зарубежных историков психологии делается экскурс в историю становления и развития прикладных и практических течений в психологии, прежде всего педологии и психотехники. Для анализа историко-научных и методологических закономерностей привлекается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии, предложенная Л.С. Выготским. Рассмотрение более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Раскрываются возможности разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития. Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-2419.2012.6.
Психология и Психотехника, 2013-2
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Прикладная психология и психологическая практика: к истории и теории вопроса

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7287

Аннотация: В связи с интеграционными процессами, происходящими в современной психологии, обосновывается актуальность проблемы соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. В историко-научном контексте определяются основные направления ее решения проблемы. Рассматривается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии в работах Л.С. Выготского. Анализ более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Представлена попытка более детального разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития.
Психология и Психотехника, 2011-5
Артемьева О.А. - Социальная биография советской психотехники
Аннотация: На основе анализа историко-научных материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются судьбы ее субъектов, этапы и условия становления и ликвидации научно-практического направления в советской России. Определяются особенности динамики методологических установок советских психотехников. Обосновывается зависимость развития прикладной отрасли науки от социальных условий: экономических, идеологических и политических. Отдельное внимание уделяется результатам государственного контроля над развитием фундаментальной и особенно прикладной науки; делается вывод о преобладании негативных последствий, связанных с ограничивающим характером научной политики в условиях тоталитарного режима.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"