по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Раитина Маргарита Юрьевна
Философия и культура, 2018-8
Раитина М.Ю. - Концептуализация творчества как деятельности «чистого разума» в рационалистической философии c. 14-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.27155

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение специфики концептуализации творчества как феномена в рационалистической философской традиции. Данная концептуализация означает переход от понимания творчества как атрибута бытия к его пониманию в качестве самого значимого атрибута человеческого бытия, как деятельности всесильного, то есть «чистого разума». Отмечено, что новизна как результат рациональной активности творческого субъекта предопределена универсальной, субстанциональной природой мира, проявляющейся в единых закономерностях, которые, в свою очередь, должны быть открыты. Важными исследовательскими средствами выступают методы философской интерпретации, культурно-исторической реконструкции понятия творчества, принципы социокультурного подхода. Научная новизна заключается в определении аналогов «чистого разума» и его детерминирующей роли понимания феномена творчества в дискурсе рационалистической философии. Выявлен определяющий концепт – человек творческий, включающий в себя характеристики полной уверенности во всесилии разума как источника всех творческих интенций и абсолютизации возможности творческих изысканий в области научного познания, в области покорения и преобразования окружающего мира. Сделан вывод, что рационалистическая философская традиция задает логико-гносеологические ориентиры при философской концептуализации творчества.
Философия и культура, 2018-7
Раитина М.Ю. - К вопросу об иррационалистических концептуализациях творчества в философии c. 59-68

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.7.26799

Аннотация: Предметом исследования является анализ динамики иррационалистических кконцептуальных построений творчества в истории философской мысли ХIХ-ХХ веков. Выявлено, что в соответствии с открытием и возведением в ранг наибольшей значимости того или иного слоя, аспекта иррационального складываются художественный, политический, общий философский и другие дискурсы. Особое внимание уделено рассмотрению проблемы творчества в концепциях А. Шопенгауэра, А. Бергсона, в философии жизни Г. Зиммеля, Ф. Ницше, Новалиса, Ф. Шлейермахера, Дж. Рескина, Н. Бердяева, анализировавших творчество как атрибут человеческого бытия, в значительной степени воплощение человеческой иррациональности. Важным исследовательским средством выступает исторический метод, эксплицированный через применение логического метода, а также метод теоретико-исторической реконструкции понятия творчества. Новизна исследования заключается в осмыслении тенденций генезиса и формирования концепций творчества в философии иррационализма. Сделан вывод, что исследование проблемы творчества сквозь призму иррационального в той или иной мере характерно для всех теоретических философских систем эпохи отказа от культа Разума, что показывает детерминантную роль социокультурного контекста, ментального содержания культурной ауры эпохи. Как следствие иррационалистические интерпретации творчества в философии являются важной компонентой в целостном осмыслении концептуализаций творчества в культурно-исторической реконструкции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.