по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лаврова Светлана Витальевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-5
Лаврова С.В., Новик Ю.О. - Внутреннее пространство и пластическая коммуникация в контактной импровизации Стива Пэкстона c. 78-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30897

Аннотация: Статья посвящена феномену контактной импровизации, основоположником которого стал хореограф Стив Пэкстон. Техника контактной импровизации получила сегодня широкое распространение, зародившись в Америке в 1970 х годах. Стив Пэкстон определил контактную импровизацию как образование «сферического пространства», которое является «результатом изменений пространственной и кинестетической ориентации в течение короткого времени». В пластике контактной импровизации как индивидуальное тело, так и межличностная система могут занимать метастабильную позицию. Такое же явление мы видим и в иных импровизационных экспериментах. Основополагающим методом исследования становится сравнительный анализ: философских истоков контактной импровизации, в частности связь с одним из постулатов А. Бергсона, относительно того, что «всякое деление материи на независимые тела с абсолютно определенными контурами есть деление искусственное», а также связь с идеями современных ученых когнитивистов и психологов. Сравнивая контактную импровизацию с аналогичным явлением ансамблевой импровизации в творчестве Штокхаузена («Из семи дней»), автор делает вывод о том, что в обоих случаях отправной точкой импровизации становится проекция индивидуальных особенностей физических состояний участников (сердечного ритма, дыхания, специфики отражения исходных образов движения в импровизации и других аспектов).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Лаврова С.В. - История Джезуальдо ди Веноза как оперный сюжет: «Лживый свет моих очей» Сальваторе Шаррино и «Джезуальдо считают убийцей» Лука Франческони c. 35-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29644

Аннотация: Статья посвящена теме жизни и творчества итальянского композитора эпохи Возрождения Карло Джезуальдо Ди Веноза в качестве оперного сюжета. В статье рассматриваются две различные трактовки одной из самых загадочных историй — убийства на почве ревности жены и любовника, которое осуществил известный композитор. В статье рассматривается тема наследия Карло Джезуальдо в новой музыке и обращение к этой теме в качестве цитированного материала. Особый интерес представляет причина по которой наследие композитора оказывается столь актуальным для рефлексий музыки ХХ — ХХI века, приводятся разнообразные примеры интерпретаций музыки Карло Джезуальдо в конце ХХ – начале ХХI века. Выводом из проведенного исследования становится выявление различных композиторских позиций в отношении жизненной истории и творчества композитора. Основа оперного сюжета Сальваторе Шаррино — рассказ инструментально-звуковыми средствами безмолвных свидетелей злодеяния — ночной природы, птиц и насекомых. Лука Франческони иначе определяет свою позицию. Он не считает Карло Джезуальдо убийцей и убийства не происходит. Не менее интересные выводы можно сделать относительно переоценки этими двумя композиторами музыкального наследия: Шаррино избегает прямых цитат, выбирая элегию Клода ле Жюна, которая проходит красной нитью чрез оперу, а Франческони — препарирует электронными средствами фрагменты известной музыки Карло Джезуальдо.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-1
Лаврова С.В. - Кафкианская тема в современном музыкальном театре: оперы «У врат закона» Сальваторе Шаррино, «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса c. 1-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29024

Аннотация: Статья посвящена анализу современных опер, основывающихся на творчестве Франца Кафки. В статье приводится список из 24 опер, написанных на сюжеты Кафки. Наиболее распространенными произведениями для оперных интерпретаций оказываются «Процесс», «Замок», «Америка» и «Превращение».Жанровый диапазон опер также велик: от академических трактовок оперного жанра, авангардных прочтений до джазовой оперы и мюзикла. В фокусе исследования подробно анализируются три оперы: У врат закона» Сальваторе Шаррино «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса. Тематическое содержание прозы Кафки невероятно многообразно: он обращается к проблеме бюрократизации общества в романе «Процесс», анализирует сущность тоталитаризма («В исправительной колонии»), поэтику и психоаналитическую сущность сновидений в романе «Превращение». Основным выводом из проведенного анализа становится то, что, обращаясь к миру Кафки, каждый из композиторов находит в произведениях Кафки не только близкие своим творческим идеям темы, такие как: уничтожающее всевластие бюрократии, одиночество и разрушение межчеловеческих связей, «восстание тела», невозможность найти ответ на фундаментальные вопросы бытия, но также и отправную точку ярких пространственно-звуковых образов.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Лаврова С.В. - Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов » — реквием по материи c. 24-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28551

Аннотация: Статья посвящена жанру мультимедиа-оперы, представленному в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. Последнее произведение композитора, ушедшего в мир иной в возрасте 41 года — это также проекция жанра реквиема эпохи Новых медиа. В контексте специфических особенностей New Media art анализируются: текстовая основа «Индекса Металлов», процессы формообразования, а также взаимодействие абстрактного видео и музыки. Множество ассоциаций и аллюзий, проявляющих себя в мультимедиа-опере, рассматриваются в контексте творческих установок композитора. Особенностями воплощения жанра являются трансформация тотального восприятия зрителя, погружаемого в раскаленную материю плывущих звуков, форм и цветов, обладающую мощным гипнотическим воздействием. Выводом из исследования становится наличие процесса жанровой трансформации, где выход восприятия за границы физического тела у слушателя достигается черезчужеродный звуковой материал и слияние воедино визуальных, звуковых и ассоциативно-вербальных средств интерпретации содержания «Индекса Металлов».
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-3
Лаврова С.В. - Пространство звука и понятие «гештальта» в новой музыке c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25012

Аннотация: Статья посвящена визуализации звукового образа в Новой музыке. Визуальный образ соотносится с понятием гештальта, а звуковое восприятие — с гештальт-психологией. Гештальт даже в большей степени принадлежит искусству, нежели наука. Каждый рецепиент может практиковать его в своем собственном ключе, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия. В процессе исследования автор обращается к различным примерам визуализации звука в Новой музыке (Я. Ксенакис, К. Штокхуазен, С. Шаррино) и к специфическим концепциям звукового восприятия, описанным в трудах композиторов новой музыки. Предпринят целостный подход к изучаемому явлению, что повлекло применение различных аналитических методов. Выводом из проведенного исследования становится наличие принципа изоморфизма как выражением структурного единства физического, физиологического и психологического миров. Статья посвящена музыкантам-профессионалам, занимающимся эстетикой и техникой современной музыкальной композиции, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами музыкального искусства в целом.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Лаврова С.В. - Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25002

Аннотация: В статье анализируются феномены времени и пространства в концепции композитора французской спектральной школы Жерара Гризе. В новой музыке понятия времени и пространства неразделимы: время — это способ организации событий в акустическом пространстве, в связи с чем, пространственно-временная парадигма определяется принципом многомерности, в основе которого лежит принцип организационного единства от уровня микро- до макро- пространства. В процессе анализа автор обращается к лиминальной — пороговой концепции времени и пространства спектрализма и особой методологии Жерара Гризе, опирающейся на природно-физиологические процессы. В контексте философии времени, автор рассматривает трактат Ж. Гризе «Tempus ex machina» и выводит из него ось координат системы. Для дальнейшего анализа привлекается одноименная композиция Ж .Гризе, в связи с чем описываются ритмические паттерны. Автор проводит параллели с теорией информации Молля а также естественно-научным законом Вебера-Фехнера. Финальным выводом из проведенного исследования становится, то что технологии освоения внутризвукового пространства в спектрализме приводят к новому звуковому концепту — звуку как феномену жизни. Переключение планов с «внутреннего убранства звука» на внешние факторы, переход от микрофонического к макрофоническому пространству, позволяют представить звук как живое существо, выходящее из небытия и умирающее в пересечении порога тишины, что открывает особую философию жизни Жерара Гризе.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Лаврова С.В. - Метод фонореализма в творчестве Петера Аблингера: музыка как инструмент анализа реальности c. 10-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24977

Аннотация: Статья посвящена концепции фонореализма, ставшей основой художественного метода австрийского композитора Петера Аблингера. Целью исследования, проведенного в рамках данной статьи, становится выявление аналогий в технологических приемах цифровой эпохи. Фотография и акустическая фонорафия, метод 3-D моделирования и пикселизация Аблингера, грануллярный синтез, применяемый Ксенакисом — все эти грани художественного творчества в рамках современных технологий подлежат сравнительному анализу. Автор анализирует различные сочинения Аблингера, созданные с использованием метода фонореализма: вокальный цикл «Голоса и Фортепиано», цикл звуковых инсталляций «Quadraturen», а также циклы «Книга песен» и «Инструменты и фонографии». В рамках специфической методологии работы с белым шумом рассматривается цикл работ «Weiss/Weisslich». В процессе анализа автор приходит к выводу, что художественные методы музыкального, литературного и изобразительного искусства идентичны: они способствуют переосмыслению реальности в новом контексте. Музыка, как предполагает Аблингер служит анализатором реальности и провоцирует кардинальные изменения в восприятии реципиента, основывающиеся на принципиально ином отношении между шумом и музыкальным звуком. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, стремящимся более глубоко изучить музыкальные явления ХХ века, так и широкому кругу читателей, интересующемуся современной музыкаой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"