ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Хингеева Лариса Михайловна
Человек и культура, 2023-1
|
Хингеева Л.М. - Элементы шаманского костюма в контексте культурно-исторической эволюции бурятского и монгольского народов |
|
c. 67-81
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.1.37523
Аннотация: Вопросы происхождения шаманского костюма постоянно остаются в фокусе внимания исследователей, изучавших явление шаманизма бурят и монголов. Поскольку материальные артефакты являются наиболее стабильным объектом, в знаково-символической форме сохранявшим смысловое содержание. В разное время к этой проблеме обращались М. Н. Хангалов, Ц. Ж. Жамцарано, Б. Э. Петри, С. В. Иванов, Е. Д. Прокофьева, Т. М. Михайлов, Г. Р. Галданова, М. Элиадэ и многие другие. Однако окончательного понимания процесса возникновения, становления и развития костюма бурятского шамана не достигнуто. В настоящий момент есть несколько мнений маститых ученых по этому вопросу, которые не только отличаются, но и часто прямо противоречат друг другу. Автором предпринята попытка разобраться в данной теме. Изучены работы предшественников, а также рукописи М. Н. Хангалова по шаманизму из Государственного архива Иркутской области. Наряду с религиозными аспектами изучались социально-культурные, экономические условия становления шаманизма бурят, учитывалось взаимовлияние тюрко-монгольских, тибетских архаичных культов. Использованы методы исторического анализа. В процессе работы пришло понимание, что окончательную точку в данном вопросе поставить невозможно из-за очень большого числа наслоений различных культурных, религиозных, обрядовых и бытовых традиций, которые вобрал в себя шаманский культ бурят и его главный атрибут – костюм шамана. Однако автором получены новые результаты в вопросах семантики отдельных атрибутов и шаманского костюма в целом. Приведены две основные гипотезы генезиса костюма шамана: а) трансформация доспехов монгольских воинов, б) эволюция анималистических имитационных облачений. По каждой из этих теорий изложена авторская позиция. Приведен семантический смысл «скелетного стиля» в оформлении шаманского ритуального плаща.
Человек и культура, 2021-3
|
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) |
|
c. 32-45
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.3.31063
Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Философия и культура, 2018-4
|
Хингеева Л.М. - Белый и черный шаманизм в генезисе традиционных верований бурят |
|
c. 39-52
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.4.24997
Аннотация: Шаманизм является традиционной религией бурят, это основа культурного пространства бурятского народа. Одной из характерных особенностей бурятского шаманизма является его дуалистический характер, существование двух параллельных конфессий, «белой» и «черной». Для большинства мировых религий не присуще возникновение, развитие и существование духовных традиций в форме двух различных ветвей, поэтому изучение генезиса подобного феномена в бурятском шаманизме представляет несомненный интерес. В статье предпринята попытка выявления причин разделения основной религии бурят на данные сосуществующие ветви. Религиозные теории рождаются и интегрируются в культурное пространство в ходе социально-исторического развития этноса, соответственно, и изучать эти процессы следует в ретроспективе истории этого народа. Метод данного исследования – анализ исторического пути развития различных этнических групп, входящих в состав бурятского народа, выявление различий и взаимосвязей их религиозных воззрений. В ходе проведенного анализа сформулирована гипотеза генезиса дуалистического характера шаманизма бурят как отражения культурно-исторического развития полиэтнического бурятского народа. Выдвинуто предположение, что определение двух типов шаманизма могло отражать взгляд со стороны булагатского этноса, охарактеризовавшего собственный вариант религии как «белый», в противоположность воззрениям эхиритов и хори-бурят, обозначенным как «черный» шаманизм. Впоследствии эта точка зрения закрепилась как общепринятая.
|