по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Коптелова Татьяна Ивановна
Философская мысль, 2019-5
Коптелова Т.И. - Феномен неустойчивости существования современного человека в парадигме органической философии: понимание и преодоление c. 25-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.5.30028

Аннотация: Предметом исследования является проблема неустойчивости существования современного человека, которая рассматривается в парадигме органической философии, преодолевающей противоречия, возникающие в механистическом и диалектическом понимании человека, природы и техники. Органическая философия позволяет реконструировать различные интеллектуальные традиции в понимании неустойчивости человеческого существования как утраты способности адаптации к меняющимся природным и культурным условиям. Восстановление устойчивых духовных ценностей и понимание смысла человеческого существования необходимо для жизни будущих поколений. Решение проблемы смысловой, нравственной и природной неустойчивости в существовании современного человека требует интеграции достижений различных наук, единство человеческого разума, воображения и переживания (органического сочетания различных форм познания: науки, искусства и религии). Достаточно широкой возможностью и опытом интеграции знаний обладает органическая философия. Рассмотрение феномена неустойчивости существования современного человека осуществляется с использованием методологии органической философии, а также при помощи различных видов анализа (типологического и сравнительного), с привлечением метода синтеза и историко-философской реконструкции. При этом методология органической философии способствует интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, математических методов анализа и традиций интеллектуальной деятельности, сложившихся в искусстве и религии. Научная новизна исследования — рассмотрение проблемы неустойчивости человеческого существования с точки зрения органической философии. При этом парадигма органической философии позволяет преодолевать противоречия между материальным и духовным компонентами природы и техники, помогает соединять статический язык классической науки с динамическим языком искусства, интегрирует религиозную христианскую традицию с интеллектуальными достижениями материалистического взгляда на мир.
Сельское хозяйство, 2019-4
Коптелова Т.И. - Интеграция знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении агроэкологических вопросов (на примере Нижегородской ГСХА) c. 10-22

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.4.30191

Аннотация: Предметом исследования является опыт интеграции научных знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении агроэкологических вопросов с целью повышения экономической эффективности и принятия оптимальных управленческих решений в сфере АПК. Данная проблема рассматривается на примере Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. Анализ изучаемого предмета предполагает рассмотрение результатов согласованного использования инновационных разработок различных отраслей научно-практического знания в решении важнейших агроэкологических проблем и повышении эффективности управления интеллектуальными ресурсами для обеспечения устойчивого экономического развития сельских территорий. Рассматриваются теоретические и практические аспекты синтеза научных знаний в решении указанных проблем, а также возможности интеграции содержания научно-образовательных процессов и производственной практики в аграрных вузах России. Исследование проведено с использованием различных видов анализа (типологического и сравнительного), с применением метода историко-философской реконструкции. Научная новизна данного исследования заключается в том, что интеграция научных знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении актуальных вопросов агроэкологии рассматривается с точки зрения органической философии (на её методологической основе) с привлечением научно-образовательного и производственного опыта Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.
Философская мысль, 2018-11
Коптелова Т.И. - Картина живого мира в парадигме органической философии c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.11.27606

Аннотация: В научной статье рассматриваются перспективы создания новой картины мира при помощи органической философии. Анализируются методологические возможности различных философских парадигм в формировании картины живого мира. При этом органическая философия рассматривается как система знаний, интеллектуальная традиция, фокусирующая внимание на функциональной цельности объектов действительности и законах живой природы. Речь идёт о необходимости творческого познания мира, предполагающего единство человеческого разума, воображения и переживания. Раскрывается научный потенциал органической философии, позволяющий исследовать всё множество национальных культурных парадигм, отражённых в различных интеллектуальных традициях. Анализируются противоречия механистической картины мира и способы их разрешения в органической философии. Обосновывается целесообразность обращения к органической философии в сфере формирования новой научной методологии, ориентированной на синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Научное возвращение к картине живого мира возможно с использованием методологии органической философии (её особой феноменологии и герменевтики), а также при помощи типологического и сравнительного анализа, метода синтеза и историко-философской реконструкции. В научной статье показан интегрирующий потенциал органической философии, её способность через феномен жизни соединять различные формы познания мира. Органическая философия в картине живого мира позволяет использовать сопряжение динамичности познавательной деятельности со статичностью духовных идеалов. При этом динамичность познания раскрывается через индивидуальное переживание того или иного фрагмента действительности. Картина живого мира формируется на основе принципа цельности – согласования различных форм познания, интеллектуальных и культурных традиций, как реализация более широкого взгляда на мир.
Сельское хозяйство, 2018-1
Коптелова Т.И. - Важнейшие принципы агроэкологического сознания в парадигме органической философии (на примере Нижегородской ГСХА) c. 66-75

DOI:
10.7256/2453-8809.2018.1.27966

Аннотация: В научной статье исследуется феномен агроэкологического сознания и его важнейшие принципы. При анализе данной проблемы применяется методология, разработанная органической философией. Рассматриваются этическая, эстетическая и производственно-прикладная составляющие агроэкологического сознания, а также законы логики органического мира и творческий (созидательно-альтруистический) характер мышления. Исследуется комплексный подход в формировании целостного агроэкологического сознания, создающий условия для более глубокого представления результатов взаимодействия с конкретным природным ландшафтом в процессе сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим рассматривается научно-практический и учебно-образовательный опыт Нижегородской ГСХА. При анализе агроэкологического сознания как необходимого условия безопасности сельскохозяйственной деятельности и образовательно-воспитательной задачи аграрного вуза использовалась методология органической философии и важнейшие принципы коэволюции. В связи с чем, цель данного исследования — анализ важнейших принципов агроэкологического сознания, предложенных органической философией, и возможность их применения в конкретной предпринимательской деятельности на селе. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении агроэкологического сознания в парадигме органической философии на примере научно-практической и учебно-образовательной деятельности Нижегородской ГСХА. Парадигма органической философии предполагает: 1) глубокое видение агроэкологических проблем с учётом биолого-географических и культурно-исторических условий конкретного региона; 2) воспитание целостного экологического сознания современной молодёжи; 3) возможность применения научного потенциала отдельного аграрного вуза в организации деятельности малого и среднего бизнеса на селе.
Философская мысль, 2017-9
Коптелова Т.И. - Музыкальная эстетика XXI века в парадигме органической философии c. 101-114

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23635

Аннотация: В статье рассматриваются различные музыкальные эстетические парадигмы. Анализируются возможные направления развития музыкальной эстетики в XXI в. Музыкальное творчество исследуется с позиции парадигмы органической философии. Рассматривается проблема влияния эстетических идеалов авангардной музыки XX в. на современное музыкальное искусство. Исследуется эстетика песенной формы. Рассматривается возможность «неоклассического синтеза» - создания в современной музыкальной эстетике представления о новой классике, продолжающей традиции XVII-XIX вв., сохраняющую песенную форму как выражение национального характера и изначальной цельности искусств (музыки, поэзии, танца). Вместе с тем в данной работе рассматриваются проблемы духовного кризиса современности, отражённые в эстетических идеалах музыки. При анализе современной музыкальной эстетики используется методология органической философии (её особая феноменология и герменевтика), а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет ставить вопрос о музыкальной эстетике как феномене через обращение к историческому развитию её интерпретаций в качестве явлений культуры. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные эстетико-музыкальные парадигмы. Феноменологические методы в рамках органической философии не только дают возможность уяснить идеальную сущность музыкальной эстетики, но и включить её в контекст национальных и общечеловеческих традиций. Герменевтическая методология позволяет раскрыть индивидуальные интерпретации музыкального творчества, представленные отдельными композиторами, философами, культурологами. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении музыкальной эстетики XXI в. сквозь призму органической философии. Парадигма органической философии позволяет с очевидностью осознать необходимость творчества как неотъемлемой части человеческого существования и удивительного феномена, без которого невозможна жизнь будущих поколений. В этой связи органическая философия раскрывает детерминацию будущего и позволяет рассматривать четвёртое измерение музыкальной эстетики, сопряжённое со всей палитрой человеческих чувств, с общеродовым, врождённым, свойством духовных потребностей, а также индивидуальной их реализацией.
Сельское хозяйство, 2017-4
Коптелова Т.И. - Органическая методология устойчивого развития сельских территорий (на примере Нижегородской ГСХА) c. 83-94

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.4.26011

Аннотация: В научной статье исследуется устойчивое развитие сельских территорий на примере Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии с применением органической методологии. Рассматриваются возможности аграрных вузов, которые способны предложить комплексный подход, гармонично сочетающий теорию и практику, синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний в решении проблем устойчивого развития сельских территорий. Анализируется опыт Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии в реализации новейших проектов, направленных на сохранение населения сельских территорий и привлечение молодёжи в АПК России. Предлагается формирование «традиционно-инновационной» модели сельского хозяйства будущей России, сочетающей новейшие технологии с многовековыми традициями организации хозяйственной жизни сельских территорий. При анализе устойчивого развития используется методология органической философии, а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет рассматривать устойчивое развитие через обращение к истории данной проблемы и её различным научным интерпретациям. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные интеллектуальные традиции и философские парадигмы в понимании устойчивого развития сельских территорий (транснациональные и этнические хозяйственные модели). Научная новизна исследования заключается в применении органической методологии к решению проблемы устойчивого развития сельских территорий России (на примере Нижегородской ГСХА). Парадигма органической философии позволяет осознать необходимость творческой адаптации для полноценной экономической деятельности. Духовное творчество сообщает спонтанность и пластичность экономике, способствующую устойчивому развитию всех сфер жизнедеятельности общества. И устойчивое развитие сельских территорий — целостное явление, в рассмотрении которого необходимо применять комплексный подход, учитывающий неповторимость этнических моделей хозяйственной деятельности.
Сельское хозяйство, 2017-3
Коптелова Т.И. - Агроэкология как приоритетное направление деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования (на примере Нижегородской ГСХА) c. 43-51

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.3.24045

Аннотация: В статье анализируется проблема гармонизации взаимоотношений общества и природы. Исследуются возможности формирования нового экологического сознания при помощи агроэкологии, которая рассматривается здесь как приоритетное направление деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования (на примере Нижегородской ГСХА). В статье анализируется органическая парадигма развития высшего аграрного образования России, предполагающая этнические модели организации сельского хозяйства и замену транснациональных абстракций механистического стиля мышления логикой органического, представляющей отечественную интеллектуальную традицию и особую методологию. Представлены важнейшие аспекты агроэкологической деятельности и в области теории, и в практике. Показаны перспективы агроэкологии в решении вопросов продовольственной и экологической безопасности нашей страны. При анализе агроэкологии как приоритетного направления деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении агроэкологии XXI в. сквозь призму органической парадигмы развития высшего аграрного образования. Органическая парадигма развития высшего аграрного образования предполагает: 1) глубокое видение агроэкологических проблем с «акцентами местности» (этническими традициями организации сельского хозяйства, природными и техногенными особенностями изменения географического ландшафта); 2) воспитание нового экологического сознания современной молодёжи; 3) необходимость сохранения научного и кадрового потенциала аграрного образования России.
Сельское хозяйство, 2017-1
Коптелова Т.И. - Органическая парадигма развития высшего аграрного образования в России на примере ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА» c. 34-47

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.1.20973

Аннотация: В статье анализируется органическая парадигма развития высшего аграрного образования России, предполагающая этнические модели организации сельского хозяйства, замену транснациональных абстракций механистического стиля мышления логикой органического, представляющей отечественную интеллектуальную традицию и особую методологию. Органическая парадигма включает в себя современные научные достижения в области изучения биолого-географических и культурно-исторических факторов развития социума. Она всегда предполагает пространственно-временной, региональный, контекст. Именно органическая парадигма развития высшего аграрного образования России способствует эффективному решению таких задач аграрной науки, как обеспечение продовольственной и экологической безопасности, повышение качества сельскохозяйственной продукции, формирование адекватного экологического миропонимания будущих поколений. Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов для села невозможно решить, не учитывая региональную специфику: особенности географии, истории и культуры, состояние социально-экономических отношений. Вместе с тем, органическая парадигма способствует эффективному решению проблемы «закрепляемости» специалистов-аграриев на селе. Реализация органической парадигмы показана на примере ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА», что позволяет раскрыть накопленный отечественной наукой потенциал, необходимый для решения повседневных проблем в сельском хозяйстве конкретного региона и формировать общую стратегию подготовки специалистов-аграриев в нашей стране. В статье представлен опыт инноваций и традиций ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА», а также альтернативные западной аграрной науке подходы в решении актуальных вопросов развития АПК и высшего аграрного образования современной России. Органическая парадигма как основа стратегии развития высшего аграрного образования в России позволяет закрепить принцип многообразия и региональной целесообразности деятельности вузов, а также способствует сохранению и развитию бесценного опыта подготовки сельскохозяйственных кадров. Поэтому при анализе органической парадигмы развития высшего аграрного образования России использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный (компаративным) анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Оценивая необходимость использования инноваций и традиций в образовательной и научно-практической деятельности аграрных вузов России, необходимо разрешить целый ряд противоречий, которые возникают при внедрении новых технологий в аграрном секторе экономики и необходимости сохранения национальных традиций хозяйственной деятельности — культурно-исторической основы сельских территорий. При этом нужно учитывать, что модели хозяйственно-экономической деятельности столь же различны и многообразны, как и уникальные национальные культуры. Органическая парадигма развития высшего аграрного образования России позволяет разрешить данное противоречие. И решение это лежит не в области умозрительных теоретических проектов или в западных моделях транснациональных аграрных корпораций, а в конкретном научно-практическом и образовательном опыте отдельных аграрных вузов России, которые сохраняя специфику своего региона, всегда способны предложить «инновационно-традиционные» решения огромного множества проблем современного АПК.
Философская мысль, 2016-12
Коптелова Т.И. - От виртуального к реальному — феномен жизни в органической логике евразийства c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.1867

Аннотация: В статье исследуется альтернативное господствующему в современной науке понимание фенома жизни в органической логике евразийства 20-30‑х гг. ХХ в., продолженной Л.Н. Гумилевым. Анализируется проблема потери адекватного восприятия телесности и органичности жизни в парадигме «виртуальной формации». В связи с чем рассматривается проблема возможности мировоззренческого поворота от механицизма к органическому пониманию реальности. Представлены важнейшие аспекты феномена жизни, раскрытые в органической логике евразийства: соответствие всегда конкретному пространству и времени, ритм и поле, цельность, многообразие, многомерность связей и отношений. Показаны перспективы дальнейшего научного исследования органической логики евразийства как основы для формирования адекватного экологического сознания будущих поколений и как важнейшего принципа научной методологии. При анализе органической логики евразийства использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Методология изучения социального развития, предложенная евразийством 220-30-х гг. ХХ в., дополненная Л.Н. Гумилевым, до настоящего момента не рассматривалась как одна из линий развития органической философии - интеллектуальной традиции, противоположной механицизму. В то же время органическая логика евразийства характеризует своеобразный стиль мышления, существующий в различных культурных традициях (гилозоизм, витализм, «цельное знание», органицизм, органический тип философии истории и т. д.). Альтернативный механистическому стиль мышления, предложенный евразийством, опирается на органическую логику, отражающую особенности и ритм жизни природных биогеоценозов, этносов и отдельного человека, без чего невозможно никакое развитие.
Философия и культура, 2016-6
Коптелова Т.И. - Постмодернизм как деконструкция жизни и вызов современной науке

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.15664

Аннотация: Постмодернизм рассматривается в данной статье не только, как феномен современной культуры, определяющий стиль жизни, вкусы и потребности цивилизованного общества, но и как особенность мышления, как вызов научному познанию. Деконструкция (направление постмодернистского критицизма, одно из проявлений глобальной унификации культуры и природы) исследуется с позиции мультинационального подхода, разработанного в отечественной традиции (евразийство 20-30-х гг. ХХ в. и теория этногенеза Л.Н. Гумилева). В данном исследовании представлен анализ современного кризисного состояния науки и предпринята попытка определить его мировоззренческие и социо-культурные причины. Вниманию читателя представлены достижения современной науки в области создания и распространения ГМО как одного из способов унификации биосферы. Достижения европейской цивилизации в распространении «общечеловеческой» культуры и уничтожении национального разнообразия, также очевидны. Наряду с основными методами научного исследования (диалектическим, сравнительным (компаративным) анализом, методом синтеза и историко-философской реконструкции), использовалась евразийская методология изучения социального развития, основанная органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций. Осознание современных мировоззренческих проблем, определяющих в настоящее время судьбу человечества, - это первый шаг на пути к формированию нового рационализма, в котором найдется место для разнообразных национальных интересов, где возможно сохранить приоритет духовных ценностей и свободу творческого поиска. Развитие научной методологии, основывающейся на органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций» способствует поиску новых путей преодолению кризиса в современном научном мышлении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.